16:11

На велосипеде в Европу

  1. Новости
Текст: Светлана Слюсаренко
Фото: Роман Городко
 
Практически каждый калининградец считает наш город уютным и «европейским». В последние годы благоустройству города действительно уделяется особое внимание. И не исключено, что через несколько лет Калининград и на самом деле станет поевропейски комфортным для проживания.
 
Когда калининградцы оценивают свой город по европейским критериям, то зачастую говорят об отсутствии сети велодорожек, которая позволяет удобно и безопасно передвигаться по городу. Станут ли поездки на велосипеде для нашего города реальностью?
 
– Это отлично что здоровый образ жизни сегодня в тренде, а велосипед наконец-то воспринимается как транспорт — передвигаться на нем по городу быстро, экономично, да еще и полезно для здоровья. К этому списку можно прибавить, что велосипедисты не создают пробок, а для парковок требуется значительно меньшее пространство по сравнению с автотранспортом. Все это давно уже поняли во многих европейских городах, где люди массово пересели на велосипеды. Наше же общество к таким изменениям пока не готово, и я уверен, что даже при наличии сети велодорожек предпочтут автотранспорт. Но это не отрицает того, что дорожную сеть для велосипедистов строить необходимо. На это потребуются немалое время и
немалые деньги. Чтобы понять, как именно развивать велосипедную инфраструктуру, я ездил в Копенгаген, где благодаря отлично продуманной сети дорог велосипедами в качестве основного транспорта ежедневно пользуются 42% населения, это очень большой процент! Всего 24% предпочитают автомобиль, еще 5% передвигаются пешком и 30% пользуются общественным транспортом, причем, стоит отметить, транспорт этот только муниципальный. 
В Копенгагене построено 400 км велодорожек, есть даже веломосты, и, самое главное, решена задача, которая заключается в том, что от точки А в точку В проложен непрерывный маршрут, а не хаотичные отрезки, какие мы имеем сейчас в Калининграде. К слову, датчане достигли всего этого за 90 лет, мы же активно занимаемся этим вопросом всего пару лет. В свое время у них, как и у нас, велосипедисты и автомобилисты не могли поделить дорогу. Должно пройти время, чтобы они нашли общий язык. В любом случае привилегии всегда будут на стороне велосипедистов, как менее защищенных участников дорожного движения.
 
 
Каковы ближайшие планы развития велодорог?
 
– На сегодняшний день мы можем похвастать лишь двумя маршрутами, которые, к слову, пользуются большой популярностью у горожан – вокруг Верхнего пруда и 9-километровым участком на Сельме. Теперь стоит задача соединить эти два участка, и такая возможность есть. При строительстве новых дорог также будем предусматривать полосу для велосипедистов. Сейчас идет реконструкции дороги на 9 Апреля, запланирована зона для велосипедистов с выездом на Верхний пруд. Таким образом, получится уже первый длинный маршрут, соединяющий разные части города. В перспективе весь город будет покрыт сеткой дорог, тогда это можно будет назвать велосипедной инфраструктурой. 
Но построить велосипедные дороги – это полдела, кто ими будет пользоваться? Люди сразу не пересядут на велосипеды, должно сформироваться целое поколение, приученное к этому транспорту.
 
На сегодняшний день велотранспортом пользоваться небезопасно, и многие горожане отмечают это.
 
– Конечно, чтобы что-то изменилось, с одной стороны, необходима рука государства, но, с другой – ничего не будет происходить без воли самих людей. Посыл должен исходить от самих жителей, это касается всего: и велодорожек, и ремонта тротуаров, и благоустройства. Ведь как смотрит власть? Если активность населения мала, значит, всех все устраивает. Большая же активность неминуемо рождает ответную реакцию — раз есть запросы, их необходимо выполнять. Но такая активность должна быть конструктивной, нацеленной на развитие и благосостояние своего города или поселка.
 
 
Пока куда актуальнее велодорожек тема тротуаров. Что и когда планируется сделать?
 
– Тротуары – беда в городе номер один. Они не только портят облик города, но и небезопасны – в некоторых местах недолго и ноги переломать. Чтобы восстановить все основные тротуары, необходимо более 2 млрд рублей! В 2015 году по программе капремонта дорог на тротуары потратили более 16 млн рублей. В 2016 году планируемзаложить более 400 млн рублей, поддержку обещало оказать правительство Калининградской области.
Сейчас специалисты администрации города уже формируют списки, в числе первых будут ремонтироваться тротуары на Гвардейском и Ленинском проспектах, улицах Черняховского, Пролетарской, Сергеева, Подполковника Иванникова, Генерала Соммера, Житомирской, Космонавта Леонова, Комсомольской, Лейтенанта Яналова, Тельмана, проспекте Мира – это улицы с высокой проходимостью, где необходимость ремонта наиболее заметна. Сегодня в Калининграде надо чинить почти половину всех тротуаров, а всего их в городе более 2,1 млн кв.м.
 
