Текст: Андрей Забелкин
Фото: Эдуард Молчанов, из архива АНО «Дирекция Калининград 2018»
Павел Георгиевич, насколько я понимаю, многие проблемы уже позади. Но все-таки, чем был обусловлен выбор места под строительство стадиона?
– Выбор места принадлежит целой группе людей. Я не буду сегодня говорить обо всех персонах, но выбор осуществлялся с участием первой «пионерной» группы представителей FIFA, экс-губернатора Георгия Бооса и архитектора Татьяны Кондаковой. Они совместно оценили представленное место по логистике, по всем вопросам, связанным с будущим развитием города, поэтому строительство стадиона на Октябрьском острове было одобрено.
Но это не значит, что все проходило без каких-либо серьезных испытаний. Три года назад мы с министром строительства Калининградской области летали в Москву и там держали экзамен. Нас тогда уже «допрашивали с пристрастием» о конкретных способах, какими мы хотим получить искусственный, по сути дела, остров. И спрашивали нас об этом люди высокопоставленные, которые, например, были более чем в курсе того, как в Сочи, в Имеретинской болотистой низменности, возводились объекты к Олимпийским играм 2014 года.
Когда мы рассказали, что собираемся применить метод вертикальных дрен при консолидации грунтов, нам сказали: вы на правильном пути. Во всем мире это оптимальный способ для реализации подобного градостроительного решения. В свою очередь я видел его в Нидерландах, Малайзии, его применяют в Китае. Да, риски при работе на таких территориях есть. И мы столкнулись с определенными проблемами, но все их удалось решить.
Кстати, в самом начале у нас была такая идея – обкатать строительство на специальном полигоне. Но она умерла вместе с первым подрядчиком – компанией «Мостовик» и ее проектом 45-тысячного стадиона. Однако это, возможно, и к лучшему. Если бы мы держались за тот проект, то суммы на его реализацию могли потенциально вырасти до стоимости «Зенит-Арены». А 35-тысячник нам оказался вполне по силам.
Впрочем, с реализацией нового проекта мы опаздывали практически на год. И положение Калининграда как города, принимающего игры чемпионата мира, было достаточно шатким. В тот момент очень важную роль сыграл визит в Калининград Виталия Мутко. Мы тогда как раз бурили скважину на 52 метрах и испытывали ее с нагрузкой 1600 тонн. И Николай Цуканов очень правильно поступил, взяв на себя все возможные риски. Он сказал министру спорта: «Вы доверьте, и мы не подведем». И Мутко, в свою очередь, привез Владимиру Путину следующее решение: инженерная подготовка в Калининграде осуществляется правильно.
Затем был определен генподрядчик – компания АО «Крокус Интернэшнл». И нам с ним повезло. Дело в том, что владелец ГК «Крокус Групп» Азар Агаларов имеет в Америке свое проектное бюро. А в Штатах очень широко применяются стальные конструкции для подобных сооружений. Данный опыт позволил нам отказаться от тяжелых буронабивных свай (БНС) и ограничиться традиционными, которые делают наши заводы. К тому же стальной так называемый сухой каркас не зависит от погодных условий. Такая технология ускорила наши работы примерно на полгода, хоть нам все же и пришлось забить
28 тысяч свай.
А основной несущей конструкцией трибун и подтрибунных помещений является рамно-связевой каркас, состоящий из стальных колонн, балок перекрытий, наклонных балок трибун, связей, железобетонных перекрытий, равномерно расположенных железобетонных радиальных и кольцевых диафрагм и стен лестничных клеток, обеспечивающих жесткость и устойчивость каркаса. Эти и другие проектные решения также позволили нагнать график. В результате мы получили довольно быстро возведенную гармоничную и отвечающую всем требованиям систему, из которой сложился наш стадион.
17 309 638,41 руб. – стоимость строительства объекта «Стадион Калининград».
Но некоторые скептики все же считают, что стадион и объекты инфраструктуры на острове рано или поздно «поплывут»…
– В этом плане сомнений в реализованном свайном поле нет никаких. А скептикам я скажу словами профессора Николая Амосова: только дураки не боятся собственной работы. Перед тем как выбрать отметку высоты, от которой все строится, в Москве, в институте гидротехники, были смоделированы критические нагонные явления для Калининграда аж на сто лет вперед. Такой отметкой оказался нагон воды до 2,18 метра. У нас же самая низкая отметка, на которой располагаются дорожки на острове, – от 2,6 метра. Кроме того, с учетом мощных стенок со стороны Старой Преголи и других объектов гидротехнической системы, стадион абсолютно защищен. Я уже и не говорю про дренажные каналы и современную водоотводящую систему в самом грунте.
Кстати, вы знаете, что Калининград сейчас официально отнесен к сейсмоопасной зоне? Поэтому стадион дополнительно выполнен в требованиях строительства для 7-балльной зоны. Так, при монтаже металлического каркаса применены немецкие сейсмоизолирующие опоры «браундмаунд», компенсирующие перемещения металлического покрытия в горизонтальной плоскости.
