15:44

Известный архитектор Павел Горбач вспоминает архитектурно-строительные вехи Калининграда

  1. Новости
Текст: Андрей Забелкин
Фото: Роман Городко
 
 
Павел Михайлович, мы с вами беседуем в преддверии Дня строителя. Когда, по вашему мнению, Калининград переживал лучшие и худшие времена в строительной сфере?
 
– Никогда. В строительстве нет лучших и худших времен, потому что всегда есть проблемы и достижения. Возьмем, к примеру, строительство Ленинского проспекта. То, что на нем возводили типовые и всего лишь четырехэтажные здания, – это плохо. Но то, что вообще что-то строили, – очень даже хорошо. 
Ведь центр города был практически разрушен. Множество людей проживало в подвальных и цокольных этажах. Денег не было, местной стройиндустрии тоже, цемент возили из других регионов. А во главе коммунального хозяйства стоял Литовский Совнархоз. Так в те времена в Литву вывозились, например, кенигсбергские тротуарные плиты! И в таких условиях Калининград все же, как мог, отстраивался.
Я же приехал сюда по направлению в 1971 году. И начал свою работу в «Калининграджилкоммунпроекте». И знаете, чем мы занимались? Проектированием капитальных ремонтов зданий. Да, тогда много сил было брошено не на строительство новых домов, а именно на ремонт довоенных зданий, потому что многие из них ветшали, а другие, абы как восстановленные после войны, просто рушились. Тогда было двухгодичное планирование капитального ремонта. Этакая региональная программа капремонта, которая, как мы видим, актуальна до сих пор. Но тогда, на мой взгляд, работа была поставлена лучше, чем сейчас. Около тридцати РСУ (ремонтно-строительных управлений) по всей области в первую очередь приводили в порядок жилые дома. Впрочем, новые комплексы и отдельные дома тоже возводились, например, тот же Московский проспект.
 
Вот, а вы говорите, не было лучших времен. Строили целыми проспектами!
 
– Ну, если вы так настаиваете, я бы тогда лучшими временами назвал восьмидесятые, когда председателем горисполкома был Денисов Виктор Васильевич. Помимо строительства и ремонта жилья, он ратовал и за то, чтобы Калининград был культурным городом. Для чего нужны не только кинотеатры и библиотеки, но и, скажем, музеи и органный зал. И вот мне было поручено восстановить, реставрировать и приспособить под органный зал бывшую кирху Святого Семейства на улице Богдана Хмельницкого.
Основные конструкции кирхи сохранились в хорошем состоянии, но стены были сплошь изрешечены пулями и снарядами. Однако мы не стали разбирать стены или полностью закрывать фасад другими материалами. Мы каждый поврежденный кирпич выравнивали и зачищали на глубину повреждения. Затем привозили немецкие кирпичи с других объектов и стачивали их до той формы, которая требовалась для идеальной подгонки к «родному» кирпичу кирхи. Потому здание областной филармонии сейчас и выглядит так, словно хорошо сохранилось с прошлых веков.
Как так вышло, что в 1998 году вы стали главным архитектором Калининграда?
 
– Главным архитектором я стал на основании результатов конкурса. Зачем я вообще пошел на конкурс? Я как архитектор постоянно сталкивался с тем, что в городе уже невозможно было нормально проектировать новые объекты. Скажем, вы берете «кусок» города в старом генплане, который был еще на бумаге. На плане интересующее вас место свободно, да и коммуникации позволяют строить. А на самом деле или кто-то там уже что-то запланировал строить, или появились подземные коммуникации, запрещающие возводить объект. Просто эти изменения не внесли в соответствующие генплановские чертежи. Вот я и решил попытаться навести порядок.
Но первое, с чем пришлось разбираться, – это с «шанхаем» по всему центру Калининграда. Торговцы лепили палатки, киоски, павильоны, кибитки как хотели и где хотели. Из судов с такими предпринимателями мы не вылезали. И тогда я добился постановления горсовета, чтобы обозначить в городе хоть какой-то стиль. Также мы стали проводить конкурсы по установке павильонов.
 
Взятки предлагали?
 
– А как же! Но я не брал. Помню одно из первых предложений. Заходит предприниматель и кладет на стол толстую пачку долларов: мол, видишь, насколько я тебя уважаю, но и ты меня уважь. Я ему: «Сейчас милицию вызову». А он: «Ты архитектор или дурак?» 
А потом в Калининград «зашел» крупный московский бизнес, деньги которого уже не умещались в пределах столицы… На меня стали оказывать серьезное давление, и в конечном итоге я вынужден был уйти по собственному желанию. Но перед этим тогдашнему мэру Юрию Савенко на день рождения подарил новый генеральный план, к слову, в электронном виде. И, кстати, остановил первое серьезное наступление застройщиков на зеленые зоны, но, к сожалению, после моего ухода было второе и более успешное – на парки и скверы.
 
А какова сейчас в городе «архитектурно-строительная» обстановка?
 
– Сейчас в Калининграде более шестидесяти архитектурно-проектных организаций. И всем надо зарабатывать, хотя на рынке наблюдается затишье. Поэтому многие коллеги берутся за любые проекты, даже когда заказчик настаивает, по сути, на проекте с кучей нарушений архитектурно-строительных норм и регламентов. А в итоге мы видим дома, «прилепленные» друг к другу, отсутствие парковочных мест, нормальных дворов и прилегающей территории. Почему такие дома сейчас возводят, вопрос не ко мне, а к властям города и градостроителям.
 
Но давайте закончим на том, с чего, собственно, начали, а начали мы с Ленинского проспекта. Сейчас многие ваши коллеги критикуют тот проект, согласно которому ремонтируются дома на главной улице Калининграда.
 
– Да, я знаю такой подход: дескать, на старое тело нельзя натянуть что-то новое. Но почему? Делают же людям пластические операции, ботокс вкалывают. Так и здесь. Но лучше, конечно, когда и человек, и дом внутри так же здоровы, как и снаружи. Поэтому нужен комплексный подход. Кто же против, чтобы Ленинский проспект, да и другие улицы, получили новое лицо?