Текст: Татьяна Новожилова
Фото: Роман Городко
Полгода прошло с того момента, как Владимир Путин подписал Закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Но пока заметных изменений в жизни калининградских строителей не произошло.
Закон был разработан по инициативе Минстроя России. Документ усилил контроль со стороны государства за деятельностью СРО, их национальных
объединений и одновременно контроль самих СРО за своими членами. Внесенные изменения не слишком очевидны как рядовым обывателям, так и строительным компаниям, так как касаются в основном функций СРО. Национальные объединения саморегулируемых организаций теперь могут принимать все документы от создаваемых СРО и направлять в Ростехнадзор рекомендации о возможности их включения в государственный реестр СРО.
Кроме того, нацобъединения должны вести единый реестр членов СРО. Ростехнадзор сможет проводить плановые проверки СРО, а Минстрой России – проверки нацобъединений.
Помимо этого Ростехнадзор получил право внесудебного исключения саморегулируемой организации из государственного реестра при наличии соответствующего заключения нацобъединения СРО. Появились и дополнительные основания для исключения СРО из государственного реестра, например, недостоверные сведения об адресе.По словам регионального министра строительства Михаила Викторова, изменения в законодательстве не привели к резкому улучшению ситуации. «Государство, как и раньше, не защищено от действий недобросовестных компаний, получивших допуск, – уверен он. – Контракты и тендеры, которые проводятся по госзакупкам, по-прежнему уязвимы, поскольку на выгодный контракт слетаются подрядчики, имеющие весьма внушительные допуски. В итоге мы остаемся заложниками недобросовестных компаний». Чтобы спасти саму идею и те достижения, которые система показала на стадии становления, в кратчайшие сроки нужно наводить порядок и дисциплину в системе саморегулирования, подчеркнул Викторов.
«Как руководитель областного министерства строительства, я всегда высказывался за региональный подход к вопросу, – пояснил он. – Изначально, участвуя в разработке концепции, я предложил достаточно жесткую систему: один субъект – одно СРО, которое несет полную ответственность за выданные допуски. Вполне разумным было бы создание наряду с региональными отраслевых СРО для сфер деятельности, имеющих специфику:атомная промышленность, энергетика, дорожное хозяйство и тому подобные.
Поскольку закон был принят достаточно либеральный, единственное, что остается нам сегодня, – рекомендовать компаниям, работающим в Калининградской области, получать допуски в региональных СРО».
Министр отметил, что пока известны только единичные случаи отзыва допусков у СРО. «Как было на территории Калининградской области зарегистрировано около десятка СРО, так и осталось, – резюмировал Викторов. – А если основываться на опыте, то проблемными являются структуры из других субъектов России. Надеюсь, что до конца года работа с законодательством о СРО продолжится, и это приведет к установлению порядка на этом рынке».
Пока заметных изменений в работе СРО не увидел и президент Калининградского регионального объединения «Союз строителей» Борис Калинин. «Ничего не изменилось за те полгода, что прошли с момента внесения изменений, – сказал он. – Думаю, что и не изменится, если только не появятся
новые документы. Если будут разработаны и приняты новые меры контроля, тогда, конечно, мы это почувствуем».