10:43

"Мы принимали десятки нестандартных решений": как строилась ул. 9 Апреля и "круг" на Василевского

  1. Новости
Ещё ни один объект в Калининграде не строился под всеобщее одобрение. Будь это ремонт моста, перекладка тротуара, реконструкция дороги или ещё какие-нибудь серьёзные работы, народ гневно рассуждает, как всё это плохо и "не то". Привычному остракизму предавался и проект реконструкции ул. 9 Апреля и круговой развязки на пересечении улиц Черняховского — А. Невского — Литовский вал — 9 Апреля, причём задолго до его реализации.
 
Сейчас видя, как изменился облик этой части города, даже закоренелый скептик не может не признать — сделано очень достойно. Конечно, критика осталась.
 
"Ах, — кричит обыватель, — здесь росли мои любимые лопухи, а их все перекопали!" "Безобразие, — вторит ему другой гражданин, — в этой части я всегда перебегал дорогу, а тут наставили ненужные ограждения!"
 
"Это никуда не годится, — возмущается третий, — мне было очень удобно разворачиваться на автомобиле на другую сторону посреди улицы, а сейчас сделали выделенную линию трамваев, не проехать. Кому она нужна?"
 
 
Всё это так. Но жить по старинке больше невозможно. Город развивается, обновляет инфраструктуру, и калининградцам, не цепляясь за старое, нужно быть готовыми принять то хорошее, что входит в нашу жизнь.
 

По старым ценам — новый объект

 
С госэкспертизы проект "Реконструкция улицы 9 Апреля и строительство транспортной развязки улица А.Невского — улица Черняховского — улица Литовский вал", выполненный ООО "Дорсервис – Запад",  вышел в 2014 году. Общая стоимость строительства с учетом затрат заказчика и подрядчика в ценах 2014-2015 годов составляла порядка 380 миллионов рублей. Финансировались работы из трёх бюджетов — федерального, областного и городского.
 
 
Строительно-монтажные работы начались в конце того же года. Заказчик — муниципальное предприятие "Управление капитального строительства", подрядчик — ЗАО "Дорожно-строительное предприятие", генеральный директор — Сергей Григоренко.
 
 
— Контракт мы заключили в самом конце декабря 2014 года, при этом — с лимитами федерального финансирования на 2014 год. Понятно, что отработать эти лимиты "под звон новогодних курантов" в уходящем 2014-м мы просто физически не могли успеть, поэтому отрабатывали их уже в 2015 году. При этом в связи с резким скачком курса евро, все материалы успели подорожать в среднем на 30 процентов. А стоимость работ, напомню, была рассчитана в "докризисных" ценах 2014 года. В экономике мы очень сильно потеряли — цена применяемых материалов оказалась значительно выше, чем в смете, — рассказывает Григоренко. — Все удорожание легло на наши плечи.
 

Масштабные работы

 
Объём работ на объекте предстоял огромный. Так, в процессе реконструкции были заменены сети теплоснабжения, осуществлён вынос кабельных линий со строительством наружного освещения. Переоборудованы линейные сооружения связи, телефонной канализации. Водоводы, которые проходили под проезжей частью реконструируемых улиц, вынесли, а вводы и сети подключили к вновь проложенной трассе. Обновление коснулось и газопроводов. По улицам 9 Апреля, Литовский вал, Черняховского была произведена перекладка действующих участков подземных газопроводов низкого давления. Вдоль всей улицы 9 Апреля обновлена система ливнёвой канализации с уходом вод на очистные сооружения озера Нижнее.
 
 
— У нас за плечами сотни объектов. Но этот самый трудный, потому что реконструкция проведена с полным  изменением геометрических параметров улицы, проложена новая дорога там, где её не было. Главная трудность — в процессе земляных работ не раз обнаруживались немецкие еще инженерные линии, которые не были нанесены ни на какие карты, — поясняет руководитель "ДСП". — В этом случае работа прекращалась, приглашались специалисты, принимались новые решения. В первоначальный проект по ходу работ были внесены более сотни изменений.
 
Самый длительный простой произошёл, когда при прокладке нового отрезка дороги по ул. 9 апреля было обнаружено историческое захоронение. Тогда работы приостановили на три месяца. И именно этот случай подтолкнул городские власти доработать и принять алгоритм взаимодействия всех структур при обнаружении останков во время земляных работ. Разработанный документ явился лекалом для составления подобных постановлений в других регионах страны.
 
