Текст: Владислав Ржевский
Фото: из архива автора
Построить новый город на месте старого – впервые эту идею у нас озвучили еще в 40-х. Как говорили когда-то, «советское – значит лучшее». Прусскую же архитектуру называли примитивной, устаревшей, удручающей. Об этом «проклятом прошлом» ничто не должно было напоминать.
Появившийся в 1963 году Ленинский проспект стал, так сказать, пробой пера. В газетах с придыханием писали о «новой магистрали». Хотя и в 60-х многие понимали, что главная улица Калининграда получилась невыразительной, мягко говоря.
Курс – на Москву
1970-й. Этот год – поворотный в истории застройки Калининграда. Тогда приступили к созданию «сердца города» (не путать с современным проектом), началось формирование центральной площади, с которой должно было устремиться в небо здание № 1 – Дом Советов.
Одновременно началось и формирование парадного подъездного пути к новой площади – будущего Московского проспекта.
В ту пору это была улица Московская. Однако своему «столичному» названию она совсем не отвечала. Была узкой и плохонькой. А вела по большей части через пустыри с руинами.
Но не просто так ее так громко нарекли. Она совпадала с главным направлением – на Москву. Вот в итоге и постановили: основной магистрали Калининграда быть здесь!
Жилье нового поколения
При этом следовало избежать ошибок, допущенных ранее. Значит, нужны передовые проекты, материалы и технологии. Тем более что стройиндустрия региона к тому времени «подросла», уже могла обеспечить сооружение подобных объектов.
Именно на улице Московской в 1972-м появились первые в областном центре жилые здания, которые тут же прозвали «кораблями». Как писала в те дни «Калининградская правда», эти дома «резко отличаются от других. Во-первых, размерами – 140 метров в длину и девять этажей в высоту, сразу на двести семей! Отличаются они и внешне: благодаря специальной отделке блоков дома кажутся высеченными из мрамора. Улучшена и планировка: увеличена площадь кухонь, нет смежных комнат».
Нынче «брежневки», пришедшие на смену «хрущевкам», тоже ругают. В немалой степени потому, что чем дальше, тем хуже было качество строительства (вспомните «падающий» дом на Моспроспекте, 70). Но тогда большинству такие дома действительно казались даже красивыми.
Стала улица проспектом
К декабрю 1974-го первая очередь этого проекта была завершена. И горисполком с чувством удовлетворения решил: переименовать улицу Московскую в Московский проспект.
Сначала был реконструирован участок от Литовского вала до первого эстакадного моста (сдан в эксплуатацию в 1972-м). Правда, от вала до улицы Грига к тому времени успели настроить «хрущевок». Однако силуэт улицы здесь поправили, построив здания-башни. А уже далее к центру возводили и вовсе только «продвинутые» дома.
При этом, если была возможность, немецкие строения уже сохраняли, вписывая их в новый ландшафт. Радикальный настрой «До основанья, а затем...», к счастью, ушел в прошлое.
Особой гордостью новой магистрали стали фонари-«ромашки». Необычные симпатичные светильники еще и оригинально решили освещение проспекта: подсвечивали не только шоссе и тротуары, но и фасады домов.
А теперь – «горбатый»!
В 1976 году по Моспроспекту пустили троллейбус. Сперва до улицы Ялтинской, в 1978-м троллейбусный маршрут № 5 был удлинен до нынешнего кольца. А возможным это стало благодаря появлению «горбатого» моста.
В те времена целлюлозно-бумажный завод в поселке Октябрьском еще вовсю работал. Через проспект туда-сюда ходили грузовые составы. Сооружение здесь путепровода стало событием. Жаль, сделали его грубовато: слишком крутыми получились подъемы – машины на этих «горбах» порой подбрасывало, как на трамплине.
Недавно «горбатого» демонтировали – в связи со строительством Восточной эстакады. Но взамен уже возводят новый мост. Едва ли он окажется столь же крут. Только, думается, и его будут называть «горбатым». Называют ведь «берлинским» мост, сменивший старую «берлинку».
Как на Западе
В 1978 году был открыт впечатляющий мемориал «Морякам Балтики» – первый памятник на Московском проспекте. А в 1980-м на излете этой магистрали открылся первый в области мотель – «Балтика». К слову, в связи с его появлением, чтобы не было путаницы, одноименную гостиницу переименовали в «Чайку», а ресторан «Балтика» – в «Орбиту» (ныне – «Гранд Холл»).
Мотель был построен к московской Олимпиаде-80. Это здание и сегодня обращает на себя внимание. А тогда о новой гостинице восхищенно говорили: «Как на Западе!» Также тут появился монументальный въездной знак. Саму же трассу реконструировали: спрямили и расширили, соорудив развязку с окружной дорогой.
«До» и «после»
Моспроспект на участке от Школы милиции до Литовского вала архитектурно уже давно сложился. Здесь из серьезных перемен последних лет – открытие движения по второму эстакадному мосту и появление отеля возле первой эстакады. Из ожидаемых вскоре событий – переезд Художественной галереи в бывший Дворец культуры моряков и снос треснувшего дома № 70. Причем власти обещают, что строить на его месте ничего не будут.
Будут, не будут... Поживем – увидим. Равно как никто, наверное, пока не знает, что ждет район Моспроспекта у Дома Советов. Судя по всему, еще не решено, станут здесь возводить кварталы «под старину» или же этот район будет развиваться по вектору, заданному еще в советский период.
Развитие Моспроспекта на участке от Литовского вала до окружной дороги в свое время оставили «на потом». В последние годы эта территория быстро меняется. Былые рабочие поселки застраиваются элитным жильем, промзоны обретают все более цивилизованный вид. Так что теперь это один из самых перспективных районов Калининграда.
А еще нельзя не упомянуть Закхаймские ворота. Они расположены на старой городской границе, которая сегодня условно делит Московский проспект на «до» и «после». Почти 70 лет эти ворота были заброшены. И вот – стали «арт-пространством».
На карте Калининграда появился объект культуры, каких у нас еще не бывало. И эта новая точка притяжения уже не разделяет, а напротив, словно соединяет Московский проспект в единое целое.
Начало 60-х, улица Московская.