О необычной находке в редакцию "Страны Калининград" сообщил монтажник компании "Спецгазавтоматика" Евгений Яромчук. Вместе с коллегами он прокладывает газопровод в Балтийске.
– Мы работали на улице Ленина, в районе домов № 64–66, – рассказывает Евгений. – На прошлой неделе мы зачерпнули ковшом экскаватора землю, а вместе с ней на поверхность подняли бутылку из коричневого стекла. Нам она не показалась чем-то особо примечательной. Такие в советское время использовались для пива или лимонада, их еще "чебурашками" называли. Единственное, что в ней было необычного – пробка, какими обычно затыкают шампанское. Настоящая, из пробкового дерева. Кроме того, эта пробка была залита чем-то светлым вроде воска. В общем, стало интересно, что там внутри, и мы разбили бутылку. Внутри оказались два скрученных в трубочку тетрадных листа, которые были перетянуты посередине сначала фольгой, а затем медной проволокой.
Найти букву
Осколки, к сожалению, рабочие выкинули. А в редакцию принесли лишь два пожелтевших листка. На них – написанный синими чернилами убористый текст. Можно сказать, каллиграфический почерк. Но прочитать его невозможно. Мы выяснили: это не английский язык, не немецкий, не французский, не шведский, не финский, не эстонский, не литовский, не латышский, не литовский, не польский.
Обратились к местным лингвистам, но и они не определили принадлежность к какому-либо языку. Единственное, что можно сказать точно – буквы в письме использованы латинские. Кто из специалистов ни смотрел письмо, все сходились к одному: "Какая-то шифровка!"
То же самое предположил и заведующий кафедрой компьютерной безопасности Института прикладной математики и инфотехнологий БФУ им. И. Канта Сергей Алешников. Студентам он преподает методы защиты информации и основы криптографии (науки о шифровании).
– Давайте предположим, что текст зашифрован, – говорит Сергей Алешников. – Мы постараемся подобрать к нему ключ, но как быстро это удастся сделать и сможем ли вообще, сказать не могу.
Так, к примеру, бывает, когда ключ к шифру знают только несколько человек. Подобные ключи чаще всего взломать невозможно, так как не известна ни его длина, ни используемый текст. Так как нет аналогов.
По словам ученого, на кафедре, где мы оставили письмо, его оцифруют, потом подвергнут частотному анализу – посчитают, сколько раз в тексте встречаются те или иные символы.
– Например, мы знаем, что в русском языке чаще всего встречается буква "е". Так же и в других языках. В письме между словами есть пробелы, – говорит ученый. – Так бывает в том случае, если какой-то символ меняется на другой.
Озадачить потомков
Кто и зачем запечатал в бутылку зашифрованный текст, остается гадать.
– Не исключено, что это сделали дети, – говорит Сергей Алешников. – Может, хотели ради шутки задать потомкам задачку. Такие забавы были популярны в советское время. Если это так, то для наших студентов это окажется еще одной возможностью потренироваться.
Еще не нужно сбрасывать со счетов, что Балтийск – город военных. И если уж это чья-то шуточная "временная капсула", то, может, это дело рук кого-то из людей в погонах? В общем, если кто-то узнает в тексте свое "произведение", сообщите нам в редакцию "СК" по тел. 99-10-45. А то нам теперь жутко интересно.
Интересные факты
Советский исследователь Бахром Кабулов в работе "Шпионские страсти, или Занимательная криптография" описывает один из методов шифрования, которым пользовались во времена Гая Юлия Цезаря. Суть его применительно к современному русскому языку в следующем. Выписывался алфавит: А, Б, В, Г, Д, Е, ..., Э, Ю, Я; затем под ним помещался тот же алфавит, но со сдвигом на три буквы влево. При зашифровке буква "А" заменялась буквой "Г", "Б" заменялась на "Д", "В" на "Е" и так далее. Так, например, слово "РИМ" превращалось в слово "УЛП". Получатель сообщения "УЛП" искал эти буквы в нижней строке и по буквам над ними восстанавливал исходное слово "РИМ".
С 5 мая 1921 г. Совет народных комиссаров РСФСР постановил создать отдельную криптографическую службу. С тех пор в этот день отмечается День шифровальщика.