12:40

Браслеты в духовке, жгучие перцы на заказ, и горшки для трех медведей: как калининградцы зарабатывают в кризис

  1. Новости
И как только не ругают нынче кризис! И говорят, что, мол заставил он русского человека затянуть пояса по самое некуда, положить зубы на полку, и захиреть в тоске-печали. А вот дудки! Наши люди в смутные экономические времена демонстрируют такие реактивные способности и таланты, которые и кормят, и душу радуют, и вообще дают старт новому большому делу. Журналисты Клопс.Ru узнали, как наши земляки зарабатывают на хенд-мейд. 

К мастеру из Калининграда москвичи выстраиваются в очередь

 
В то время, когда многие предприниматели сворачивают дело, калининградка Дарья Иващенко расширяет свой бизнес — заказов в ее маленьком ателье так много, что девушка, работая даже ночами, не справляется с ними в одиночку, — пришлось брать помощницу.

История Даши — молодой журналистки, которая успешно строила карьеру, поучительная для тех, кто хочет начать свое дело, но пока не решается. Даша тоже долго не решалась...

— Разрывалась между работой и заказами. Не хватало времени на себя, на сон. Главное — было страшно сделать шитье основным заработком: когда есть стабильные деньги на работе — это удобно, — говорит она.

Сегодня Даша ни на секунду не жалееет, что больше не сидит в офисе. За два года хобби по пошиву модной женской одежды превратилось в успешный проект: в ее группе в соцсетях 1400 участников, а заказы она получает со всей России — Москва, Питер, Тамбов, Тверь, Тула, Воронеж: люди присылают мерки и терпеливо ждут своей очереди несколько месяцев.

Средняя цена платья от Дарьи Иващенко — 3 тысячи рублей (не считая ткани), она признается, что заниматься индпошивом выгодно, но сколько она шла к этому!

Училась шить с детства — секреты мастерства открыла бабушка Татьяна Серафимовна, которая была в Калининграде известной модницей: когда она шла по улице в сшитых собственными руками нарядах, люди оборачивались. Дашины платья, юбки и жакеты стали для нее лучшей рекламой, но принимать заказы она решилась не сразу.

—  Слишком большая ответственность, — говорит девушка. — Я шила прекрасно, но все равно пошла на курсы кройки и шитья, где училась год. Потом еще год тренировалась на подружках — отработала не один десяток моделей. И только когда поняла, что делаю это идеально, стала брать заказы.

При огромном изобилии шьющих сегодня людей и шоу-румов в столицах, Даша Иващенко остается совершенно оригинальным мастером — она не подражает слепо трендам, ориентируется на свой вкус (может в этом секрет ее успеха), а за интересными тканями готова летать даже в Европу — в этом сезоне рекорды популярности бьют жгучие красные перцы, привезенные Дашей из Испании.  

— Индивидуальный пошив сегодня переживает подъем — это модно, это ценится, — говорит калининградка. — Я не знаю сколько еще эта ситуация будет продолжаться, но я работаю. И для меня главное в этой истории, что мы с моим делом нашли друг друга, и нам хорошо вместе.

"Куплю серьги за любые деньги!"

 
Калининградка Ирина Чудновская — автор успешного проекта по изготовлению бижутерии из полимерной глины, который стабильно приносит прибыль.

— Это удивительно, — говорит Ира, — но именно в разгар кризиса — зимой, магазины Петербурга заказывали у меня партии по сто и двести изделий! Сейчас продажи упали, но на жизнь грех жаловаться...

У Ирины есть основная работа — она парикмахер-визажист: прически и макияж калининградкам делает в салоне сутки через трое, у нее много заказов от постоянных клиентов с выездом на дом, но наша героиня признается, что главную прибыль ей приносит именно бижутерия (цена одного комплекта около тысячи рублей).
 
Всё началось четыре года назад — Ирина попробовала лепить из полимерной глины: думала, что увлечение на пару месяцев, но увлеклась серьезно.  
 