А как сейчас обстоят дела с выполнением графика? Успеваем?
– Все объекты чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в Калининграде строятся согласно графику. Сроки очень напряженные, но при этом реальные. Нет никаких сомнений в том, что все запланированные объекты инфраструктуры в рамках футбольного турнира будут сданы в срок.
Вот вы сами посмотрите нашу документацию на каждый объект. Десятки подрядчиков, сотни единиц техники, 2,5 тысячи рабочих каждый день должны выполнять конкретное задание. У каждого исполнителя есть четкий график выполнения работ, которому он обязан следовать.
В свою очередь я начинаю утро с того, что по веб-камере наблюдаю, как весь этот сложный механизм работает. Ежедневно мониторим графики, ставим новые задачи, проводим совещания, выезжаем на объекты, включая 2-ю и 3-ю смены.
Сейчас на стадионе уже начаты работы по подготовке поля, идет отсыпка специальных фракций щебня, песка, реализуется устройство подогрева из горизонтальных трубопроводов. Я предполагаю, что в Калининграде с газоном (а именно он является главным элементом для всех стадионов чемпионата мира по футболу 2018) будет все нормально – удачно взойдет и перезимует.
Если говорить в целом о территории вокруг стадиона, то уже идет укатка мест под парковки. Ведется строительство локальных очистных систем (ЛОС), устраиваемых на каждые
10 гектаров площади, которые улавливают песок, нефтепродукты и осуществляют глубокую очистку ливневых и дождевых стоков. Эти сооружения позволяют совместно с осушительным дренажем иметь под плиткой и асфальтом грунт оптимальной влажности.
Когда стадион будет сдан «под ключ»?
– В конце декабря 2017 года должны подписать так называемый ЗОС. Этот документ говорит о том, что все работы выполнены в соответствии с проектом. После чего заказчик – Министерство спорта Российской Федерации – приступит к передаче объекта FIFA и оргкомитету «Россия-2018» для тестовых испытаний, комплектования эксплуатационными кадрами и других специфических действий для проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
Сейчас приводятся в порядок и протокольные маршруты на прилегающей к стадиону территории. Если говорить об острове – это Солнечный бульвар от могилы Канта, через Медовый и Юбилейный мосты к стадиону. Там даже здания будут иметь тематику чемпионата. Так, Забивака, возможно, появится на одной из стен… В общем, будет интересно и красиво.
А что с Восточной эстакадой?
– Этот объект появился в достаточно сложной обстановке. Но надо отдать должное заместителю председателя правительства Калининградской области Александру Рольбинову и руководителю областного министерства развития инфраструктуры Елене Дятловой, которые доказали его необходимость, несмотря на сложность прохождения трассы. Ведь дороги идут по бывшему АОЗТ «Дарита». Необходимо было выкупить земли, снести несколько зданий и тому подобное.
В настоящее время там есть определенные сложности с доставкой металлоконструкций, но к решению вопроса уже оперативно подключилось региональное министерство развития инфраструктуры. Несмотря на временные трудности, с большой степенью уверенности можно сказать, что к концу года рабочее движение там будет открыто, а сам объект сдадут в срок.
Сейчас возведение мостового сооружения Восточной эстакады находится на историческом этапе. Конструкцию мостового перехода общим весом 4500 тонн надвигают с помощью гидравлических домкратов от одной опоры к другой со скоростью 4 метра в час.
В общем, если верить вашим словам, матчи чемпионата мира в Калининграде пройдут достойно, во всяком случае, необходимая инфраструктура будет готова. А что будет со стадионом после турнира?
– После чемпионата «Стадион Калининград» станет домашним полем ФК «Балтика». Помимо этого, на главной арене Калининграда можно будет проводить различные спортивные массовые мероприятия, концерты и шоу.
Вероятнее всего, на территории комплекса разместятся детско-юношеские спортивные школы по футболу, гимнастике, легкой атлетике и другим видам спорта, а также фитнес-центры.
Таким образом, стадион станет не только центром массового привлечения людей для проведения семейного, спортивного и культурного досуга, но и новой точкой притяжения как для самих калининградцев, так и для гостей города.
Но давайте вернемся в день сегодняшний. Вот что хотелось бы отметить особо. Если бы не наши региональные строительные предприятия, генеральному подрядчику на острове было бы весьма сложно уложиться в установленный график выполнения работ. На стройке есть такое понятие – организационно-техническая надежность (ОТН). Так вот, наши – надежны. И днем и ночью, в праздники, в выходные местные производители поставляли на Октябрьский остров необходимые материалы, конструкции и изделия. Это домостроительный комбинат «ХХI век», заводы «ЖБИ-1ый», «ЖБИ-2», БМК и многие другие компании.
112 511 м2 – площадь «Стадиона Калининград».
52 млрд руб. – общая сумма инвестиций во все объекты инфраструктуры в Калининграде к чемпионату мира.