Текст: Владислав Ржевский
Фото: Роман Городко, из архива автора
Им удалось пережить времена, когда у нас не жаловали немецкую архитектуру. Теперь же эти старинные сооружения словно переживают второе рождение, став важными деталями в облике современного российского города.
Все дожившие до наших дней ворота построены (реконструированы) в ходе модернизации оборонительных сооружений Кенигсберга, когда с 1843 по 1862 год создавалось второе кольцо вально-бастионных укреплений. Потом город вырвался за пределы кольца, а сами укрепления устарели. И кольцо решили превратить в садово-парковый «зеленый пояс».
Увы, не все пережили эту градостроительную революцию. Так, в 1912-м ушли в историю Штайндаммские ворота. Они считались самыми красивыми. Однако снос был неизбежен. Сегодня эти ворота располагались бы в самом центре города – рядом с мэрией. Но уже и тогда, сто лет назад, они стали мешать движению.
Фридрихсбургские ворота сильно пострадали во время войны.
Основа основ
Аусфальские (то есть выездные, для вылазок) ворота давно потеряли свое назначение и утратили первоначальный вид. Еще в начале прошлого века они никуда не вели, проем был заложен кирпичом. Тем не менее, в отличие от Штайндаммских, эти ворота все-таки уцелели, в 1995-м превратившись в… фундамент часовни, возведенной у мемориала 1200 гвардейцам. Немудрено, что даже среди калининградцев мало кто знает о существовании в городе еще и Аусфальских ворот.
Туда не ходят поезда
Железнодорожные ворота находятся рядом – с другой стороны мемориала. Проходившие раньше через них пути демонтированы. Но зато «крыша» ворот используется в качестве моста. Недавно ворота-мост реконструировали, в результате одна из арок превратилась в галерею за стеклом. А скоро тут должен открыться… планетарий!
Здесь был Петр
Двигаемся дальше, чтобы на улице Портовой задержаться у Фридрихсбургских ворот. Это все, что осталось от крепости Фридрихсбург, где русский царь Петр I учился артиллерийскому мастерству. Здесь же он справил свое 25-летие.
Во время штурма Кенигсберга ворота сильно пострадали. После войны использовались в хозяйственных целях и, несмотря на статус памятника архитектуры, продолжали разрушаться. Однако в 2007-м Фридрихсбургские ворота были переданы Музею Мирового океана. И с 2011-го здесь с успехом работает его филиал.
Курс – на Бранденбург
Расположенные на улице Багратиона Бранденбургские ворота свое название получили из-за дороги, проходящей через них и ведущей в Бранденбург. Ныне это поселок Ушаково Гурьевского района, где можно увидеть руины одного из самых старых замков Пруссии.
Эти ворота – единственные в городе, которые все еще в полной мере выполняют главную функцию любых ворот: через них проходят транспорт и пешеходы. Объект на балансе регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний. Ворота уже приведены в порядок. А сейчас благоустраивают прилегающую территорию. Для чего город только что выделил 50 тонн булыжного камня.
На пути к Фридланду
Расположенные на углу проспекта Калинина и улицы Дзержинского Фридландские ворота приводить в порядок начали еще в конце 80-х. Инициатор – Александр Новик (1956-2001), директор парка имени 40-летия ВЛКСМ (ныне – Южный). На сегодня ворота выглядят как картинка, а расположенный внутри музей – один из лучших в области.
Назвали ворота так, потому что через них шла дорога на Фридланд (ныне – Правдинск). А суровые мужчины на фасадах – воссозданные скульптуры Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена и верховного комтура Фридриха фон Цоллерна.
Денег нет, но…
Закхаймские ворота (на перекрестке Московского проспекта и Литовского вала) имя свое получили от бывшего района Закхайм (заплечный мешок). В транспортной жизни больше не участвуют, дороги проложены мимо. И вообще вся жизнь шла мимо них. Пока в 2013-м запущенное здание не стал приводить в порядок Калининградский союз фотохудожников. Так на карте города появился объект культуры, каких еще не было в Калининграде – арт-платформа «Ворота». Правда, сейчас она на грани закрытия – из-за невозможности вносить новую, более высокую арендную плату. Но это, как говорится, уже другая история.
Именем короля!
А мы уже на углу Литовского вала и улицы Юрия Гагарина. Королевские ворота. До 1811-го они назывались Гумбинненскими (через них шла дорога на Гумбиннен, ныне – Гусев). Новое имя связано с королевскими выездами через эти ворота на воинские учения и смотры. При реконструкции первый камень был заложен в 1843-м в присутствии короля Фридриха Вильгельма IV. Присутствовал он и на церемонии освящения ворот в 1850-м. А также следил за реализацией проекта, требуя, чтобы объект был не только прочным и удобным, но и эстетически выразительным.
После войны ворота оказались заброшены, хоть и получили статус памятника. А в 1978-м облисполком обратился в Москву с просьбой об отмене статуса, чтобы их снести. В столице отказали. Хотя сохраненный статус спасал лишь от сноса. В целом же отношение осталось варварским.
Но в ноябре 2004-го эти ворота вдруг «назначили» символом 750-летия Калининграда – их силуэт стал эмблемой праздника. А внутри должен был расположиться еще один филиал ММО. И закипела работа – ведь объект требовалось сдать к июлю 2005-го.
Сложнее всех пришлось скульпторам-реставраторам. Они должны были восстановить на фасаде статуи отцов-основателей Кенигсберга: чешского (богемского) короля Оттокара II Пшемысла, герцога Альбрехта и короля Фридриха I. Учитывая повреждения, речь шла скорее о воссоздании. Причем отсутствовало главное – головы. И лишь приблизительно можно было понять, как они выглядели, – детальных изображений не имелось. Так что во многом реставраторы работали «по наитию». А когда сделали, тут же были вынуждены… переделывать. Все-таки нашлись крупные старые снимки еще целых скульптур на воротах – и головы там существенно отличались от того, что получилось поначалу.
На днях фасад затянули ремонтной сеткой – пришло время снова «чистить перышки».
Общепит сменил транзит
И наконец – площадь Маршала Василевского, Россгартенские ворота. Как и Закхаймские, свое имя они обрели по названию района. Бывший Россгартен (конские сады или выпасы) простирается от современной улицы Фрунзе на север, вдоль Нижнего пруда, до улицы Невского.
Россгартенские ворота тоже очень хороши собой. А зайдя внутрь, попадаешь в первый в Калининграде специализированный рыбный ресторан.