— Лепила забавных мишек, браслетики, обжигала их на кухне в духовке — получалось сначала не очень, — улыбается она. — Первые деньги заработала случайно: тетя принесла на работу коробку с моей бижутерией — раскупили все! Это очень вдохновило: купила печку для обжига, в интернете сделала группу, привлекла подружек — они помогали с рекламой.

Сейчас в группе почти 13 тысяч участников (!), Ирину регулярно приглашают на выставки в Питер, а ей, чтобы оставаться в тренде и быть востребованной, приходится работать и днем, и ночью: творческая лаборатория находится дома, что-то отшлифовать, подпились помогает муж Александр (по профессии он строитель).  

— Конкуренция высокая — многие занимаются бижутерией, — говорит Ирина. — И отвечая на вопрос Клопс.Ru "Как быть успешной и найти своего заказчика", отвечает — не расстраиваться, если работы не покупают, верить в себя и продолжать свое дело. На каждую вещь обязательно найдется покупатель: у меня были серьги, которые лежали год и я их уже готова была отдать за бесценок. А потом приходит девушка и говорит: "Куплю за любые деньги! Это то, что я так долго искала!" 

Днем на службу в МЧС, вечером — к гончарному кругу

 
Для калининградки Ирины Вервай слово кризис — судьбоносное. Весной этого года, в самый его разгар, она потеряла работу — сократили из детского дома, где трудилась педагогом допобразования. И такое уже было! В лихом 1998 году Ирина впервые попала под сокращение — была воспитателем детского сада. Но не растерялась, не опустила руки - пошла в Службу занятости, чтобы получить новую профессию и это изменило всю ее жизнь... 

— Когда увидела специальности на которые можно было переобучиться, у меня сердце остановилось, — говорит она, — там была профессия гончар-керамист. Я так захотела попробовать!

Руки в трещинах и глине, которую приходилось добывать в карьерах под Калининградом и просеивать в ванной! Глина была страшно непослушная и при первой попытке приручить ее, просто улетела! Горшки вначале получались неказистые, ночи бессонные, но Ирина твердо решила, что не бросит это дело! Трудно было, но глядя на ее упорство, процессом увлекся и муж Владимир.
 

Сегодня Владимир Вервай — начальник учебного пункта МЧС России по Калининградской области — известный гончар. И слово "кризис" для него тоже судьбоносное.

— Вот в кризис выхожу на пенсию, — говорит он, — устроюсь в одну из пожарных частей, правда, уже в должности гражданского человека.

—  Поэтому сейчас мы займемся гончарным делом очень серьезно, — улыбается Ирина.

Супруги признаются, что их замечательная, теплая, сделанная с любовью, аутентичная глиняная посуда, не раз помогала им пережить трудные времена — кружки, горшки, миски (цена 200-400 рублей) заказывают магазины, народ с удовольствием берет их на ярмарках. Одна мама каждый год покупает своему малышу горшочки, чтобы играть в любимых сказочных героев — "Три медведя", "Теремок".

— Гончарное дело приносит неплохой доход, заниматься этим стоит, — говорят мастера. — И еще, это успокаивает душу и дарит такое приятное общение с людьми!

"Пришла на биржу и говорю — я талант"

 
История калининградки Елены Савиной тоже назло всем ненавистным катаклизмам: в 2000 году, когда люди массово теряли бизнес и работу, ее сократили в банке.

— Когда меня выкинули — был шок: с горя расписала дома все стены и потолки, — вспоминает Елена. — Думала тогда, что делать — ребенок маленький (1 год и 4 мес), пришла на биржу (а перед этим свои рисунки сфотографировала), и говорю — я талант! Так бесплатно получила профессию мастер росписи по дереву — училась полгода у замечательного мастера Людмилы Рябошапки.

Елена уже почти забыла то тяжкое время, когда в Калининграде сидела на аллее художников недалеко от Центрального рынка — продавала расписные кухонные досточки-тарелки.
 

— Как ни странно покупали — я была безумно счастлива! — вспоминает она. — Только на эти деньги и жила. 

Сейчас, когда есть постоянная работа (Елена — бухгалтер), любимое занятие тоже приносит доход (например, цена одной досточки в сложнейшей борецкой северной росписи, работа над которой идет не один месяц, может стоить 5 тысяч рублей). Но главное, по признанию калининградки, заниматься творчеством очень приятно. 

