15:11

Застройку Ленинского проспекта критиковали и пятьдесят лет назад.

  1. Новости
Текст, фото: Владислав Ржевский
 
Сегодня по такому поводу наверняка
устроили бы грандиозное шоу. А тогда все прошло более чем буднично. 16 апреля 1963 года в местной печати появилась крохотная заметка: в ознаменование 22 апреля – дня рождения Ленина улицы Маяковского и Житомирская объединены в Ленинский проспект.
 
От вокзала к центру
Шли годы, менялась жизнь. Времена настали иные, более либеральные – «суровую зиму» позднего Сталина сменила «хрущевская оттепель». Пояс, туго затянутый после войны, мало-помалу отпускали. А в то, что область «отдадут Германии», уже куда меньше верили. Значит, пора по-настоящему благоустраивать свой новый дом – Калининград. Однако как? Было решено начинать с центральной части. А остальное, как говорится, приложится.
Где сердце города – там и главная транспортная артерия. По словам бывшего директора института «Калининградгражданпроект» Владилена Адрианова, впервые задача «сделать улицу» от вокзала к центру перед проектировщиками была поставлена в конце 50-х.
Возможности местных строителей в ту пору не выходили за рамки двух-трехэтажных домов. Исходя из этого и был разработан первый проект: цепочка двухэтажных зданий от привокзальной площади до разводного моста возле разрушенной Биржи (сегодня более известной как ДКМ).
Вместе с тем специалисты понимали будущую значимость этой улицы. И потому сами же выступили с резкими возражениями против подобного проекта, который с точки зрения архитектуры просто загубил бы будущий Ленинский проспект. Было непросто убедить власти подождать. Но, к счастью, удалось.
 
 
Застройка невысокого полета
Что не вызывало споров, так это направление будущей главной дороги. Одной половиной ее должна была стать улица Житомирская. Это сегодня от нее остался лишь «аппендикс». А раньше она простиралась от площади Победы до Преголи. Другая половина нынешнего Ленинского проспекта (от реки до площади Калинина) – это бывшая улица Маяковского.
К началу 60-х калининградская стройиндустрия «подросла». Появился и новый проект улицы №1 – уже с домами в пять этажей и девятиэтажными вставками. Но и он, как мы видим сегодня, был реализован далеко не так, как задумывалось.
В местных газетах тогда из номера в номер писали, что «с каждым днем растет, хорошеет Калининград». А значит, «пройдет не так уж много времени, и наш город будет по праву гордиться главной магистралью – широким, просторным, озелененным проспектом, носящим имя великого Ленина».
На словах было красиво. На деле же, расчистив руины, на их месте начали возводить одно за другим типовые жилые здания, прозванные в народе «хрущевками», которые, прямо скажем, глаз не радуют.
Что же касается результата такой застройки архитектурно убитого Ленинского проспекта, то особенно невыразительным, уныло-однообразным получился участок от площади Победы до Преголи. 
 
Исправить сложно
Знающие люди понимали, что это не просто некрасиво, что закладывается архитектурная мина для потомков. Уже летом 1963-го в Калининград приехали специалисты столичного института «ГИПРОгор». Сутки напролет они проводили на новорожденном Ленинском проспекте, советовались с местными коллегами, работниками горисполкома, строителями.
Одним из итогов той совместной работы стала программная статья «Ленинский проспект» тогдашнего главного архитектора Калининграда Владимира Ходаковского, которая 17 ноября 1963-го вышла в «Калининградской правде». Учитывая то, в какое время она была написана, и должность ее автора, статья – на удивление честная и смелая. И в ней содержался тот диагноз, который ставят Ленинскому проспекту сегодня. А именно: главная улица города – «никакая», «весь вид портит».
Однако гораздо больше места в статье было уделено не критике, а тому, как исправить ситуацию. Ходаковский писал: необходимо изменить «силуэт застройки и главной улицы города». Он настаивал, что четырехэтажные «хрущевки» нужно повысить еще хотя бы на один этаж. Между ними возвести павильоны, где разместились бы торговые и бытовые учреждения. А в узловых точках улицы он видел дома повышенной этажности, которые «держали» бы пространство.
 
 
Новое и старое
Ходаковский вообще был за то, чтобы сохранить в Калининграде как можно больше из того, что уцелело от Кенигсберга. Так, уже в ту пору говорил, что здание Кафедрального собора нужно восстановить, превратив его в концертный зал. Рекомендовал главный архитектор властям сохранить и наиболее уцелевшую западную часть Королевского замка. 
Из-за замка Владимир Васильевич потом и лишился своей должности. От Ходаковского требовали согласия на снос. А он отказывался…
 
Продолжение следует
Ходаковскому пришлось покинуть пост главного архитектора. А Ленинский проспект по большому счету так и остался «при своих». Хотя разговоров (особенно за последние годы) о его реконструкции было немало. Причем всегда говорилось о том, что первым делом нужно избавиться от «хрущевок». Мол, эти давно выработавшие свой ресурс дома следует расселить – и снести. Взамен построив что-то красивое и современное.
Но в бюджете на такое планов громадье денег отродясь не было. А инвесторы тоже что-то не выстраивались в очередь, желая вложиться в этот проект века…
И все-таки в прошлом году «процесс пошел». В числе прочего к ЧМ-2018 запланировано привести в порядок и Ленинский проспект. Главную улицу решено хотя бы «припудрить». А именно – реконструировать фасады «хрущевок», стилизуя под старину.