21:23

"Бабушкины бусы": как дизайнеры предлагают ломать стереотипы о янтаре

  1. Новости
Известный дизайнер Дмитрий Карпов рассказал калининградским специалистам, с помощью чего солнечный камень может избавиться от клейма "бабушкиных бус". Так совпало, что в тот момент, когда в музее янтаря открывалась биеннале мастеров солнечного камня, в артпространстве "Ворота" тоже говорили о янтаре.
 
О том, как сломать стереотипное представление про "бабушкины бусы" и "привет из советской Прибалтики", рассуждали московские и калининградские дизайнеры. Даже сами янтарщики честно признались, что устали от обывательского восприятия солнечного камня. В воздухе витали революционные идеи: янтарь собирались проверять на электропроводимость, хотели узнать, как он звучит, и использовать его в интерьере.
 
Главным спикером в этот вечер был куратор учебных программ "Дизайн в интерактивной среде" из Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов. Он провел мастеркласс под названием “Доза дизайна”-  о том, как использовать сочетание маркетинга и дизайна в работе, чтобы получился идеальный продукт.
 
- К теме янтаря я обращался несколько раз по мере выступления. Дело в том, что это интересный материал, который сейчас никому особо не интересен. Я предложил несколько интерактивных возможностей его использования, например, в так называемой "умной одежде", - рассказал "Комсомолке" Карпов. 

Хай-тек из смолы  

Электронные платы и сенсоры уже вовсю внедряются, например, в модную одежду, так почему бы, считает Дмитрий Карпов, дизайнерам не задуматься над янтарем не как над ювелирным изделием, а как над символическим объектом, существующим миллионы лет.
 
- Если янтарь воспринимать только как украшение, он часто производит  гнетущее впечатление. Потому что, когда любой из нас его видел в первый раз, то он видел его у представителей старшего поколения. В голове сразу рождается мысль, что это продукт для старшего поколения, - объясняет Карпов. - С другой стороны, янтарь имеет свои эстетические параметры: это всегда теплый объект, он в поэзии вызывал многие ассоциации. Достаточно просто представить его в простых геометрических формах и сочетать его с современными технологиями, получится совершенно новый объект.
 
По словам Карпова, инкрустация янтарем чехла для мобильного телефона – это признак отсталости, а вот если кусок янтаря соединить с сенсорами, которые заставят его реагировать на освещение – это будет прорыв.
 
- Дизайн вообще про глубокое. Про поверхностное все уже изучили 30-40 лет назад. Нужно искать в продукте те ценности, на которые никто и никогда до этого не обращал внимание. Можно янтарь еще 50 лет делать пенсионерским и неинтересным. Кто-то даже будет это покупать, потому что такая аудитория всегда найдется, - напирает Карпов. – В той же Литве или Польше янтарь был частью культурного кода, он и остается этим кодом. Ничего особенного еще не придумали. Материал не сделали популярным. Он все еще остается таким сувениром, как магнитик, который ты привозишь из поездки. Нужно просто рассмотреть то, что всегда было рядом и придать ему новое видение, новое значение. 

"Давайте пробовать!"  

Расширением представления о янтаре занимались и раньше. Очевидные подвижки были в химии и медицине. Но в век высоких технологий у янтаря может появиться сотня новых амплуа.
 
- Сам факт того, что мы задумались о новых возможностях янтаря, уже говорит о многом. 50% решения – это постановка вопроса. А что у янтаря с электропроводимостью? А можно ли из него извлечь звук? А как он проводит электромагнитные волны? А давайте попробуем! – Карпов говорит совершенно серьезно, поэтому если у вас есть материал, можете поэкспериментировать в своей домашней лаборатории.
 
Говоря об использовании янтаря в "умных вещах" Дмитрий Карпов вовсе перевернул сознание слушателей с ног на голову.
 
- А почему какие-то электронные часы должны накапливать информацию о твоем сердцебиении или о твоих туристических маршрутах? Почему этого не может сделать кулон, сделанный из материала, существовавшего до зарождения языков, до зарождения человечества? Не является ли это гораздо большим символическим стимулом, создающим вокруг материала совершенно другую культуру? Янтарь записывал в себя информацию, существовавшую на заре планеты, а сейчас он внутри себя будет хранить информацию о тебе и о твоих перемещениях, к примеру. Это будет круто.
 
В заключение Карпов предложил довольно простую идею, лежащую, можно сказать, на поверхности:
 
- Мы многого не знаем о природе. Многого мы, к примеру, не знали о графене, а он совершает сегодня технологическую революцию. Раньше он был известен за счет графита, который мы находим в каждом карандаше, но его сверхпроводимость или другие свойства, которые обнаруживают фонтанирующие идеями люди, совершают прорыв. О янтаре люди сочинили сотни мифов, они говорили о слезах богинь, об утопленных чувствах. Почему бы это не использовать? Почему бы в кусок окаменевшей смолы, к примеру, не поместить записанные актерами мифы о янтаре? Ты берешь кусок янтаря, нажимаешь еле заметную кнопку и кладешь в постель своему ребенку. Ребенок будет сразу воспринимать камень, как источник информации. Это будет настоящий учебник.
 
КСТАТИ
 
Мастер-класс Дмитрия Карпова не стал просто очередным теоретическим занятием и получит вполне практический выхлоп. Карпов дал старт беспрецедентному проекту “Янтарь 3.0”. Через 3 месяца, 17 сентября на конференции "What’s up, Будущее 2015" дизайнеры, маркетологи и производители презентуют уже реальные работы, созданные в рамках новой концепции. Помимо отбора лучших проектов, на конференции будет присуждено гран-при. Мастер-класс прошел под сводами Закхаймских ворот, что придало мероприятию особый антураж.Через три месяца слушателям Карпова предстоит показать реальные разработки.