17:39

Стадион – это катализатор преобразований

  1. Новости
Текст: Татьяна Новожилова
Фото: Роман Городко, пресс-служба облправительства
 
Какие работы сейчас ведутся на месте строительства стадиона к Чемпионату мира по футболу на острове Октябрьский в Калининграде?
 
– На сегодняшний день на острове главной задачей является завершение инженерной подготовки. В нее входит предпостроечное уплотнение грунтов с помощью консолидации. Это очень сложная и ответственная работа. Из 136 гектаров, которые к 2018 году нужно инженерно подготовить, вертикальный дренаж сделан примерно на 115 гектарах. Потрясает воображение объем песка (он является и дренирующим материалом, и пригрузом), который уже ввезен на эту площадку, – должны были завезти 6,5 миллиона кубических метров, уже завезли более пяти. Если говорить о количестве перевезенного транспортом, то уже прошло 11 миллионов тонн груза. Очень удачным было решение сделать дорогу с понтонной переправой на остров – это дало возможность не загружать и не уродовать городскую дорожную сеть. Заканчивается процесс ликвидации гаражных обществ, дачных участков. 
Эти работы позволили подготовить площадку под строительство стадиона, получить новый крупный геотехнический массив с новыми свойствами и качествами, за которыми нужно очень внимательно смотреть.
 
Есть какие-то особенности у самого проекта стадиона?
 
– В этом году увенчалась успехом наша десятилетняя борьба – приказом министра строительства России Михаила Меня Калининградская область внесена в нормы проектирования в сейсмических районах. Это огромное достижение. И поэтому стадион у нас проектируется с расчетом сейсмической устойчивости в 7 баллов. Это первое такое сооружение в регионе.
 
Но землетрясения – не самая большая проблема нашей области. Подтопления, высокий уровень грунтовых вод доставляют гораздо больше неприятностей. Что делается в этом направлении?
 
– На острове ведутся и берегоукрепительные работы. Там предусмотрено создание инженерной защиты от нагонных явлений. Мы должны сделать так, чтобы эта земля была защищена от размывов и инвазионных проникновений воды. Мы были вынуждены на ходу делать перепроектирование, так как тот проект, который был готов, не учитывал условия нового стадиона, новых путей передвижения и норм безопасности. Теперь тут будет очень широкая набережная Ветеранов, где предусмотрены места и для отдыха, и для прогулок пешеходов, и для велодорожек, и для проезда автомобилей. Я думаю, что она будет одним из лучших участков, построенных в городе, так как подземным тоннелем соединится с Рыбной деревней. Мы уже десятки лет такого не строили в Калининграде! Ведется реконструкция Высокого и Деревянного мостов. Это очень непросто, так как мы хотим сохранить их разводными и стараемся максимально сохранить их архитектуру
Начались работы на Восточной эстакаде. Сама идея ее создания родилась благодаря тому, что сегодня очень высоки требования к безопасности в местах массового скопления людей – ведь они должны иметь возможность в течение восьми минут покинуть опасные места. Люди не могут двигаться только в одну сторону, нужно, чтобы они уходили и уезжали веерно, в разных направлениях. И поэтому создается первая очередь четырехполосной Восточной эстакады, которая пойдет от Московского проспекта в районе нынешних железнодорожных путей через мостовой переход со съездами на остров. Там она продолжится улицей Магистральной, которая соединяется и со второй эстакадой, в перспективе уходит в бывший Балтийский район, а с другой стороны соединяется с улицей Суздальской. Тут во время чемпионата будут стоянки park and ride, от которых будут ходить шаттлы к стадиону. 
Это важный этап в развитии всей городской дорожной сети, так как благодаря улице-дублеру можно будет проехать на остров, минуя пробку в районе Литовского вала. 
Подобная крупная система инженерно-транспортного обеспечения характерна для строительства таких объектов, как наш стадион. В мировой практике такой объект называется катализатором. Он преобразовывает большие территории и оставляет наследие – 
более 100 гектаров благоустроенной земли. Инвестор там получит не просто участок, а готовые сети. Уже строится электроподстанция «Береговая», подводятся тепловые сети, канализация, модернизируется водопроводная подстанция. Это и есть тот самый эффект мультипликации от этого объекта-катализатора.
 
