Текст: Светлана Слюсаренко
Фото: Пресс-служба администрации г. Калининграда
Облик Калининграда представляет собой сочетание готического стиля, советского монументализма и типовой застройки. Наш разговор о том, почему не все новостройки являются украшением города и как найти разумный баланс между традициями и современностью.
Точечная застройка – благо или зло?
– Никакой проблемы в этом нет, а тема сильно перегрета в СМИ. Бедой является не принцип точечной застройки, а этажность. Если на заброшенной территории появится подземный паркинг с надземным комплексом спортивных сооружений, это будет проблемой для города? Нет. Это точечная застройка? Да. Нужно отделять истерику от здравого смысла.
Этажность построек с кем-то согласовывается?
– В настоящее время цепочка короткая: градостроительный план земельного участка, а далее – человеческие амбиции и гражданская ответственность застройщика и в меньшей степени проектировщика. По закону не требуется согласование проекта на муниципальном уровне. Процедуру эту отменили давно, и, с одной стороны, это правильно, поскольку исключены чьи-то личностные вкусовые видения. Однако, как ни странно, раньше, когда такое согласование было необходимо, качество архитектуры было лучше. В настоящее время Союзом архитекторов РФ готовится ряд законодательных инициатив по внесению изменений и дополнений в ФЗ об архитектурной деятельности в РФ и Градостроительный кодекс, которые должны изменить ситуацию.
Как в целом оцениваете архитектурное развитие Калининграда?
– Невысоко. Строители могут гордиться добротностью и прочностью домов, но с точки зрения архитектуры это зачастую еще один минус на карте города. А все потому, что сильна тенденция использовать дешевые материалы. Строят так, как строили лет 25 назад, когда появились минеральная штукатурка и пластиковое окно. Если же применить современные материалы, другое формообразование, новые технологии, то это позитивно скажется и на себестоимости, и на привлекательности объекта. Согласитесь, приятно сознавать, что живешь в красивом доме, а не в очередном тысячном подобном, отличающемся от других только цветом.
Есть положительные примеры?
– Удачными считаю новые дома в Чкаловске, где ставку сделали на индивидуальность, квартал «Времена года» на Артиллерийской. Кто заставил застройщика сделать на его территории малые архитектурные формы? Думаете, они вошли в сметную стоимость? Вряд ли. Дело в ответственности проектировщика и желании застройщика сделать что-то неординарное. Как результат – бум продаж.
Министр строительства области неоднократно подчеркивал слабую подготовку проектировщиков.
– Вопрос глубокий, и связан он, безусловно, с образованием. Пионером архитектурного образования в регионе был Сергей Максимович Копычина-Лоренс, впоследствии руководитель «Калининградгражданпроекта». Я сам 5 лет преподавал в коммунально-строительном техникуме, еще когда он так назывался. Преподаватели несли «повинность» в хорошем смысле этого слова в архитектурной мастерской, ездили с детьми в архитектурные творческие лагеря. Это было началом правильного педагогического процесса, который до сих пор продолжается. После техникума ребята получали высшее образование в Санкт-Петербурге, Минске, Гданьске, Москве. Наверное, 50% молодых калининградских архитекторов – выходцы из той среды. Старшее поколение представлено выпускниками Казанской, Ленинградской, Московской, Минской, Екатеринбургской архитектурных школ. Но этого мало. У нас среда голодная: архитектор, планировщик, проектировщик, сметчик, монолитчик – дефицитные специальности. Остро не хватает технологов, которые раньше трудились в проектных институтах, а во времена романтического капитализма ушли на рынок, сменив профессию. Поэтому теперь приходится приглашать литовцев и латышей.
Востребованность в специалистах есть, а образования нет?
– К сожалению, не сложились традиции, но почему бы их не создать? Думаю, в Калининграде можно было бы развивать архитектурное образование, учитывая темпы строительства, нехватку специалистов, идентичность городской среды. Наша область – редкое место, где можно готовить архитекторов, связанных с реконструкцией, объемной градостроительнойреконструкцией, реставрацией, такой работы тут хватит на десятилетия. Своеобразным показателем уровня архитектуры и ее качества является расчет архитекторов на душу населения. В Германии на 600 человек приходится 1 архитектор, то есть среда конкурентная. В России этот показатель меньше в двадцать раз - 1:12000 соответственно, конкуренции никакой.
Как это сказывается?
– Нет специализации, а это качественный показатель распределения труда в обществе. Как-то познакомился с английским архитектором, который проектирует только животноводческие комплексы, и образование он получал соответствующее. У нас же специалисты универсальные. Проблема нехватки кадров тянется со времен экономического провала 90-х, когда страна из плановой экономики шагнула в рыночную. Существовали проектные институты и целая система иерархии проектирования для решения крупных задач, в архитектурные мастерские попадали лишь небольшие проекты, и это правильно. Вчерашний студент не должен браться за уникальный объект, это путь ошибок. Сейчас такой системы нет.
Одна из опорных точек развития города – идентичность. Каковы пути ее реализации?
– Для меня идентичность помимо наличия исторических памятников еще и уникальность города, заключающаяся в слиянии двух разных культурных слоев за короткий период времени. На слой уличной, градостроительной, транспортной структуры довоенного периода наложились современные проспекты и улицы. Идентичность города также в большом количестве зелени, нарабатывается она и какими-то знаковыми элементами, которые надо бережно сохранять. К примеру, Южный вокзал потерял идентичность, когда перед ним выросла «Виктория». Не сохранился Королевский замок, ветшают многие памятники. Проблему можно решить только одним путем – привлечением арендаторов. Такая практика успешно применяется в западных странах.
Какая историческая территория получит развитие в ближайшее время?
– Это еще один идентичный объект – Преголя. И в этом направлении уже сделаны определенные шаги – строительство Рыбной деревни и набережной Трибуца, планируется реконструкция двух мостов. В планах – восстановление транспортной значимости реки. В дальнейшем весь город
может собираться здесь на различные мероприятия. Но чтобы пришли инвесторы и реализовали все эти замыслы, должна появиться инфраструктура. Уже есть благоустроенная набережная – территория Музея Мирового океана, а вот дальше начинается безжизненная промзона. Что придет ей на смену? В ближайшее время будем оценивать инвестиционную привлекательность территории, общаться с собственниками. Затем, возможно, организуем еще один международный конкурс.