22 сентября в Калининградской художественной галерее стартовала выставка "Кабинетъ гравюръ Л. А. Воейкова. Русская печатная гравюра XVII—XVIII веков" — совместный проект с Тамбовским областным краеведческим музеем. Впервые в Калининграде представлены экземпляры русской печатной гравюры 17—18 веков: портреты русских императоров, императриц, представителей Дома Романовых, известных политических и военных деятелей, историков и художников.
"Когда был Пётр маленький, с кудрявой головой…" Кажется, здесь собраны изображения чуть ли не всех значимых событий в жизни первого российского императора. Вот Его Величество ещё молод и полон не реализованных пока идей. Вот он женится на Екатерине Первой. А здесь — масштабный военный поход, император — на коне… Как известно, Пётр Первый прославился не только как новатор и завоеватель, но и как покровитель искусств. И неудивительно, что именно в этот период расцвело такое сложное, но прекрасное направление, как гравюра.
По словам искусствоведа Калининградской художественной галереи Екатерины Илюшкиной, графика — один из самых трудоёмких видов искусства.
"Делалось всё резцом по металлу. На это затрачивалось очень много времени и очень много здоровья: известно, что гравёры рано теряли зрение по той причине, что в их работах присутствует такая максимальная детализация. Даже тени старались воспроизводить максимально близко к живописным работам. Например, посетители могут узнать графический вариант известнейшей картины Боровиковского "Екатерина на прогулке в Царскосельском саду". Стоит просто представить, сколько это могло занять времени и сил — это поражает. А это ведь это работы 17—18 веков", — объясняет специалист.
Кстати, о Екатерине Второй. На этой экспозиции она — "звезда" наравне с Петром. В этом тоже нет ничего удивительного: императрица по праву считается светочем эпохи Просвещения — второй волны развития науки и искусства в России. Кстати, на некоторых работах монархиня не такая уж и шальная: вот она изображена степенной матроной, в чепце и опущенными долу глазами, а вот она гуляет в саду с детьми. Однако здесь есть место и привычному шикарному образу Екатерины Второй: в блеске праздничных нарядов, драгоценностей, причёсанная по последней моде 18 века.
Историк, профессор БФУ им. Канта Валерий Гальцов считает, что на примере этой выставки очень хорошо изучать историю — причём не только культуры, но и всего государства в целом.
"Если говорить именно об этой выставке, то она интересна тем, что здесь представлен портрет, который иллюстрирует русскую историю. Здесь есть очень интересные вещи, которые потом стали хрестоматийными, в учебники попали. Например, вид Полтавской баталии. Но есть и гравюры, которые вы редко когда увидите. Это практически прижизненные портреты Екатерины Второй — не когда она была императрицей, а когда была великой княжной. Поэтому те, кто интересуются русской историей, могут получить представление о людях той эпохи", — рассказывает эксперт.
Всего в экспозицию вошли 58 произведений. Их авторы — прославленные европейские и русские гравёры: А. Шхонебек, П. Пикарт, Х. Вортман, Г. Шмидт. Кроме того, из Тамбовского музея привезено 7 уникальных книг, изданных в период с 1870 по 1890 год. Среди них — единственный экземпляр рукописи Леонида Алексеевича Воейкова "Портреты императрицы Екатерины Великой".
Увидеть всё это своими глазами и вообще повысить коэффициент исторической и культурной эрудиции можно до 18 декабря этого года — именно столько продлится выставка.