16:18

задача На пятилетку

  1. Новости
Текст: Татьяна Новожилова
Фото: предоставлено пресс-службой правительства области
 
Какие тенденции наблюдаются в строительной отрасли Калининградской области?
 
– Жилищное строительство в регионе шесть лет подряд демонстрирует положительную динамику. Так, если в 2010 году было введено в эксплуатацию 525 тысяч квадратных метров жилья, а на одного человека приходилось 0,56 квадратного метра, то в 2014 году эти показатели составили 1,116 миллиона, или 1,16 квадратного метра на человека соответственно. В прошлом году объемы также чрезвычайно высоки. Уже по итогам сентября мы перевыполнили установленный годовой план, а за 11 месяцев в регионе построены дома общей площадью 1,093 миллиона квадратных метров. Таким образом, абсолютный рекорд прошлого года может быть побит.
 
Но сейчас в экономике, как в региональной, так и всей страны, очень непростая ситуация. Спрос падает, цены растут...
 
– Мы отдаем себе отчет в том, что строительная отрасль обладает некоторой инерционностью. Поэтому непростая макроэкономическая ситуация последних полутора лет в полной мере скажется только в 2016-м и 2017 годах. Учитывая все факторы, в том числе падение в полтора раза объемов ипотечного кредитования – хотя прогнозы по этому показателю делались куда более угрожающие, – на будущий год для муниципальных образований установлено плановое задание в размере 760 тысяч квадратных метров жилья. Исходим из того, что за ближайшую пятилетку необходимо обеспечить ввод 4,4 миллиона квадратных метров жилья. Уверен, что наш строительный комплекс при поддержке правительства области с задачей справится.
Что касается реализации жилья, то подобной информацией в большей степени владеют администрации муниципальных образований. По данным статистики, по итогам III квартала жилье на первичном рынке можно было приобрести в среднем по 49 272 рубля за квадратный метр, это на 11% выше аналогичного показателя прошлого года и соответствует уровню инфляции.
 
Как областной бюджет финансирует строительство жилья для некоторых льготников?
 
– Как известно, в юго-восточном районе Калининграда на земельном участке, находящемся в региональной собственности, активно ведется масштабное комплексное строительство жилья для отдельных категорий граждан. Общая площадь застройки – 45 гектаров. Планируемый выход жилья – порядка 300 тысяч квадратных метров. В этом микрорайоне с 2012-го по 2015 год в рамках различных программ возведено 17 домов на 1 416 квартир. Из них 864 квартиры предназначены уволенным в запас военнослужащим, 233 – детям-сиротам, 166 – под арендное жилье, 122 – под служебное жилье и 31 – под маневренный фонд.
Кроме того, в регионе продолжает реализовываться программа по обеспечению жильем молодых семей. Так, с 2011-го по 2014 год с помощью бюджетов всех уровней свои жилищные условия улучшили 623 молодые семьи. По итогам кампании 2015 года в список претендентов на получение социальных выплат включены более 280 семей. На их обеспечение жильем федеральный бюджет выделил 54,4 миллиона рублей. В свою очередь Калининградская область добавила 70,5 миллиона рублей., муниципальные образования – 55,6 миллиона рублей. Это вполне ощутимая прибавка к средствам молодежи. Например, в прошлом году средний размер выплаты составил 669 тысяч рублей на семью.
 
Реализация ФЦП в Калининградской области не раз вызывала нарекания со стороны федерального центра. Как обстоят дела сейчас?
 
– Объем исполнения федеральной целевой программы развития региона планомерно растет. Сравните: в 2013 году исполнение ФЦП составило 8,3 миллиарда рублей, в 2014 году – 11,8 миллиарда. В этом году только за 11 месяцев заактированы работы на 11,2 миллиарда. За этими цифрами стоят десятки объектов инженерной и социальной инфраструктуры, которые жизненно необходимы для развития муниципальных образований региона и роста уровня жизни граждан. Помимо этого, средства ФЦП стимулируют развитие строительной отрасли Калининградской области, так как на субподрядах и генподрядах трудятся в основном местные компании.
Проблемы с ФЦП стали уже традиционными, если можно так выразиться. В первую очередь это связано с несовершенством законодательства по проведению конкурсных процедур. Случается, что, пользуясь лазейками закона №44-ФЗ, контракты на сотни миллионов рублей получают организации, где нет ни одного строителя, а из материально-технического и кадрового обеспечения только стол, директор и юрист. Мы им выставляем претензии, судимся, добиваемся включения в перечень недобросовестных.
Кроме того, иногда на сроках сказывается позднее подписание соглашений с федеральными министерствами, из-за чего финансирование поступает ближе к концу года. Однако благодаря настойчивости губернатора Николая Цуканова в текущем году все подобные вопросы были сняты на самом высоком уровне.
Говоря о перспективах, отмечу, что все наши усилия сегодня направлены на 100-процентное исполнение ФЦП как по лимитам текущего года, так и по остаткам прошлых лет. Мы должны максимально реализовать предоставленный федеральным центром уникальный шанс улучшить условия для жителей Калининградской области, так как подобные программы есть только у нескольких регионов. Ну и, конечно же, не стоит забывать о подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года, которая набирает обороты.
 
Что сделано в плане реализации программ импортозамещения?
 
