Эксперты проекта Общероссийского народного фронта "За права заёмщиков" совместно с аналитиками Ассоциации защиты информационных прав инвесторов составили список проблем, с которыми чаще всего сталкиваются клиенты кредитных организаций. Как сообщили в ОНФ, эксперты изучили около 4,5 тысячи жалоб, оставленных гражданами на популярных финансовых сайтах (banki.ru, sravni.ru, bankir.ru). Выяснилось, что чаще всего люди жалуются на навязывание дополнительных финансовых услуг, проблемы по кредитным продуктам и вкладам, а также на превышение банками своих полномочий при работе с клиентами, имеющими просроченную задолженность.
Например, вместе с необходимой финансовой услугой — быстрым потребительским кредитом или автостраховкой — поставщики навязывают дополнительные услуги, удорожающие продукт. Среди продуктов, за которые люди не готовы переплачивать, — страховки и платные уведомления. Некоторые банки не полностью информируют об условиях предоставления финансовой услуги.
"Очевидно, потребители понимают, что навязывание услуг — это незаконно. Но отсутствие превентивного надзора со стороны регулятора — Центробанка РФ — создаёт ситуацию "не пойман — не вор". В результате особо грамотным клиентам, которые знают о неправомерности подобных действий, просто отказывают в получении финансовой услуги без объяснения причин", — отметил член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель проекта ОНФ "За права заёмщиков" Виктор Климов.
Ещё одна серьёзная проблема, с которой столкнулся каждый пятый недовольный, — это превышение полномочий при взыскании долгов: раскрытие персональных данных, необоснованные уведомления о просроченной задолженности, ошибочные звонки, звонки в ночное время и угрозы.
Остальные 40% жалоб практически поровну разделились на проблемы по кредитным или сберегательным продуктам. Люди недовольны техническими ошибками в системах банка, искажением кредитной истории, проблемами с реструктуризацией, введением комиссий за пополнение и выдачу средств со вклада, отказами в выдаче средств.
Среди кредитных организаций, наиболее часто упоминаемых в жалобах граждан, — банк "Русский стандарт", Сбербанк, "Альфа-банк", ВТБ, "Почта-банк".
Лидерами по числу жалоб на навязывание дополнительных услуг по кредитным и депозитным продуктам, а также информационных и прочих услуг стали "Почта-банк", "Ренессанс-кредит" и ВТБ. "Плюс-банк" оказался лидером по числу жалоб на навязывание дополнительных услуг в автосалонах.
На превышение полномочий при взыскании долгов чаще всего жалуются клиенты банка "Русский стандарт", "Альфа-банка", "Бинбанка". Эти же три организации собрали большинство претензий, связанных с выдачей и обслуживанием кредитных продуктов. По обращениям граждан, связанным с реструктуризацией кредитов, в числе лидеров оказались ВТБ, банки "Восточный" и "Русский стандарт". Проблемами со сберегательными продуктами чаще всего недовольны клиенты "Бинбанка" и Сбербанка.
Авторы проекта обещают разместить полученные данные в открытом доступе, а также передать их регулятору на ближайшем заседании экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Центральном банке РФ.