Сколько у калининградцев шансов создать настоящий лофт и как сделать пространство «с историей», рассказывает эксперт индустриальных пространств, создатель Ilikeloft.ru Марина Юшкевич.
Стилизация под лофт в современном пентхаусе. Здесь все, включая стены, воссоздано из старых материалов и встроено в стеклянную современную «коробку».
Архитектор: Лев Луговской.
Фото: Леонид Черноус.
Марина
Юшкевич,
историк
искусства,
создатель
ilikeloft.ru
С одной стороны, со страниц глянцевых журналов нас уверяют, что лофт на пике моды, приводя в пример интерьеры новомодных ресторанов, баров, отелей и жилых апартаментов. С другой — все чаще поговаривают, что стиль устаревает, что кирпичные стены — моветон, а индустриальный дизайн доживает последние дни.
Будем честными: действительно рестораны, где и хозяин, и архитектор идут по «пути наименьшего сопротивления» и на пике моды делают, словно под копирку, то, что дешево, быстро и популярно, начинают утомлять. Как, собственно, и любая некачественная стилизация.
Взять хотя бы «Прованс» со старательно состаренными комодами и корзинами, которые так неудачно заполонили типовые квартиры. При этом настоящие интерьеры Прованса по-прежнему прекрасны и в залитом солнцем домике у моря выглядят как нельзя более кстати. Так и лофт уместен далеко не везде, но если это честное индустриальное пространство, то оно гарантированно не выйдет из моды еще не одно десятилетие.
Немного истории
Первые лофты появились в Нью-Йорке во времена Великой депрессии, когда опустевшие фабрики и заводы стала наводнять богемная публика. Заброшенные цеха и склады с огромными окнами, высокими потолками новые обитатели заполнили мебелью, которую смастерили тут же из валяющихся паллет и остатков станков или принесли с блошиных рынков, и многочисленным артом, который создавали прямо здесь же. Кроме того, они вдохнули в них такую потрясающую творческую жизнь, что туда потянулась и более респектабельная публика, влюбившаяся в атмосферу беспечности и свободы. По сей день владельцы дорогих современных лофтов (а в Нью-Йорке цены на них начинаются от нескольких миллионов долларов) влюблены в саму легенду и часто стилизуют свои апартаменты под жилье «первых фабричных переселенцев». Правда, сегодня на смену бабушкиному комоду или стулу от старьевщика приходят более изысканные винтажные вещи, а индустриальные предметы покупаются в специализированных бутиках.
В России лофт появился сравнительно недавно, когда в Москве и Санкт-Петербурге начали официально выводить промышленность за пределы городов и практически в центре образовывались целые кварталы пустующих промзон. Многие из них — старинные фабрики XIX века, они попали под статус охранных объектов, и раз здание нельзя снести, ему нужно придумать новую жизнь. Так лет десять назад в столице стали возникать первые творческие лофт-кварталы, а пять лет назад девелоперы попробовали устроить в старых фабричных корпусах жилые апартаменты. Это было началом тотального увлечения индустриальным стилем.
Внимание, подделка!
Лофт оказался очень востребован — смелый, яркий, вызывающий, он пользуется особой популярностью у публики, которая через свое жилье лишний раз демонстрирует миру оригинальность и нежелание жить как все. Но даже при всем этом настоящий лофт в Москве (а жилые лофты мне довелось видеть пока только в столице) — товар редкий, поэтому его стилизуют и подделывают. И здесь кроется проблема.
Подделка всегда уступает оригиналу.
Во-первых, лофт — пространство с историей, и сколько ни клей клинкерную плитку на стены новостройки, «духа места» от этого не прибавится.
Во-вторых, лофт — это нестандартное пространство, бывший цех, склад, гараж и прочее. В них почти нет внутренних стен и в изобилии большая высота и самых невиданных форм и размеров окна. В квартире этого не воссоздать, «лофт» в типовой многоэтажке с порога смотрится неубедительной дешевкой.
Квартира в стиле лофт в Москве. Работа киевского бюро Kleydesign во главе с Йовой Ягер.
Тоска по заводу
Что делать, если очень хочется жить в просторе лофта? Стилизовать квартиру с небольшими окнами, невысокими потолками и тесными комнатами точно не стоит. А вот если досталось пространство в старинном доме с внушительной толщиной стен, добротным кирпичом и вызывающей уважение высотой потолков — можно попробовать! Только сделать акцент на историю, а не на индустриальную брутальность, которой здесь никогда не предполагалось.
Исторически из-за большой высоты промпространств их не разбивали стенами (а как разделить цех, где потолок «унесся» на пять метров?), зато разъединяли по горизонтали — делали полуэтажи. В некоторые дома благодаря потолкам в 3,5-4 метра их вполне возможно вписать, убрав при этом лишние межкомнатные перегородки. Прекрасно выглядит расчищенная от штукатурки кирпичная кладка старых зданий — «поживший» кирпич всегда очень выигрывает рядом с новым, да и фактуру старого кирпича почти невозможно подделать.
Мини-лофт в московском комплексе апартаментов «Манхэттен-Хаус». Архитектор: Дмитрий Литвинов.
Фото: Мария Турыкина.
Европейский путь
Есть и другой метод создать настоящий, убедительный лофт вне заводских условий. Этот способ активно используют европейцы, куда мода на необычное жилье пришла из США на пару десятилетий раньше, чем к нам.
В Европе тоже не так много старинных пустующих фабрик. Под лофт перестраивают все, что попадает под руку остроумным гражданам и архитекторам: от старых водонапорных башен до гаражей, конюшен, небольших складов и прочих старых, но с точки зрения большой архитектуры неинтересных построек. Выходят блестящие проекты.
В этом направлении Калининградская область весьма перспективна — сколько еще разрушающихся краснокирпичных казарм, амбаров, старинных пивоварен и пустующих школ можно спасти, сохранив частичку истории, создав неповторимое жилье в стиле лофт.
Лофт в «доходном доме» Санкт-Петербурга. Создан бюро «Братья Жилины»: Михаилом и Николаем Жилиными и Марией Романовой. Фото: Тимур Сергеев.
Мини-лофт в московском комплексе апартаментов «Манхэттен-Хаус». Архитектор: Дмитрий Литвинов.
Фото: Мария Турыкина.