18:22

"Фашистов ненавижу и убиваю хладнокровно": отрывки из дневника легендарной девушки-снайпера, погибшей под Кёнигсбергом

  1. Новости
На территории нынешней Калининградской области во время войны сражалась, погибла и похоронена знаменитая снайперша — 20-летняя Роза Шанина. За несколько месяцев короткую военную жизнь она ликвидировала как минимум 56 немецких солдат и офицеров и стала одной из первых женщин-снайперов, удостоенных ордена Славы. В периодических изданиях стран антигитлеровской коалиции её прозвали "невидимым ужасом Восточной Пруссии", а советские газеты окрестили "грозой фашистов". 
 
Несмотря на запрет вести дневники, девушка старательно записывали всё, что с ней происходило, а последнюю запись сделала 24 января 1945 года, за четыре дня до смерти. После гибели Шаниной её дневник, состоявший из трёх толстых тетрадей, сберёг знакомый, военный корреспондент. 20 лет рукописи хранились в Киеве. В 1965 году фрагменты дневника и писем Розы были опубликованы в журнале "Юность", а затем документы передали на родину Шаниной в Архангельский краеведческий музей. 
 
Мы тоже решили "полистать" дневник этой самоотверженной и искренней девушки. 

Девочка с Севера 

Роза Шанина родилась 3 апреля 1924 года в деревне Едьма Вельского уезда Вологодской губернии (сейчас Устьянский район Архангельской области) в многодетной крестьянской семье. Назвали её родители в честь Розы Люксембург.  
 
У  будущего снайпера были младшая сестра и пятеро братьев. Помимо родных детей, Шанины воспитывали троих сирот. Родной брат Марат, который младше Розы на четыре года, жив до сих пор. 
 
Мать Анна Алексеевна работала дояркой в колхозе. Отец Егор Михайлович — на лесозаготовках. Окончив школу, в 14 лет Роза уехала в Архангельск на учёбу в педагогическое училище. С 11 сентября 1941 года она работала воспитательницей в детском саду Архангельска. Одевалась скромно, любила играть в волейбол. 
 
Роза была высокой спортивной девушкой со светло-каштановыми волосами и голубыми глазами. Сама себя она описывала как "безгранично и безрассудно болтливую". Военный корреспондент Пётр Молчанов, который часто встречал Шанину на фронте, описывал её как человека необычной воли с ярким, самобытным характером. Как говорила одна из сослуживиц, Роза любила петь военную песню "Ой туманы, растуманы" каждый раз, когда чистила своё оружие. 

Стреляла с 200 метров

В июне 1943 года Роза была призвана райвоенкоматом и направлена в Центральную женскую школу снайперской подготовки. В СССР активно велась подготовка женщин-снайперов: считалось, что у них более гибкие конечности, больше упорства и хитрости,  они лучше переносят стресс и холод. 
 
Окончив школу с отличием, Роза отказалась от должности инструктора и добилась отправки на фронт.
 
 
2 апреля 1944 года ефрейтор Шанина прибыла в расположение 338-й стрелковой дивизии, в которой был сформирован отдельный женский снайперский взвод. Первый выстрел по врагу она сделала три дня спустя недалеко от Витебска. 
 
Вскоре она стала командиром отделения, а газета 5-й армии "Уничтожим врага" поместила портрет Розы на первую страницу. По отзывам командования, Шанина заметно выделялась высоким мастерством, в том числе умением стрелять дублетом (двумя выстрелами) по движущимся целям. Роза валила врага с расстояния 200 метров.
 
В июле она участвовала в битве за Вильнюс, который был оккупирован немецкими войсками с начала войны. 

"Хочу на передовую!"

В начале августа, отстав от своей роты на переправе, Роза пошла вслед за батальоном, направлявшимся на передовую. Получила взыскание по комсомольской линии, до трибунала дело не дошло: девушка умудрилась взять троих военнопленных. Вот как она описывала это в своём дневнике.
 