– Для решения проблем импортозамещения при региональном минстрое создана межведомственная рабочая группа по корректировке проектно-сметной документации в части рекомендаций по строительству объектов и уточнению перечней оборудования с учетом поставок российскими производителями. В ее состав вошли представители органов исполнительной власти, ГКУ КО «РУЗКС», ГАУ КО «Центр проектных экспертиз», ГАУ КО «РУЗКС». Нами направлены рекомендации в муниципальные образования о применении технологического или иного оборудования российских производителей при разработке проектно-сметной документации. Уже есть информация о том, что изменение решений по оборудованию в части импортозамещения на российские аналоги потребовало полной переработки многих разделов проектной документации. Учитывая это, корректировка проектов, получивших положительное экспертное заключение, была признана нецелесообразной. Но возможность использования оборудования российских производителей в настоящее время учитывается при разработке новых проектов.
Примером может являться строительство канализационных очистных сооружений в Гвардейске. Станция биологической очистки изготовлена ОАО «345 механический завод» в городе Балашихе Московской области. Кроме того, на рассмотрении в ГАУ КО «ЦПЭ» находится проект реконструкции моста «Высокий» через Преголю на улице Октябрьской в Калининграде. Там планируется применение конструкций и оборудования моста производства российских заводов.
 
Какую поддержку получают местные предприятия строительной отрасли?
– По этому направлению мы во взаимодействии с бизнесом добились некоторых результатов.
С одной стороны, правительство области старается создавать благоприятные условия для развития местных производств. Так, недавно вышло постановление Правительства России, которое выводит некоторые виды стройматериалов из-под режима особой экономической зоны. Это открывает перспективы для наших местных предприятий стройиндустрии, в частности, для производителей газосиликатных блоков. Кроме того, уже вышло постановление Правительства РФ о компенсации части затрат на перевозку железнодорожным транспортом калининградских товаров на территорию Российской Федерации и российского сырья, строительных материалов и комплектующих для производства товаров на территорию области. Документ вступает в силу с 1 апреля 2016 года.
С другой – мы стараемся налаживать диалог с заводами, чтобы в нынешних непростых макроэкономических условиях не возникало необоснованного повышения отпускной цены, что в непростое время должно оказать поддержку застройщикам.
 
Как сказались на калининградском строительном рынке санкции? Появились ли новые объекты стройиндустрии?
 
– Не так давно Президент России Владимир Путин обратил внимание на то, что санкции рано или поздно отменят, и в связи с этим необходимо предпринимать действия – налаживать внутрироссийские логистические и деловые связи, выравнивать ценовую и транспортную составляющие, создавать конкурентный рынок.
Для Калининградской области с ее эксклавным положением ситуация представляется довольно острой. Не имея тех или иных ресурсов, мы, например, не в состоянии производить цемент. Понятно, что его можно завозить  либо в чистом виде, либо в виде клинкера, который в последующем будет перерабатываться на территории региона, что предпочтительнее. Поэтому сейчас наша основная задача – оценить возможности ближайших поставщиков, прежде всего из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поскольку там есть ряд крупных заводов.
Помимо сыпучих стройматериалов и сырья для них точкой импортозамещения является высокотехнологическое оборудование.
Сейчас мы должны заложить основу для развития местных производств. Удовлетворение потребностей местного рынка – это только первый этап. Второй этап – создание конкурентной продукции и экспорт в соседние страны или другие регионы России. Для этого можно на полную мощность задействовать преимущества территориального положения Калининградской области, ее близости к европейским потребителям. Цель – выдавать европейское качество по конкурентной с Китаем и Европой цене.
Задача непростая, но она не выглядит фантастической: технологии у нас есть, рынок есть, и по ряду позиций желаемый результат достигается. Приведу пример: завод композитных материалов в Знаменске, который поставляет продукцию на местный рынок, а через два года будет экспортировать ее в страны ЕС, хотя пробные поставки осуществляет уже сегодня.
Подобные предприятия нужно искать, их заявкам уделять внимание и поддерживать. Эту функцию выполняет региональное министерство промышленности, и мы, безусловно, не подменяем его. Однако минстрой может помочь определиться со спросом в регионе, произвести мониторинг и анализ данных, чтобы понять, где можно поменять старые логистические схемы с изменением структуры импорта и экспорта.
Перед нами стоит задача комплексного решения вопроса импортозамещения, которое включало бы и создание новых рабочих мест. Конечная цель наших усилий – сдерживание цен на продукцию предприятий стройиндустрии, обеспечение независимости отрасли от импорта, достижение низкой стоимости метра жилья и формирование мощного строительного индустриального кластера с подготовкой и воспроизводством квалифицированных кадров.
 
Рабочий визит на стройплощадку стадиона к ЧМ-2018 в Калининграде
 
На очистных сооружениях в Черняховске
 
«Проблемы с ФЦП стали уже традиционными, если можно так выразиться. В первую очередь это связано с несовершенством законодательства по проведению конкурсных процедур».
 
«Мы стараемся налаживать диалог с заводами, чтобы в нынешних непростых макроэкономических условиях не возникало необоснованного повышения отпускной цены, что в непростое время должно оказать поддержку застройщикам».
 
«Сейчас мы должны заложить основу для развития местных производств. Удовлетворение потребностей местного рынка – это только первый этап. Второй этап – создание конкурентной продукции и ее экспорт в другие страны».