Новости
Автор: Ростислав Гельвич
22.09.2015
13:30

Шаверма, Дед Мороз и зубной кабинет: какой бизнес выставляют на продажу калининградцы

Число объявлений о продаже готового бизнеса в Калининграде в последнее время значительно выросло. Какое дело можно сейчас купить и почему его продают?

Интернет-магазин

Самое распространённое подобное бизнес-предложение сейчас — это продажа лендингов (landing page). Это интернет-страницы, должные настроить посетителя на совершение определённого действия. Зашёл ты, к примеру, на страницу по продаже пирожков, и так тебе этих самых пирожков захотелось, что ты не только целую коробку купил, но даже клиентскую карту заказал.
 
Цены у таких страниц достаточно низкие и варьируются от двух тысяч рублей и до границ  наглости продавца. Как правило, чаще продают лендинги те, кто изготавливает их на профессиональной основе. Или же те, кто на такой покупке прогорел и хочет хоть что-то "отбить".
 
К примеру, некий Игорь предлагает купить за 10 800 рублей лендинг по продаже гироскутеров. Гироскутер — это небольшое транспортное средство, работающее по принципу динамической балансировки: наклонился вперёд — и поехал. Игорь уверяет, что гироскутер гарантирует прибыль от 90 до 120 тысяч в месяц, обещает помочь с рекламой и оформлением хостинга, а продаёт сайт, поскольку создал аналогичные.

Сфера услуг

Предложений здесь много, цены значительно выше (хотя исключения бывают), и дела творятся гораздо более серьёзные. По требованию покупателя продавец готов представить бизнес-план со среднесрочным прогнозом и оценкой рисков. Часто такого рода бизнес и создаётся с целью продажи.
 
Взять объявление о продаже рекламного агентства за 1,1 млн рублей. Продавец указывает, что в стоимость входит рекламное оборудование за 700 тысяч рублей. И добавляет, что конкурентов у данного направления рекламы в области нет, а постоянные клиенты — есть. Причина продажи — тяжёлая болезнь владельца, которая ставит крест на возможности заниматься делами.
 
В Пионерском продаётся стоматологическая фирма за 5,5 млн рублей, в наличии бессрочные лицензии на виды деятельности (терапия, хирургия и т. д.) и современный ремонт. Причину продажи продавец формулирует обтекаемо: "По личным обстоятельствам".

Торговля

В объявлениях о продаже торговых точек всё просто, по-домашнему. Цены чаще всего небольшие. Причины продажи очень разные, но похожие: "по причине нехватки времени", "личные обстоятельства", "некому заниматься всем этим" и даже "да просто надоело". В большинстве случаев за всем этим читается: "Бизнес не окупился".
 
"Магазин разливного пива" в центре города за 78 000 рублей на деле оказывается небольшой точкой с некрашеными гипсокартонными стенами и пивными кранами, торчащими из ДСП.  Продают всё это добро по причине "нехватки времени".  
 
Или продажа магазина канцтоваров в торговом центре, а если точнее — переуступка аренды. Продавец оставляет весь товар, прилавки, стеллажи, ламинатор с плёнкой, ксерокс... Обещает дать номера поставщиков. Заверяет в чистоте павильона. Причина продажи — семейные обстоятельства.

Общепит

Очень-очень разношёрстные объявления. Предложение о покупке ресторана тут совершенно спокойно соседствует с объявлением о продаже шавермачной.
 
Объявление о продаже последней полно грамматических ошибок, но гарантирует новому хозяину высокий трафик клиентов, большую вместимость и кухню в подвальном этаже. Присутствуют завлекающие восклицания вроде "Реальному покупателю — реальный торг!". Цена — почти 200 тысяч. Причина продажи — "надоело".
 
В объявлении о продаже действующего кафе в центре Калининграда всё описано с крайней скрупулёзностью. Цена — 5,6 млн рублей. Продажей занимается агентство, где на вопрос о причине ответили: "Личные обстоятельства".

