Текст: Андрей Забелкин
Фото: Роман Городко
РЫБНАЯ ДЕРЕВНЯ
Поговорка «оказаться в нужном месте в нужное время» как нельзя кстати подходит этому новоделу. Вроде бы всего-то незамысловатая фахверковая архитектура в стиле «а-ля старый Кенигсберг», псевдомаяк, стилизованные фонари и скамеечки вокруг, парочка скульптур, благоустроенный отрезок набережной Преголи… Но какой эффект!
Первая свая в основание Рыбной деревни была забита летом 2006 года. Владелец ООО «Компания проектного финансирования» Павел Федоров знал, во что вкладывает 1,3 млрд инвестиционных рублей. И это только на строительство первой очереди, на фоне которой нынче так любят прогуливаться калининградцы и фотографироваться туристы.
Впрочем, Федоров уже не раз говорил: «Если бы знал, во что ввязываюсь, сейчас сто раз подумал бы». Ведь судебная тяжба с Минобороны в споре за землю под деревней затянула стройку на несколько лет. С возведением второй очереди Рыбной деревни, на которую планируется потратить еще около 3 млрд руб., тоже пока не все ясно.
РЕЗИДЕНЦИЯ КОРОЛЕЙ
Еще один новодел, возведенный на ровном месте, который притягивает калининградцев и туристов. Кстати (или совсем некстати), в начале улицы А. Невского вполне мог появиться очередной комплекс многоэтажек, однако восемь лет назад застройщики все же решили создать здесь средневековый замок-резиденцию. И не из пеноблоков, отделанных клинкером, а по мере возможности из «бэушного» немецкого кирпича. Для фундамента применялись даже вековые валуны, а во внутренней отделке – гранит и мрамор.
По словам гендиректора развлекательного комплекса «Резиденция королей» («дочки» ГК «T&M») Николая Кожанова, над проектом работали лучшие архитекторы из стран Балтии. Например, такие специалисты по неоготике, как рижанин Мартин Шиффер и Василий Маас из Каунаса.
За первые три года в проект было вложено 293,2 млн руб. При этом мультиформатный досуговый комплекс постоянно прирастает новыми объектами.
ВЕРХНИЙ ПРУД
Сейчас 42 гектара территории вокруг Верхнего пруда, включая парк «Юность», привлекают тысячи отдыхающих. А начиналось все с того, что в 2004-м в город прибыла на тот момент первая леди и наша землячка Людмила Путина, которая пообещала помочь с выделением федеральных средств на благоустройство заброшенного парка и заболоченного пруда.
Работы начались в 2006 году. И 10 лет назад они казались не менее масштабными, чем нынешнее строительство стадиона на острове. Ведь «Балтремстройсети» и еще десятку подрядчиков предстояло освоить 2,9 млрд руб., что по тем временам считалось огромной суммой.
Но получить весомую прибыль от подрядов оказалось не так уж и просто. Когда в начале реализации проекта стали чистить и углублять пруд, это оказалось мартышкиным трудом. Потому что ручьи, впадающие в водоем, несли тонны химии и фекальных вод с расположенных на берегах предприятий и из жилых домов. Когда частично удалось решить эту проблему, появилась другая. Изменение рельефа дна повлекло проседание грунта в прибрежной зоне. Плитка в прогулочной зоне стала проседать, объекты (фонтан, часы-барометр, скейт-парк, мостки) трескаться, а набережная осыпаться. Чиновники, подрядчики, проектировщики грешили друг на друга. И только в 2014-м споры, в том числе судебные тяжбы, были закончены. А парковая и прогулочные зоны сейчас радуют глаз.
ВТОРАЯ ЭСТАКАДА
Вообще-то строительство эстакады началось в 1985 году. Но в 1993-м работы были полностью свернуты из-за отсутствия финансирования. Вновь рабочие и техника на объекте появились в 2006-м, когда по проекту питерской компании «Гипростроймост» строительство было продолжено.
Генподрядчик ОАО «УСК МОСТ» сразу столкнулся с рядом проблем. Во-первых, старые опоры оказались не такими надежными, как предполагали разработчики проекта. Во-вторых, при возведении новых опор мостовики столкнулись с той же проблемой, что и строители стадиона на острове, – с плавающими грунтами. Поэтому основание опор приходилось укреплять дополнительно.