Как отметил советник губернатора Калининградской области, директор по строительству "Исполнительной дирекции по подготовке к чемпионату мира по футболу-2018 в Калининградской области" Павел Саркисов в своей книге "Стройка — дело жизни":
 
"Улица 9 Апреля — это самый сложный объект на моей памяти из дорожного хозяйства города. Это перекладка теплосетей, сетей связи и подземных газопроводов, высоковольтных кабельных линий, решение проблемы с водоснабжением и водоотведением…. Работы выполняет ЗАО "ДСП" и надо отметить, что это предприятие достойно справляется с задачей благодаря современной дорожной технике и собственному заводу по производству асфальта высокого качества. Это все заставляет с большим уважением относиться к возросшей ответственности властей и к тому, как организованы работы, насколько они квалифицированы, и сколько сам мэр Александр Ярошук уделяет внимания городскому дорожному ремонту…".

Улицу не узнать

Бывшая вся в колдобинах, заливаемая водой в дожди, зажатая частными лавочками, улица 9 Апреля теперь кардинально изменилась. От Дома быта до площади Василевского обустроены новые автобусные остановки, расширены и совмещены с велодорожкой тротуары, в их зоне появились 78 новых парковочных мест.
 
Каждая проезжая полоса расширена с двух метров до 3,75 м, при этом теперь улица имеет 6-полосное движение, по три полосы в каждом направлении. Расчетная скорость движения — 80 км/ч. С автострады к общественным зданиям и дворам обустроены комфортные подъезды.
 
Более 1 км трамвайного полотна переложено и модернизировано, трамваи проносятся по ним "бесшумной тенью". По словам директора МКП "Калининград-ГорТранс" Анатолия Мухомора, скорость подвижного состава на этом участке достигает почти 60 км\час. Пассажиры загружаются в транспорт с островков безопасности, которые приподняты над проезжей частью и изолированы от остального движения специальными ограждениями.
 
— Самое сложное — увязать между собой трамвайные пути и дорожное покрытие. При устройстве трамвайных путей свои нормы, а при устройстве дороги — свои. И тут пришлось проектировщику, и нам в том числе, принимать нестандартные решения, — рассказывает Сергей Григоренко.
 
Вдоль всей улицы произведены компенсационные высадки зелёных насаждений — 136 деревьев дорогих пород, более 2 тысяч кустарников, 13 277 кв.м газонов и 1495 кв. м цветников. Все деревья завозились из соседних стран, так как незаражённых вредителями грабов и клёнов в калининградских питомниках нет. Подрядная организация закупала импортные удобрения под посадку, серьёзная работа была проведена по определению места высадки, чтобы деревья не мешали доступу к инженерным сетям.
 
Для защиты жителей дома 14 по улице Рижская от шума автострады установили шумозащитный прозрачный экран.
 
 
Всего к непрофильным для ЗАО "ДСП" работам были привлечены порядка 9 субподрядных организаций, в основном калининградских.
 

Кольцевая развязка

 
Городская Госавтоинспекция уже давно ведёт статистику дорожных происшествий на улицах Калининграда. В числе лидирующих по количеству ДТП всегда стоял перекрёсток Черняховского — А. Невского — Литовский вал. Появившееся разворотное кольцо, уверены в ГИБДД, значительно снизит здесь аварийность и заторы. При окружности в 271 метр, развязка пока справляется с распределением потока машин.
 
 
Конечно, к кольцевому движению калининградским водителям надо еще привыкнуть. Поэтому на Клопс.Ru была размещена подробная информация ГИБДД по правилам дорожного движения на кольцевых развязках и инструкция по грамотному пересечению кольца на пл. Василевского.
 
Вокруг разворотного кольца установлено 234 дорожных знака, светофорные объекты, протянута троллейбусная контактная линия. Благоустроены подходы к транспортной развязке, перенесена автобусная остановка, которая в процессе реконструкции оказалась на полосе разгона.
 
В настоящее время движение по кольцу организовано в тестовом режиме.
 