Какие материалы и каких производителей будут использоваться при ремонте?
 
– Новые тротуары будут исключительно из качественной плитки, выдерживающей нагрузку не меньше 400 кг/см2. Поставщики – местные. На сегодняшний день в области есть несколько производителей европейского уровня с современнейшим оборудованием. Разновидность плитки большая, можно выбирать и по цветовой гамме, и по рисунку, и по формату.
 
Подрядчик выбирается по конкурсу, сама процедура которого нацелена на то, что подешевле. Может быть, поэтому многие тротуары, которые были сделаны 2–3 года назад, уже разрушаются?
 
– Есть ряд причин: и материалы были использованы самые дешевые, и технология укладки нарушена. Конечно, ситуация не должна повториться — город вкладывает большие деньги, и нужно делать с таким качеством, чтобы на 10–15 лет забыть о ремонте. За последний год подход поменялся – нет погони за дешевизной. В техническом задании четко прописываются необходимые параметры материалов, учитывается и долговечность, и эстетический вид. Многое зависит и от подрядчиков, которые определяются также по конкурсным процедурам. Важно также вовремя готовить и отыгрывать конкурсы, чтобы работы выполнялись в период, когда позволяет погода. Для этого необходимо планировать бюджет к концу года, в январе-феврале готовить конкурсную документацию и ранней весной выходить на объекты. Тогда к началу осени работы будут завершены.
 
 
Если говорить о благоустройстве города, нельзя не упомянуть программу «Мой двор». Какими темпами она реализуется, много ли горожан приняли в ней участие?
 
– «Мой двор» – это ведомственная целевая программа, разработанная администрацией Калининграда, которая позволяет большую часть расходов по ремонту дворов переложить с жильцов на плечи городских властей. Есть одно важное условие – чтобы принять участие в этой программе, люди должны для начала научиться договариваться, слушать и слышать друг друга. Желающие изменить что-то в своем дворе должны собрать общее собрание, учесть мнения всех категорий жильцов: пенсионеров, мам с колясками, детей, автомобилистов, инвалидов. Затем принять общее решение: нужна ли детская площадка, сколько места будет выделено для стоянки машин, нужны ли лавочки, тротуар возле подъезда, зеленая зона и т.д. Конечно, на все это нужны огромные деньги, но все возможно, ведь вклад жильцов составляет лишь 5% от необходимой суммы, остальное выделяет городской бюджет. К примеру, взять стандартный дом в 3 подъезда по 15 квартир в каждом. Допустим, на ремонт двора необходима сумма в 1 млн200 тыс. рублей, 5% от этой суммы составит 60 тыс. рублей. То есть каждая квартира должна будет внести в общий котел по 1300 ру- блей. Это, считаю, вполне посильно.
В 2014–м по программе «Мой двор» было отремонтировано 18 дворовых территорий и 2 детские площадки, в 2015 году было заявлено всего 7 дворов, а ремонтируются 14, так что шанс получить отремонтированный двор есть. Сейчас еще идут сбор и обработка заявок на ремонт дворов, затем будет сформирован адресный перечень объектов программы. 
 
Люди довольны качеством произведенных работ?
 
По-разному. Хорошо то, что сейчас жители сами делают приемку тех или иных работ. В прошлом году, когда такой практики не существовало, было много жалоб на качество, это касалось и благоустройства дворов, и капитальных ремонтов домов. Реагируя на жалобы, депутаты городского совета совместно с контрольно-счётной палатой, представителями администрации города и строительного контроля провели более 1000 проверок, учитывая как качество работ, так и качество применяемых материалов. Подрядчики понимают, что за ними ведется жесткий контроль, и если нарушат свои обязательства, сделают что-то некачественно, то придется устранять недостатки. Дорожат они и репутацией, ведь при выборе подрядчика учитываются их предыдущий опыт работы и наличие  квалифицированных специалистов. И, конечно, определяющим фактором является цена, за которую они обязуются выполнить работы, при этом подрядчики должны предоставлять предварительное обеспечение заявки — часть от начальной цены договора подряда. Все подрядчики определены только через конкурсные процедуры.  Сегодня пришло такое время, когда горожанам под силу преобразить  свой город, но только должны быть активными все граждане, чтобы главные решения принимались не узким кругом людей, а широким голосованием на референдумах. Надо научиться жить вместе и распоряжаться своим имуществом, ведь все мы являемся собственниками.