 
Какие компании уже работают на этой площадке?
 
– На сегодняшний день генеральным подрядчиком по поставке песка является «Балтийская строительная компания». Отменно работает! У них хорошо поставлен учет, они умеют перестраиваться, работать в меняющихся условиях. Более миллиона кубов бросового песка шесть лет лежало на территории компании «Содружество «Соя», губернатор посодействовал тому, чтобы мы его забрали. В результате и нам хорошо, и там площади освободили.
Берегоукреплением занимается петербургская организация «Инвестиции.  Инжиниринг. Строительство». Они уже работали в регионе на реке Тростянке. Здесь перед ними стоит сложная задача – создать набережную, облицованную фигурным кластерным бетоном. Матрицы для этого заказаны в Германии. Мы отказались от очень дорогого гранита, но этот специальный бетон будет имитировать гранитную кладку, думаю, получится очень интересно. Эта компания тоже активно работает, участвует в проектировании. Уверен, что со всеми объемами до 2017 года в сфере берегоукрепления организация справится. 
Привлечено огромное количество техники. Есть такая организация – ООО «Альфа-монолит», которой руководит Иван Онищенко. Все уникальные машины – болотоходы, трейлеры, специальная техника для установки вертикальных дрен – поставлены ими. Сотрудники компании, сам Онищенко, ездили в Голландию, учились работать на такой технике. И те, кто приезжает на площадку, дают очень высокую оценку тому, что уже сделано калининградскими строителями. Там же очень сложное место, болото!
Сети строит «СК Монолит». Уверен, что после окончания подготовительных работ они все сделают так, как нужно. 40% свай сделали наши предприятия – ДСК «XXI век», ЖБИ-1. Последние будут делать и фактурный бетон для набережной. ООО «Центр модульного строительства», которым руководит Виктор Невара, скорее всего, будет участвовать в изготовлении очень ответственных металлоконструкций покрытия. На Берлинском мосту, Северном обходе компанией «ВАД» работы ведутся очень активно. Конечно, там очень тяжело пережили гибель людей. Хочу сказать, что везде, где заказчиком выступает ГКУ КО «Управление дорожного хозяйства Калининградской области», которым руководит Геннадий Лейбович, все делается с высокой степенью ответственности с точки зрения и проектирования, и самих работ. Он отвечает и за Восточную эстакаду, и за пять с половиной километров дорог на консолидированном грунте на острове. 
 
А как складываются отношения с генподрядчиком строительства стадиона – компанией Crocus Group? 
 
– Мы с «Крокусом» работаем в полном контакте, дальше будем смотреть на их темпы, на соблюдение сроков. Они представили довольно напряженный график работ. Все-таки построить такой сложный объект площадью 140 тысяч квадратных метров и высотой в 40 метров в те сроки, которые определены, довольно непросто. Там же будет около 60 тысяч кубов железобетона, 18 тысяч тонн металлоконструкций – эти цифры у нас в регионе даже сравнить не с чем, за исключением строительства Балтийской АЭС. Приемку работ будет вести Гостехнадзор.
 
Откуда они привлекают работников? Обращаются к вам за кадрами?
 
– Пока таких обращений не было. Они везут работников из Киргизии, Узбекистана, так как сейчас работа простая, копай-кидай. Им удобнее так. Они не будут тратить лишние деньги, если это не нужно. Дальше, вне всяких сомнений, когда пойдут сложные работы – на диафрагмах жесткости, монолитные, – будут у них и запросы на квалифицированные кадры. 
 
Кроме стадиона в Калининграде, к Чемпионату мира мы должны построить и тренировочную базу в Светлогорске. Как обстоят дела с ней?
 