— Вот приходит человек, видит мою работу, и у него загораются глазки — это его! — рассказывает Елена. — В нем какая-то память родовая просыпается — бабушки, прялки. А это так важно знать откуда твои корни. Такие вещи ведут в прошлое и заставляют человека становиться лучше, и готовится хозяйкам на таких досточках вкуснее. Стоит она, как солнышко, в доме и радует.

Приятный доход от манки и кофейной гущи

 
Специалист Областного дома народного творчества Лариса Яковлева рассказала, что сейчас в области всплеск хенд-мейда: народ у нас рисует, валяет из шерсти, плетет из бисера, шьет кукол, вышивает, гравирует по стеклу, режет миниатюры по скарлупе, делает аквагрим, рисует на теле хной.

— Сегодня в Калининграде более 300 только зарегистрированных мастеров, которые активно участвуют в ярмарках и продают свои работы — люди самого разного возраста от молодежи до пенсионеров. Все самодеятельные художники, — рассказала Лариса Альбертовна. — И таких людей становится все больше. Есть целые семьи — Кондратьевы, Стахорские, Тюрины, Ивановы: занимаются керамикой, шьют мягкие игрушки, вяжут, мыло варят. На всероссийском фестивале "Русь мастеровая" в этом году два первых места (работы по художественному войлоку Юлия Либина и лоскутному шитью Галина Рассказова) наши!
 
Как выяснили журналисты Клопс.Ru, заработать сегодня можно на самых неожиданных вещах, например, на обычной крупе и яичных скорлупках! Из них Светлана Большакова делает потрясающие картины: в ход идут манка, рис, даже кофейная гуща. Заняться творчеством Светлану сподвиг тоже кризис, правда, в личной жизни.
 

— Развелась, когда дочке было 1.5 года, отказалась от алиментов: молодая, гордая была, — рассказала она, — и стала судорожно думать, где заработать помимо службы (25 лет Светлана прослужила прапорщиком в погранвойсках ФСБ, — прим. авт). — Первые работы — картины из засушенных цветов, травы, соломки сдавала в магазин — хорошо покупали. Когда в 2008 году вышла на пенсию, училась в Доме моды Вячеслава Зайцева — курс по изготовлению цветов из ткани, закончила курсы дизайна интерьера, фитодизайна и потом легко нашла работу преподавателя в Доме детского творчества Мамоново.
 
Глядя на дочь, творчеством увлекалась и мама Светланы Александра Сергеевна Большакова (ей 81 год): вместе придумывают картины, продают их на ярмарках.

— Это небольшой, но приятный доход, — говорит Светлана. — Но как захватывает сам процесс!  Есть идея и не можешь успокоиться, пока не воплотишь ее — сам или с учениками. Как только сделаешь новую работу, на душе так хорошо! 
 

Как заработать на хенд-мейд

 
1. Обратиться в Областной Дом народного творчества, Калининград, Баранова, 45 к Ларисе Альбертовне Яковлевой, тел. 46-47-70.

Принести фотографии своих работ — от их уровня зависит карьера самодеятельного художника — могут пригласить рекламировать себя и продавать произведения на небольшую ярмарку (свидетельство ИП не нужно) или же на международный фестиваль "Территория мира", где представлены только выдающиеся мастера (таких на всю область около ста человек), или вообще — в "большую" Россию.
 
2. Создайте группу в соцсетях, рекламируйте себя. 
 
3. На начальном этапе дарите ваши работы друзьям и знакомым: сарафанное радио — отличная реклама (так к вам придут первые заказчики).

4. Не бойтесь предлагать свои произведения столичным магазинам — многие покупают у мастеров-любителей большие партии (особенно перед праздниками).  
 
5. Участвуйте в ярмарках в других городах — вас обязательно заметят.
 
6. Если потеряли работу, обратитесь в Службу занятости, возможно, удастся получить новую профессию — художника, резчика, гончара и др. и заниматься творчеством профессионально, а также обучать детей.