Техническое движение по мосту открыли в декабре 2011 года. При этом «под ключ» вторая эстакада до сих пор не сдана. За десять лет в эстакаду вложено уже порядка 7 млрд руб., но эта сумма не окончательная.
Техническое движение по второй эстакаде открыли в декабре 2011 года. При этом «под ключ» мост до сих пор не сдан. За десять лет в эстакаду вложено уже порядка 7 млрд руб., но эта сумма не окончательная.
МОРСКИЕ ПРОМЕНАДЫ
Как на калининградское взморье привлечь туристов, если набережные курортных городов представляют из себя жалкое зрелище? Такой вопрос перед властью стоял долгие десятилетия, но решать его начали только десять лет назад. Тогда в правительстве России была разработана программа ФЦП по развитию курортов Калининградской области. И в первую очередь планировалось реконструировать променады. Это, конечно, разные объекты, но все представляющие «лицо» нашего побережья.
Зеленоградск. Средства на променад в Зеленоградске были выделены в 2008 году – 242 млн руб. Тендер выиграла питерская компания «Мостострой-6». Сдать объект планировалось в 2011 году. Но куда там! «Мостострой» то вел работы с большим браком, то вообще их замораживал. Кстати, субподрядчиками при строительстве променада хотели стать многие калининградские компании, но генподрядчик допускал на объект только аффилированные к нему структуры. В результате сдача променада переносилась из года в год. Без судов, предписаний прокуратуры, заведения уголовных дел тоже не обошлось. Но променад в 2014-м все же был сдан. Однако недоделки и брак приходится устранять до сих пор, особенно после штормов.
Пионерский. Рядом с променадом – правительственная резиденция (которую тоже можно назвать объектом десятилетия). Может, поэтому особых проблем с реконструкцией набережной в Пионерском не было. Да и финансировалась она частями. В среднем по 9 млн руб. на каждый из четырех участков, общая протяженность которых составляет 1,7 км.
Янтарный. Здесь на строительство променада был получен грант от Евросоюза по программе приграничного сотрудничества – 1,2 млн евро. Уникальность променада в том, что он деревянный, местами плавающий, сколочен из сибирской лиственницы. Строительство началось в 2013-м и через год уже было закончено.
Напомним, что в Светлогорске променад еще строится. Общая стоимость проекта – 1,3 млрд руб. Сдать его планируется в 2018 году.
КАРДИОЦЕНТР
«Центр очень хорошо оснащен, здесь нет вычурной архитектуры, дорогостоящей мебели, и ничего этого не нужно, – сказал в октябре 2012 года вице-премьер Дмитрий Медведев, когда посетил центр. – Пора уйти от медицинских строек, которые крайне затратны».
2,4 млрд руб. – деньги тоже не маленькие. Именно столько было затрачено на строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в поселке Родники Гурьевского района. И львиная доля средств ушла немецким партнерам на оплату 327 специальных модулей. Каждый из них – практически готовая секция будущего медицинского центра, включая сантехническое и электрооборудование, систему вентиляции, двери и окна.
Модули, разумеется, надо было водрузить на фундаментную основу, строительством которой в 2008 году занималась калининградская компания «ЭлитБизнесСтрой». Однако, по словам тогдашнего губернатора Николая Цуканова, со сроками сдачи нулевого цикла подрядчик затянул, поэтому пришлось отложить старт установки модулей. Когда процесс все же пошел, стали нарушаться графики доставки модулей из Германии. Кстати, доставлялись они морским путем, так как каждый весил около 28 тонн, а на ж/д транспорте их бы растрясло. В общем, если по графику красную ленточку на объекте должны были разрезать в 2011 году, то случилось это на год позже.
Кардиоцентр – это конструкция из 327 специальных модулей, произведенных в Германии. Каждый из них – практически готовая секция медицинского центра, включая сантехническое и электрооборудование, систему вентиляции, двери и окна
ЯНТАРЬ-ХОЛЛ
«Жаль, что театр вовремя достроили – столько хороших шуток пропало…» – якобы сокрушались участники «Голосящего КиВиНа» в июле прошлого года. Но «Янтарь-холл» был достроен!
А началось строительство театра эстрады в Светлогорске в 2008 году. Впрочем, после того, как подрядчик ООО «Мурадин» залил фундамент и возвел часть каркаса, стройка была заморожена.