– Место под базу выбрано правильно. Сейчас окончательно формируется техническое задание, заказчиком на проектирование выступает региональное УЗКС. Предполагаю, что с экспертизой этот проект выйдет во второй половине года. И тогда будут проводиться конкурсы по выбору подрядчиков на строительство на общую сумму 110-130 миллионов рублей. Думаю, что получится хорошая спортивная база, которая и дальше поспособствует развитию спорта не только в Светлогорске.
 
Чемпионат мира привлечет не только местных болельщиков, но и гостей из других стран. А один из важнейших транспортных объектов области – аэропорт «Храброво» – находится в плачевном состоянии.
 
– Это очень сложный вопрос. Безобразно работают и те, кто занимается плоскостными сооружениями, и те, кто строит сам аэропорт. По поручению нашего губернатора информация о состоянии дел там дошла уже до президента. Но пока мы не видим там, откровенно говоря, никаких заметных изменений. Постоянно приезжают какие-то новые люди, что-то говорят, но подвижек нет. 
Мы ведем мониторинг этого объекта ежедневно, теперь не выпустим из зоны внимания. Раньше они сами по себе болтались, меняли концепции, врали что-то. Теперь такого не будет. Ведь там налицо серьезное отставание по графику работ. В августе нужно начать работы во второй половине аэрокомплекса, для этого нужно переехать. А это очень сложное дело. Если переезда не будет, то появятся большие проблемы.
 
Не раз возникали вопросы в связи со строительством новых гостиниц. Как обстоят дела с ними?
 
– Это сложные объекты, которые вызывают много вопросов. Наибольшие опасения вызывает, как ни странно, строительство второй очереди в Рыбной деревне, которое ведется под эгидой нашей Корпорации развития области. Они очень серьезно отстали в организационном плане, и сейчас нужно наверстывать упущенное, чтобы к концу 2017 года сдать эту гостиницу почти на 200 мест. Непросто идет и объект компании «НИК Инвест» – гостиница на берегу Верхнего озера. Пока только передвигаются графики – и все. Мы будем принимать меры, разговаривать с инвестором. Несколько лучше обстоят дела с гостиницей возле здания прокуратуры на улице Горького. 
Я хочу подчеркнуть, что у нас применяются современные методы управления и контроля. Есть совмещенный график, который позволяет нам вести постоянное наблюдение. Мы и квадрокоптеры запускаем, чтобы посмотреть, что происходит на объектах на самом деле. То есть область делает все для того, чтобы выполнить взятые на себя обязательства.
 
кстати
 
Сергей
Федяев, 
генеральный
директор 
ЗАО «Инвестиции. Инжиниринг. 
Строительство»: 
 
– Наша компания продолжает работы на объекте «Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде», 1 этап. Строительство берегоукрепительных сооружений и Парадной набережной о. Октябрьский в г. Калининграде» по графику. Создаем конструктив самой Парадной набережной. Тут закончено погружение всего трубошпунта, завершаем монтаж распредпоясов и анкерных тяг, ведем работы по устройству причала и шапочного бруса.
Кроме того, закончены проектные работы и разработка рабочей документации на строительство берегоукрепительных сооружений и набережной вдоль русла реки Старая Преголя – по набережной Ветеранов на участке от моста Высокий до границ земельного участка стадиона. В начале марта была сдана документация для прохождения Государственной экспертизы, сейчас мы ждем заключения.
Хочу отметить, что у нашей компании сложились хорошие отношения с калининградскими предприятиями-партнерами. ООО «ДСК ХХI век» по нашему заказу изготавливает облицовочные железобетонные плиты для набережной, ООО «Инвестремстрой» занимается устройством железобетонной плиты причала, шапочного бруса и облицовкой набережной плитами.
 
На острове Октябрьский ведутся и берегоукрепительные работы. Там  предусмотрено создание инженерной защиты от нагонных явлений. Мы должны сделать так, чтобы эта земля была защищена от размывов и инвазионных проникновений воды.