Строительство

Чаще всего в этой рубрике вы найдёте объявления о продаже строительного оборудования. Так, "прибыльный действующий бизнес" с наработанной клиентской базой, состоящий из мини-экскаватора и эвакуатора, продаётся за 760 тысяч рублей.  Продавец озвучивает причину: "Некому заниматься".
 
Ну и напоследок, нечто совсем экзотичное. Как вам объявление о продаже бизнеса Деда Мороза? За 2000 рублей продавец обещает не только помочь с рекламой, но ещё и обучить. Причина продажи: "Новый год на носу!"  

Как оценить риски? 

В каких случаях выгодно купить готовый бизнес, а когда лучше не связываться?
 
По словам генерального директора консалтинговой компании "Технологии управления К.Р.У.Г." Натальи Грязновой, сделки по продаже крупных компаний подразумевают процедуру оценки due dilingence, которая снимает все вопросы для продавца и покупателя.
 
"Что касается продажи и покупки небольшого бизнеса, то, как правило, это сопряжено с высокими рисками, — говорит Наталья Грязнова. — Готовый бизнес для продавца и покупателя часто означает разные вещи. Продавец имеет в виду оборудование для производства и/или основные фонды — помещения, землю. Покупатель предполагает, что бизнес будет приносить определённый доход. Это похоже на разговор немого с глухим. Продавец: "Покупая мой бизнес, вы сможете заработать энное количество денег, потому что оборудование может производить  столько-то штук в смену". Покупатель:  "Ну а как я всё это продам, кто мой покупатель?" Продавец: "Эта продукция может использоваться и тут, и там, и эти могут быть покупателями, и те... Это нужно всем, это очень удобно, выгодно...". Побеждает тот, кто сумел убедить другого в своей точке зрения, в основном эмоциями или красивыми цифрами, или ещё чем-нибудь".
 
Как советует  бизнес-консультант, перед тем как принимать решение о покупке готового бизнеса, нужно задать себе несколько вопросов. 
  1. Если ваша цель — вложить деньги для последующей продажи, тогда готовым бизнесом может быть и коммерческая или жилая недвижимость по хорошей цене при условии, что вы хорошо знаете этот рынок и его динамику.
  2. Если ваша цель — стать владельцем, можно брать что угодно и по любой цене.
  3. Если ваша цель — получение дохода, определитесь, готовы ли вы налаживать и разворачивать бизнес в течение полугода или ещё какого-то времени.
  4. Любой бизнес — это люди, которые в нём работают и приносят деньги владельцу,  это доход, который приносит бизнес. В первую очередь его и надо оценивать. Если вам предлагают купить оборудование или магазин с оборудованием и товаром, но персонала в нём нет — прикиньте, сколько времени и денег вам потребуется, чтобы поставить работу персонала и раскрутить (привлечь клиентов). При неправильной оценке этого ресурса потери составляют 30%.
  5. Даже если вы правильно сориентированы на оценку дохода, который даёт бизнес,  проверка этих цифр — дело сложное и обман здесь происходит довольно часто. Можно попытаться проверить все цифры самому, но, как правило, надо хорошо разбираться в специфике рынка или отрасли (заново изучать рынок — дело в большинстве случаев бесперспективное и высокорискованное). Лучше привлечь экспертов, которые на этом рынке давно работают. Потери от ошибок в оценке доходности бизнеса составляют до 50%. Далее следуют ошибки при оформлении сделки, желательно и тут обратиться к специалистам, так как потери могут составить 30%.
 
"Покупка-продажа бизнеса — процесс сложный. Если вы проходите его в первый раз,  обязательно потеряете деньги на каком-либо этапе сделки. По результатам опросов,  об этом  говорят 99% респондентов. Такое же число продавцов недовольны продажей и считают, что могли бы получить больше и совершили не совсем выгодную сделку, — говорит Наталья Грязнова. — Пример из практики. При продаже готового бизнеса были учтены рынок, доход, юридически сделка была оформлена. Однако потери составили  30% от суммы сделки из-за неумения вести переговоры. Интересы одной из сторон были нарушены. Профессиональный посредник-эксперт мог бы спасти сделку".