Возобновили строительство лишь в 2014-м «по политическим соображениям», когда проведение фестивалей «Новая волна» и «Голосящий КиВиН» в Юрмале оказалось под угрозой. И был обозначен конкретный срок сдачи объекта – июнь 2015-го.
Новый генподрядчик «Балтлитстрой» и подрядные организации трудились на объекте практически круглосуточно. Из-за аврала по ходу дела минимизировались некоторые архитектурные решения и менялись материалы. Например, вместо дорогостоящего дуба решили применить экофон-панели, а отделку из бразильского мрамора частично заменили на клинкерную плитку.
Строительство обошлось бюджету в 2,2 млрд рублей. По мнению врио министра строительства области Амира Кушхова, театр получился одним из лучших в Европе, в том числе за счет уникального перфорированного фасада.
ПРИМОРСКОЕ КОЛЬЦО
Самый дорогой и радикальный проект за последние годы. В народе его еще называют «Боос-баном». В 2006 году мало кто верил, что тогдашнему губернатору Георгию Боосу, даже со всей его «федеральной проходимостью», удастся пролоббировать столь амбициозный проект в правительстве РФ.
На первую очередь строительства трассы протяженностью 25,7 км (Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту «Храброво») было выделено 7,1 млрд руб. Тендер выиграла компания из Санкт-Петербурга ООО «ВАД». Стройка началась в 2007 году. «Вадовцы» прокладывали дорогу по полям и лесам, через десятки рек и речушек. Для чего ежедневно на объект свозилось до 32 тысяч тонн песка, 10 тысяч тонн гравия и щебня для построения насыпи. Также трудилось 200 единиц техники.
Первая очередь была торжественно сдана в 2009-м. И в это время уже велось строительство второй очереди – от Зеленоградска до Светлогорска с ответвлением к Пионерскому. Сумма контракта – 9,2 млрд рублей. Объект был сдан в 2011-м.
К сожалению, третья очередь кольца – от Светлогорска до Балтийска – пока лишь в проекте. Но сейчас «ВАД» ведет активное строительство северного обхода Калининграда, который тоже считается частью кольца. Общая же стоимость Приморского кольца со всеми развязками, съездами и мостами составила порядка 50-60 млрд руб.
МАПП МАМОНОВО-2
Сейчас это один из самых популярных и удобных погранпереходов на российско-польской границе, хотя еще десять лет назад там была контрольно-следовая полоса, в которую упиралась разбитая «берлинка».
МАПП строился по соглашению с Евросоюзом. Более того, на возведение объекта Евросоюз выделил российской стороне 13,3 млн евро. Еще 227,5 млн рублей в МАПП вложило правительство РФ.
Строительство началось в 2008 году. Собственно, поставить сами модульные павильоны – дело нехитрое. Гораздо больше времени заняла комплектация помещений таможенной спецтехникой.
В это время строилась и «берлинская» дорога. Но когда в 2010-м МАПП был уже сдан, на российской стороне трехкилометровый участок трассы представлял из себя «зубодробильню» из бетонных плит. Этот участок дороги привели в порядок лишь через два года.
ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
КАЛИНИНГРАДА
Их начали строить еще раньше, чем вторую эстакаду, – в 1976 году. А возобновить строительство решили не российские власти, а страны, входящие в международное партнерство «Северное измерение». В результате в виде грантов, займов, поступлений из благотворительных экологических фондов было собрано почти 52 млн долларов. Впрочем, в 2009-м по ФЦП развития Калининградской области на очистные было выделено еще 1,3 млрд руб.
Когда в том же году на объекте начались работы, их пришлось остановить, потому что в Евросоюзе ужесточились экологические требования, и старый проект очистных в них уже не вписывался. Пришлось срочно готовить новый проект.
А потом одиозный генподрядчик «Мостострой-6» стал серьезно отставать от графика, но сколько власти ни пытались разорвать с ним контракт, все было тщетно.
Удалось это только в мае 2015 года. Тогда же на объекте появился новый генподрядчик – «СК ЧистоГрад», который выявил много брака, оставленного предшественником. Но за 385 млн руб. «ЧистоГрад» сдал объект в декабре прошлого года. Сейчас на очистных ведутся пусконаладочные работы. Как «СТРОЮ и ремонтирую» сообщил председатель КАиС Калининграда Артур Крупин, на полную мощность очистные должны заработать в сентябре-октябре нынешнего года.