"8 августа 1944 года. Я недавно ушла в самоволку. Случайно отстала от роты на переправе. И не стала искать её. Добрые люди сказали, что из тыла отлучаться на передний край — не преступление. А я знала, что наша учебная рота не пойдёт в наступление, а поплетётся сзади. Мне же нужно быть на передовой, увидеть своими глазами, какая она, настоящая война. И потом, как было искать свою роту? Кругом по лесам и болотам шатались немцы. Одной ходить опасно. Я и пошла за батальоном, который направлялся на передовую, и в этот же день побывала в бою. Рядом со мной гибли люди. Я стреляла, и удачно. А после взяла в плен… трёх здоровых фашистов. Я счастлива. Хотя за самоволку меня отчитали".
 
Осенью 1944 года Красная армия подошла к границе Восточной Пруссии. На берегах реки Шешупе девушки из взвода Шаниной ежедневно выходили на "охоту", вели поединки с вражескими снайперами, в том числе "кукушками". Газеты союзников сообщали, что за один день из снайперского укрытия Шанина убила пять немцев. 
 
 
Роза скучала по своим архангельским подругам: 
 
"10 октября 1944 года. О, сколько несправедливости! Возьмём девчат. С.Е. — моя подруга и снайперская пара. Где успех есть — она дружит, а нет у меня успеха — пропала. Я теперь пользуюсь большим авторитетом, и она со мной. Как не нравится мне. Я хочу таких подруг, как была с 5-го по 7-й класс Агния и на 1-3-м курсе техникума — Валя Черняева. Не найти таких, нет". 
 
Писала про Польшу:
 
"12 октября 1944 года. Иду по деревне, это в Польше. В маскхалате, с финкой, с гранатами, винтовка наизготовку — как бандитка, женщины смотрят. Потом зовут все пообедать. Сколько поощрений!"
 
Всё это время Шанина стремилась на передовую. Дважды писала Сталину с просьбой перевести её в стрелковый батальон. После получения отказов Роза продолжала ходить в "самоволки". 
 
"17 октября 1944 года. Опять готова к побегу на передовую. Какая-то сила влечёт меня туда. Чем объяснить? Некоторые думают, что стремлюсь к знакомому парню. Но я же там никого не знаю. Я хочу воевать! Я хочу видеть настоящую войну. Ухожу. Какое наслаждение "путешествовать" по передовой!"
 
В конце октября Шанина в составе 707-го стрелкового полка воевала на передовой в районе Шлоссберга (посёлок Добровольск недалеко от Краснознаменска). За храбрость и стойкость в этом бою Роза была представлена к ордену Славы I степени, но получила медаль "За отвагу". Окончательно Шлоссберг был отбит только 16 января 1945-го. 
 
"23 ноября 1944 года. Мои фото из газет и журналов или носят ребята в планшетках, или висят на стенках. Кажется, больше тех, которые меня уважают, чем ненавидят".
 
"27 ноября 1944 года. Впервые видела немецких фрау. Мстить им за подруг? Нет у меня к ним никакой ненависти. А фашистов ненавижу и убиваю хладнокровно".
 
В ноябре Шанину снова отправили в тыл, в запасной полк, однако, несмотря на это, продолжала ходить на передовую, была ранена вражеским снайпером в правое плечо. 
 
"13 декабря 1944 года. Вчера меня ранило в плечо. Интересно, два дня назад видела сон, как будто меня ранило, и тоже в плечо. Вчера сижу на огневой точке, вспомнила про сон. А через несколько минут вздрогнула. Пуля фашистского снайпера попала мне в то самое место, где я во сне видела рану. Боли я не ощутила, просто обдало всё плечо чем-то горячим. На операции было больно. Но, кажется, рана неопасная — две маленькие дырочки, хотя разрезали так, что, наверное, месяц не заживёт". 
 
Личной жизни у Розы Шаниной не было — всё время занимала война. Она писала, что знакомый парнишка, который был в неё влюблён, погиб в сражении. Уже позже признавалась, что заинтересовалась молодым человеком по имени Николай, однако отмечала, что о замужестве и не думает. 
 
