Текст: Татьяна Новожилова
Фото: Роман Городко
Калининградизобилует реками: Преголя, Лесная, Голубой ручей, каналы и целая система естественных и искусственных водоемов. Есть даже подземные реки, упрятанные нашими предшественниками в трубы.
Неудивительно, что важную роль в жизни Калининграда играют мосты. Эти сооружения стали не только элементом инфраструктуры, но и подарили в стародавние времена знаменитую задачу о семи мостах Кёнигсберга, успешно решенную только в XVIII веке знаменитым математиком Леонардом Эйлером.
Сегодня мосты Калининграда тоже подкидывают задачки, правда, тут одними бумажными расчетами и схемами не обойтись. Лучшим тому доказательством служит история строительства второго эстакадного моста, начавшаяся еще в советские времена. В результате четверть века через Московский проспект были перекинуты мощные мостовые перекрытия, упиравшиеся одним концом в жилой дом, а вторым – в Преголю.
и снова за работу
Но не так давно все резко изменилось. В 2010 году, когда губернатором был Георгий Боос, а Николай Цуканов – кандидатом в губернаторы, последний поднял на встрече с Владимиром Путиным вопросы дофинансирования крупных объектов региона, в том числе и второй эстакады. И получил заверения, что федеральный бюджет примет в этом участие. По плану новая эстакада должна была начать работу в конце 2011 года и стоить 4 млрд рублей. Федеральное участие приобрело форму трехтраншевого бюджетного кредита в размере 3 млрд рублей. Вскоре на мосту начались активные работы – практически круглосуточно в две смены.неожиданные препятствия Но еще до начала работ у этой стройки появились не то чтобы противники, а, скажем так, критики. В том числе и в виде жителей близлежащих домов. Ведь еще в советские времена этот мост планировался как один из основных в Калининграде, что означало круглосуточное активное движение транспорта.
Времена перестройки, как и последующие 90-е и 2000-е, в истории областного центра отметились началом строительного бума. Жилые дома, торговые и офисные центры стали возникать с устрашающей скоростью. В том числе и чуть ли не впритык к пролетам второй эстакады. Причем, похоже, никто – ни городские власти, ни строители, ни покупатели квартир в этих домах – и мысли не допускал, что этот мост-призрак таки очнется от летаргического сна и обретет плоть. Поэтому, когда все завертелось, окрестным жильцам стало несколько не по себе от грядущих перспектив. Кроме того, выяснилось, что строительству второй эстакады через Преголю мешают немецкое газоубежище на Московском проспекте – старинное здание, где располагалось муниципальное учреждение «Центр охраны памятников», здания районного отделения УФМС и здание отдела вневедомственной охраны при ОВД на улице Дзержинского. Но решения были найдены для всех. Попавшие под снос получили новые помещения, а непопавшие – шумозащитные щиты.
финансовые истории
В октябре 2010 года выяснилось, что нужно искать деньги на съезды с моста, для которых даже не был разработан проект. «Проект моста позволяет построить съезды уже после того, как мост будет готов. Мы планируем съезд в районе нового стадиона», - сообщил тогда Павел Саркисов. А Николай Цуканов сказал, что проекты съездов начнут разрабатываться в ближайшее время и потребуют еще один миллиард рублей. Сроки сдачи – конец 2011 года – тогда никто еще не переносил. Деньги выделил областной бюджет в виде кредита, но финансовое положение города было таково, что в ходе обсуждения горбюджета на 2011 год депутаты попросили региональное правительство увеличить срок возврата кредита. Как заметил мэр Александр Ярошук, «мы ждали, что нам область даст деньги в виде дотаций. Этого не случилось». С другой стороны, и области никто дотаций на крупные недострои тоже не дал. Проблемы с финансами и сроками превратились в визитную карточку второй эстакады. При этом сам мост стал привлекательным объектом дляулучшения имиджа. Например, в начале 2011 года секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов заявил, что проект строительства второго эстакадного моста осуществляется в рамках партийного проекта «Новые дороги городов России» и с финансовыми вливаниями из федеральной казны. Это стало неожиданностью для всех, так как никогда ранее ничего подобного не говорилось, да и в бумагах никаких следов этого не нашлось. В 2011 году власти Калининграда планировали взять на окончание работ из федерального бюджета кредит в размере 2,51 млрд рублей под 2,75% годовых. Субсидий ниоткуда и не ждали, и не получили.
сроки сдвигаются
А летом 2011 года стало ясно, что к концу года ввести в эксплуатацию всю вторую эстакаду не получится. И.о. главы комитета архитектуры и строительства городской администрации Сергей Мельников сказал, что не хочет никого обманывать, называя точные сроки, пока не сверстан новый график. И оказался прав. По новому графику горвластей и согласно контракту мост должны были закончить в декабре 2012 года. А вот областные власти продолжали настаивать на 2011-м. К тому времени по некоторым позициям уже было полуторамесячное отставание. В результате движение по мосту действительно началось в декабре 2011 года. Но мост до сих пор так и не сдан в эксплуатацию. Продолжается и чехарда со съездами. Как, впрочем, и с финансами. Власти не раз заявляли, что город не сможет сам оплатить работы, что кредит изначально был слишком большим для городской казны, а со временем вообще превратился в удавку. А строители – ОАО «УСК МОСТ» – грозили закрыть мост для транспорта, если город не рассчитается с долгами и не оплатит будущие работы.
продолжение следует
В результате появился новый подрядчик – ЗАО «АБЗ-Дорстрой», который готов построить съезды с мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя и транспортную развязку в районе Солнечного бульвара на Острове за 1,458 млрд рублей. А правительство области договаривается с федеральным центром и администрацией Калининграда о реструктуризации и изменении сроков выплаты бюджетного кредита. Город должен был вернуть области деньги до 2014 года, но сделать это даже в половинном объеме так и не смог. В свою очередь, и область признала, что не сможет вернуть все деньги к 2016 году. Но теперь, как сообщил региональный министр финансов Виктор Порембский, «срок кредита растягивается на 20 лет — до 2034 года. Будет десятилетний льготный период, затем в течение еще 10 лет — погашение равными долями». При этом стоимость использования кредита составит 0,1% годовых.
Но, как бы то ни было, история уверенно движется к счастливому финалу. Но, возможно, Калининграду в не очень далеком будущем грозит окунуться в еще одну-две мостовые мелодрамы. Ведь еще Георгий Боос говорил, что нужно «замкнуть кольцо Окружной», построив мост через Преголю где-то между поселком им. А. Космодемьянского и вагонзаводом. Да и двухъярусный мост, как выяснилось не так давно, нужно сносить, а на его месте строить два новых – для поездов и всех остальных. Кроме того, не окончены работы и на Берлинском мосту. А ведь есть еще и путепроводы над дорогами и железнодорожными путями...
Строительство съездов на остров