08:17

Профессия вне времени - учитель: Черняховский пединститут готовит востребованных специалистов

  1. Новости
Профессия вне времени - учитель: Черняховский пединститут готовит востребованных специалистов  - Новости Калининграда
Педагогический институт Черняховска готовит специалистов для региональной системы образования – воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, учителей, за которыми работодатели выстраиваются в очередь. О востребованности профессии учителя и возможностях подготовки высококлассных специалистов в стенах регионального вуза рассказывает его директор Елена Поднебесных.

 Елена Леонидовна, как много молодых людей сегодня выбирают для себя профессию учителя?
 
— Я не думаю, что сейчас уменьшилось количество людей, которые хотят стать учителями, ведь потребность быть значимым, что-то нести и отдавать заложена в самой человеческой природе. Хороший педагог — это всегда уважаемый человек, вне зависимости от социально-политической ситуации. Сегодня государство уделяет особое внимание развитию  системы образования, и  социальный статус учителя в глазах общественности возрождается.
 
Отрадно, что в условиях рыночной экономики профессию учителя можно отнести к хорошо оплачиваемой, в среднем по региону учителя получают 25–27 тыс. руб., и педагог сегодня  имеет все социальные гарантии. Более того, сельские учителя имеют определенные льготы от государства — муниципалитеты стараются обеспечить их жильем, есть и федеральные программы поддержки, например, льготная ипотека молодым учителям.
 
Много лет мы говорим об ориентации  образования на потребности рынка труда. Сегодня мы имеем массу выпускников вузов, которые не могут найти себе работу по специальности. Менеджеры, юристы, маркетологи — все говорят об их переизбытке на рынке труда. Выбирая образование, куда разумнее реагировать не на модное звучание профессии, а на ее востребованность. Учителя с этой точки зрения вне зоны риска.
 
Я всегда говорю: хотите жить достойно и стабильно — обучитесь ремеслу. А педагогика — это именно ремесло. Надо уметь учить детей, знать методики, технологии, психологию, уметь выстраивать коммуникации... Профессиональные компетенции здесь очень важны, но не менее важна сама личность учителя, его система ценностей и нравственных ориентиров. И по счастью, сегодня вновь говорим о приоритетах воспитания личности как цели образования и при всех инновациях и реформах начинаем возвращаться к традициям российской педагогической школы.
 
Я уверена, актуальность профессии учителя — вне времени, но для этого выбора нужна особая мотивация – должно быть желание стать учителем. Важно  правильно выбирать учебное заведение, которое дает не просто диплом, а знания и, самое главное, навыки, позволяет получить  прикладное образование, которому доверяют работодатели.
 
— Как проверить, что реально стоит за вывеской вуза?
 
— Смотреть на его послужной список, образовательную программу, ориентироваться по выпускникам: кем они работают, какие должности занимают. В менеджменте есть понятие рекрининг — это оценка качества по последействию, и я не без гордости могу сказать, что у Черняховского педагогического колледжа (вузом мы считаемся только последние два года) много достойных выпускников, имена которых имеют вес и звучание в региональной системе образования.
 
— Как можно поступить в ваш пединститут?
 
— Есть два варианта: поступать после окончания 9-го класса и получить среднее специальное образование, обучение в этом случае длится 3 года 10 месяцев по очной или заочной форме обучения, или после 11-го класса — на бакалавриат. Срок обучения  по программам бакалавриата— 5 лет, хотя в других вузах это 4 года.
 
Объясню, почему мы пошли на этот шаг при проектировании основной образовательной программы. Современный российский бакалавриат дает возможность выпускнику преподавать только одну дисциплину. Например, он выходит бакалавром литературы или математики. Но сегодня многим школам (особенно малокомплектным сельским) нужны универсальные педагоги, которые могут вести сразу несколько предметов: русский язык и литературу, математику и информатику, преподавать английский и немецкий языки... Поэтому мы намеренно пошли по пути двухпрофильного бакалавриата, выпускаем учителей, которые имеют две специализации. Обучение, соответственно, занимает большее времени, но и выпускник более востребован на рынке труда. По сути, мы отчасти вернулись к советскому специалитету, но при этом образовательные программы спроектированы в соответствии с  новыми федеральными стандартами.
 
—Вы являетесь государственным аккредитованным вузом, а значит, у ваших студентов есть возможность получить качественное высшее образование бесплатно?
 
— Именно так, в этом году у нас выделено 100 (!) бюджетных мест, 20 из которых — это целевые места, рассчитывать на которые могут абитуриенты, получившие направления от муниципальных комитетов образования. Эти ребята имеют не только более лояльные условия для поступления (им достаточно перешагнуть порог 116–126 баллов по результатам ЕГЭ, в зависимости от выбранной специальности), но и обязательства — став специалистами, они будут должны вернуться на работу в родные пенаты. Мы стремимся со временем довести количество целевых мест до половины от общего числа бюджетных. На наш взгляд, это очень правильная и дальновидная система. С одной стороны, мы гарантированно готовим кадры для школ сел, поселков и малых районных городов, а с другой — получаем абитуриентов, мотивированных и заинтересованных в профессии учителя.
 
— Какие формы обучения предлагаете?
 
— Есть очная и заочная формы обучения. Сейчас мы внедряем еще один вид — обучение по индивидуальным учебным планам. Наши студенты — взрослые люди, и у них могут складываться различные жизненные обстоятельства, например, возникает ситуация, когда надо зарабатывать деньги на себя и свою семью, или студентка готовится стать мамой. И тогда мы предлагаем им не бросать учебу и не уходить в академические отпуска, а продолжить обучение по индивидуальной программе, выполнять учебный план по особому графику. Мы оплачиваем индивидуальные часы консультирования преподавателям, а студентам предоставляем возможность завершить свое образование. Конечно, это требует от института дополнительных затрат и усилий, но мы идем на это осознанно.
 