— Ежедневно мы мониторим ситуацию на площади Василевского, прикидываем, как правильно отрегулировать светофорную группу, особенно в часы пик, — заявил журналистам глава Калининграда Александр Ярошук во время очередного контрольного выезда на транспортную развязку. Сейчас стоит вопрос приобретать или нет адаптивную систему регулирования транспорта. Если в течение месяца-двух после корректировки движения окажется, что в час-пик больших пробок на кольце нет, то интеллектуальные светофоры закупаться не будут.

Есть замечания, но

В настоящее время со стороны калининградцев звучат претензии по организации пешеходного перехода напротив "Виктории".
 
— Двойной пешеходный переход, который раньше был предусмотрен проектными решениями, не отвечал безопасности движения. Это дорога первой технической категории и приоритет здесь должен быть отдан транспорту. Она для того и реконструировалась, чтобы автомобильные потоки беспрепятственно перетекали из одного конца города в другой, — поясняет начальник отдела строительств дорог МКУ "УКС" Николай Попов. — Тем не менее, по настоянию горожан, пешеходный переход вернули в прежнее состояние, сделав его прямым.
 
В настоящее время главой города рассматривается и вопрос о том, чтобы в будущем отодвинуть пешеходные переходы от кольца.
 
Возникли сложности и с устройством плиточного тротуара на участках, вплотную прилегающих к двум строительным объектам на улице 9 Апреля. Они связаны с прокладкой коммуникаций к этим будущим домам и с земляными работами по устройству фундаментов. В настоящее время найдены технические решения, которые позволят мирно сосуществовать новому плиточному тротуару и ведущимся стройкам.
 
О третьей претензии главе города подрядчик сообщил сам: порядка 200 метров средней полосы дороги по ул. 9 Апреля получились с превышением допустимой неровности на 0,2 мм. "ДСП" по поручению мэра уже переделало этот участок дороги и привело его в норму. В настоящее время обьект уже готов к предъявлению государственной комиссии. Однако мониторинг дорожной ситуации будет продолжаться еще несколько месяцев. Напомним, улица 9 Апреля должна сдаваться в феврале 2016 года. Таким образом, все основные работы, по сути, здесь произведены с опережением графика.

Новые технологии для бюджетной экономии

Ещё два года назад будучи уверенным, что калининградские дороги просто обязаны быть долговечными и качественными, "Дорожно-строительное предприятие" вложило 100 млн рублей во внедрение новых технологий производства асфальто-бетонных смесей. Было закуплено и установлено хорошее немецкое оборудование, позволяющее получать модифицированный битум.
 
— Сегодня значительно возросли нагрузки на дорожное полотно, а у нас вместо того, чтобы повышать качество дорог, вводят ограничения нагрузки на ось. Причем ограничения выше, чем в Европе. Мы решили поднять качество калининградских дорог до европейского уровня. Срок службы асфальтового покрытия с модифицированным битумом в 2-3 раза дольше.  В Японии даже велосипедные дорожки делают на полимерном битуме. А мы чем хуже? — вопрошает Сергей Григоренко.
 
Компания уже применяла модифицированный битум при реконструкции ул. Островского, ул. Докука в Чкаловске, ул. Камской. Во всех случаях качество дорог от этого только выиграло.
 
К сожалению, проектировщики в нашем регионе не всегда закладывают в проекты применение модифицированного асфальта, который увеличивает срок службы дорог. А это бы дало существенную бюджетную экономию. В Калининграде власти начали это понимать.

 

Свой подрядчик не подведет

Как не раз заявлял губернатор Николай Цуканов на встречах с региональным бизнес-сообществом - строить в Калининградской области должны калининградские строители.
 
— Калининградские подрядчики не всегда имеют доступ к тем объектам, строительство которых ведётся в регионе. Я считаю, что в первую очередь заказы должны получать наши подрядчики, потому что на этих предприятиях работают люди, которые живут здесь, — рассуждает директор "ДСП". — Во-вторых, калининградские предприятия платят налоги в области, пополняя бюджет. В-третьих, иные крупные подрядчики приходят под конкретный объём работ. Сделав его, они уходят из региона. Преимущество местных компаний ещё и в том, что в случае допущения брака они в состоянии исправить его намного быстрее. Да и отношение к работе у местных всё-таки лучше, ведь делают для себя и своих близких.
 
 
Калининграду предстоит много строить. Практика показывает, что наши строительные компании уже давно не уступают по качеству работ крупным федеральным. И обновлённая ул. 9 Апреля с транспортной развязкой тому подтверждение.