"27 декабря 1944 года. Вчера шла, и пристал паренёк. "Дай, — говорит, — я тебя поцелую. Я четыре года не целовал девушек". И так убедительно просил, что я расчувствовалась. И действительно, хорошенький такой, не противно, а приятно. "Чёрт с тобой, — говорю, — целуй, только один раз". И сама почти плакала от непонятной жалости…"
 
"8 января 1945 года. Попала в 157-й к девушкам. Не узнаю! Мои подруги Сашка и Тоська вышли замуж. Господи, осталось четыре девушки, нет, пять из двадцати семи. Да, в моё отсутствие убило хорошую девочку Таню Кареву. Её подруга Валя Л. пришла из госпиталя после ранения, и вот сюрприз — Тани нет, плачет Валя. Валя Л. 25 г., хорошая, с характером, симпатичная, рослая блондинка, лошадей любит ужасно. Она из всего взвода лучшая самостоятельная девочка. В прошлом окончила семь классов, работала в ФЗУ, окончила школу ФЗО". 

Последние записи

К 15 января дивизия Шаниной достигла города Эйдткунен (посёлок Чернышевское в Нестеровском районе), наступление стрелковых частей проходило под сильным миномётным огнём противника.  
 
"16 января 1945 года. В московском журнале "Огонёк" мой портрет на первой странице, уничтожила 54, трёх немцев пленила, два ордена Славы — это раньше. Представляю: читает вся страна, все мои знакомые, а кто бы знал, что я испытываю в эту минуту…" 
 
"17 января 1945 года. Бои были суровые, но я каким-то чудом осталась жива и невредима. Шла в атаку в первых рядах. Сама не знаю, но какая-то сила влечёт меня сюда, в огонь. Устала, всё-таки три атаки в день. Немцы сопротивлялись ужасно. Особенно возле старинного имения. Ну ничего, к утру всё равно одолеем их. Быть может, меня скоро убьют. В батальоне, где я сейчас, из 78 человек осталось только 6. А я тоже не святая". 
 
"24 января 1945 года. Разведчикам не до меня, они заняты работой, и нет места спать. Бросили. Я была в дивизии. Вадим, сын полковника нач. штаба, лейтенант. Ничего не делает, маменькин сынок и вредный какой. Снова ночью марш, сейчас темно, скоро рассвет, сижу у костра и пишу. Как плохо, когда нет начальника надо мной, хорошо, что никто не прикажет, но плохо — никто не подскажет, что делать. Я не могу найти удовлетворения своему сердцу. Никому я не нужна".
 
Это были одни из последних строк, написанные Розой Шаниной в её дневнике, — через несколько дней она погибла. 
 
27 января в одном из боёв ранили командира артиллерийского подразделения. Прикрывая его, старший сержант Роза Шанина была тяжело ранена осколком снаряда в грудь. Девушку доставили в госпиталь 205-го отдельного медико-санитарного батальона возле имения Райхау (посёлок Черепаново Правдинского района), где 28 января она скончалась от полученных ран.
 
 
Ей было всего 20 лет. Как рассказала медсестра Екатерина Радкина, на руках которой умерла Шанина, Роза сказала, что сожалеет о том, что сделала так мало. 

Целая деревня Шаниных

Роза Шанина была похоронена там же, в Райхау. В дальнейшем захоронение перенесли в Знаменск. Имя Розы увековечено на братской могиле советских воинов. В честь неё названы улицы в Архангельске и в селениях Шангалы и Строевское, школа в её родной деревне Едьма. Сейчас здесь живёт около сотни человек и многие из них — Шанины, эта фамилия очень распространена в здешних краях. 
 
Нам удалось связаться с педагогом Валентиной Шаниной — хранителем школьного музея, посвящённого Розе. Основные и самые частые посетители музея — 46 здешних учеников, туристы заглядывают редко. 
 
"Семья Розы после войны переехала в Красноярск. Деревянный дом, в котором жили Шанины, долго пустовал, и всё оттуда потихоньку растащили. Именно поэтому, увы, личных вещей Розы у нас в музее нет", — рассказала Валентина Шанина.