В наше коммерческое время — мы социально ориентированный вуз. С советских времен у нас сохранилось специальное сопровождение детей с особым статусом: дети-сироты, из малообеспеченных, неполных семей получают социальные стипендии, дотации на одежду, питание, им уделяется особое внимание социальных педагогов, психологов.
 
— Раньше в Педагогическое училище Черняховска в основном приезжали учиться выпускники из районных городов. География изменилась?
 
— Сейчас это тоже так. В основном у нас учатся молодые люди с востока области: из Советска, Немана, Гусева, Полесска, Нестерова. Это разумно — близость к дому, возможность родительского участия очень важны, особенно для студентов 1–2 курсов.
 
Два комфортабельных общежития позволяют обеспечить жильем всех иногородних студентов из удаленных муниципалитетов.
 
— А как же манящая "французская сторона"? Черняховск, согласитесь, далек от "столичного статуса".
 
— Такое стремление, безусловно, существует. В возрасте 17–18 лет для многих географическое место обучения зачастую имеет первостепенное значение. Но ведь разговор при выборе учебного заведения идет не о том, ГДЕ жить, а КЕМ стать. Мало кто из будущих студентов понимает, что получение профессии — тяжелый труд и учиться — это непросто. Часто первокурсники, оказываясь за стенами родного дома, испытывают стресс, и от того, в какой среде молодой человек оказывается, зависит не только его скорейшая адаптация к новой действительности, но и успешность всего обучения.
 
У нас есть все условия для получения качественного высшего образования: учебная база, преподаватели, опыт организации психолого-педагогической поддержки. Кидать вчерашнего школьника в "открытое плавание", по сути, дело опасное – велика вероятность, что не "выплывет". Он пытается деланно быть взрослым, а на самом деле нуждается в поддержке. Ненавязчивой, но поддержке. В нашем вузе со времен педагогического училища сохранилась система "пестования", кроме преподавателей в штате есть социальные педагоги, психолог, кураторы, которые заботятся о психологическом комфорте наших студентов — направляют, помогают, поддерживают.
 
Нам удалось сохранить много хорошего из советской системы образования, в том числе и воспитание чувств коллективизма, патриотизма, о которых  мы сегодня вспоминаем как дефицитарных. На нас лежит колоссальная социальная ответственность, особенно в условиях провинциального (в хорошем смысле этого слова) вуза – быть культурно образовательным центром  востока региона и развивать непрерывное педагогическое образование. В данном случае формулировку "подготовка конкурентоспособного специалиста с предпринимательским мышлением" я бы заменила на  "профессиональную подготовку и воспитание личности учителя XXI века". В культовом фильме  времен перестройки "Покаяние" была такая фраза: "Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?"

Подробности о специальностях и направлениях подготовки:
на сайте вуза: http://ipc39.ru/
тел. : тел. (40141) 3-36-18, 3-38-49, 3-37-22
Мы в контакте: http://vk.com/club94220674
Мы в одноклассниках: http://ok.ru/group/54582536241152
Мы в фэйсбуке: https://www.facebook.com/ipc39
 

Наши выпускники

 
Андрей Григорьевич Попов, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель Русского музыкального общества, в прошлом – первый заместитель министра культуры Калининградской области, член Совета по культуре при губернаторе Калининградской области, выпускник Педагогического училища Черняховска 1970 года:
 
— Педагогический институт (в мое время — Педагогическое училище) – одно из старейших учебных заведений области, активно поддерживающее традиции российской педагогической школы. В процессе обучения мы имели возможность не только приобретать теоретические знания, но и погружаться в профессию, постоянно практиковаться, работать с детьми. Нас действительно учили профессии, и это стало хорошей базой для карьерного роста всех выпускников, независимо от сферы, которую они выбрали, будь то психология, педагогика или культура. После окончания училища у меня была возможность сравнить собственные знания и навыки с выпускниками других учебных заведений, и, знаете, что приятно – мы, провинциальные студенты, зачастую оказывались на голову выше.
 
Я не разделяю понятия педагогики и культуры. То, что было получено мною в Педагогическом училище, каждый раз помогало мне добиваться новых профессиональных высот. Это навыки административной деятельности, коммуницирования, культура общения, психология. То, что училище вышло на новый уровень и получило статус вуза — закономерность. Для системы образования региона это возможность получать  высококвалифицированные кадры, а для жителей области — достойное образование поблизости.
 
Василий Иванович Исаев, в прошлом начальник Департамента правовой и социальной защиты детства Министерства образования Калининградской области, выпускник Педагогического училища 1970 года:
 
— Нас обучали блестящие преподаватели, мастера своего дела, знаю, что с современными студентами по-прежнему работают исключительно квалифицированные кадры, специалисты. Выпускники нашего училища преподают практически по всей стране, это состоявшиеся люди, профессионалы с большой буквы. Нас готовили разнообразно, развивая во всех направлениях, с первого курса мы работали в школах, лагерях, интернатах с детьми, погружаясь в атмосферу преподавания. Нам доверяли, давали возможность развиваться и обучаться.
 
Черняховск славится своими педагогами, важно, что институт по-прежнему "снабжает" преподавателями все близлежащие города, поселки. Это настоящая кузница кадров. В этот институт следует непременно поступать тем, кто чувствует тягу к педагогике, работе с детьми и готов выбрать это делом всей жизни.
 
на правах рекламы