15:13

"Чёрный протест": польские женщины вышли на митинги против законопроекта "Стоп абортам". Специальный репортаж

  1. Новости
Две недели назад в парламенте Польши появился гражданский законопроект, который почти полностью запрещает аборты. Депутаты направили его на доработку комиссиям Сейма, что встревожило поляков, выступающих против запрета. За ужесточение закона выступают в основном политики правящей партии "Право и справедливость" Ярослава Качиньского — брата погибшего в авиакатастрофе президента Леха Качиньского.

Из истории вопроса

Польские женщины имели право на прерывание беременности по собственному желанию только лишь во время оккупации республики нацистами. После Второй мировой войны законодательство разрешило прерывать беременность в случае угрозы для здоровья или жизни матери, наличия серьёзных пороков плода, а также если зачатие произошло в результате сексуального насилия; еще одной уважительной причиной могли служить сложные условий жизни беременной женщины. 
 
В 1993 году в новой демократической Польше был принят так называемый абортивный компромисс, разрешающий искусственное прерывание беременности во всех перечисленных случаях, кроме последнего. Этот закон работает до сих пор. Сейчас предлагается их трёх пунктов оставить лишь один, касающийся здоровья и жизни женщины.   
 
Сейчас польки, желающие избавиться от беременности в обход закона, делают это либо подпольно на родине, либо отправляются в клиники Чехии, Словакии и Германии. Сколько нелегальных абортов производится в Польше, сказать точно не может никто: цифры разнятся от официальных  500 до 200 тысяч. Наиболее близкую к реальности цифру называют в Федерации женщин и планирования семьи — порядка 80—150 тысяч.
 
Желание Ярослава Качиньского и его партии принять новый закон, более соответствующий точке зрения католической церкви, вызвало несогласие большой части польского общества. Женщины объявили общенациональную забастовку. Акция получила название "Чёрный протест". Её участницы одеваются в чёрное и не идут на работу, пользуясь правом взять день отпуска по собственному желанию.
 

"Чёрная площадь" 

В понедельник, 3 октября, по всей Польше прошли митинги в рамках "Чёрного протеста". Погода в этот день была ужасной: дождь, ветер, холод. 
 
Я сидел с чашкой чая у окна своей квартиры и смотрел, как с неба льётся вода. Выходить на улицу не хотелось — какая там забастовка... Польских женщин никогда не интересовала политика, они не любили митинги. Я полагал, что "Чёрный протест" окажется встречей небольшой группы крайне левых активисток из всяких маргинальных коммунистическо-анархистских организаций. Вызвал такси и вскоре был на пути к площади Мицкевича в Познани.
 
Перед моими глазами появилось море зонтиков, которое полностью заполнило площадь.
 
 
Вышел на тротуар у входа в музыкальную академию. Её лестницу оккупировали женщины. Направился вверх по ступенькам и, поднявшись, огляделся вокруг: на площади не было свободных мест.
 
Попытался добраться до сцены, с которой активистки кричали, что женщины свергнут правительство премьер-министра Беаты Шидло. Чувствовал себя как солдат на учениях: пригнул голову, чтобы не получить по зубам зонтиком, и — марш зигзагом через море людей в чёрной одежде. 
 
Я впервые видел митинг, на котором феминистка с дредами и ботоксная гламурная барышня с сумкой от "Луи Витон" стояли плечо к плечу. "Какой кадр!" — подумал я и поднял камеру вверх.
 
— А ты кто вообще, а? Человек Качиньского?! — одна из анархисток закрыла объектив моей камеры, а другая фотографировала меня на смартфон. — Почему у тебя белая кофта под курткой?
 
Белая кофта на "Чёрном протесте". Какая ошибка... Застегнул куртку и пошёл дальше, к сцене, через лабиринт женщин с зонтиками. У некоторых из них красовалась на груди наклейка с надписью: "Мёртвого ребёнка рожать не буду". Заметил и такие лозунги: "Думаю, чувствую, решаю", "Живот — не дело государства", "Моё тело — мои решения". Один был вообще нецензурным. Хотелось узнать у девушки с баннером, что она имеет в виду, но она не захотела общаться. 
 
 
Недалеко от сцены заметил ребёнка, державшего в руках баннер с надписью: "Мёртвая мама не обнимет". В двух шагах от девочки стояла его мама с плакатом, гласящим: "Я нужна своим детям здесь и сейчас — живая, здоровая и в безопасности".
 
Со сцены феминистка говорила о ситуациях, когда аборт спасал жизнь женщины. По её мнению, законопроект "Стоп абортам" запрещает искусственно прерывать беременность даже в случае угрозы жизни матери. Такое мнение я встречал и в польских газетах, и в интернет-изданиях. Однако в проекте говорится, что действия врача, целью которых является спасение жизни женщины, не являются преступлением.
 
Дама на сцене объясняла, что польки будут вынуждены рожать детей с тяжёлой инвалидностью. Действительно, "Стоп абортам" запрещает прерывать беременность в случае, если плод имеет серьёзные пороки развития. И даже в случае сексуального насилия: сторонники этого закона утверждают, что нельзя убивать ребёнка за действия его отца. 
 
 
— Почему вы решили прийти сегодня на площадь Мицкевича? — задаю вопрос молодой и красивой блондинке.
 
— Защищаю свои права. Я против полного запрета абортов. Беременность — это всегда риск. А что, если окажется, что у ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем? А если появятся проблемы с моим здоровьем? Я за "абортивный компромисс".
 
Я был уверен, что местные националисты из прокатолических организаций, таких как "Национальное движение", придут на площадь со своими лозунгами. Я ошибался. Никто не пришёл. Пообщавшись с ними после митинга, я понял, что в их среде нет согласия по поводу законопроекта "Стоп абортам". Многие, будучи католиками, выступают за "абортивный компромисс" 1993 года. 
 
На площади в Познани собралось около 8 тыс. человек. Это много, тем более что погода была просто ужасной. В других городах людей было больше: в Варшаве на "Чёрный протест" пришло 30 тыс. человек. Активисты радуются: для них такое количество людей на митингах — это настоящий успех.
 
 
…Вечером в городском автобусе заметил нескольких женщин с чёрной краской на щеках. Появилось ощущение, что Качиньский разбудил во многих польках интерес к политике. 
 
В партии "ПиС", кажется, поняли, что консервативный законопроект вызывает в польском обществе сильные эмоции и может стать опасным для власти. Политики заявили, что скоро появятся новые предложения по законопроекту, которые не будут столь радикальными.
 
Однако церковь стоит на своём. Архиепископ Марек Ендрашевский назвал движение "манифестацией цивилизации смерти", а польский миссионер, священник Мацей Слыж считает такие марши "дьявольским карнавалом".