Текст: Татьяна Новожилова
Фото: Стас Ломакин
Очистные сооружения занимают второе место после Дома Советов в списке легендарных долгостроев области. Еще в начале семидесятых, во времена глухого застоя, советские власти решили, что городу необходима современная система сбора и обработки стоков. Был разработан проект, и в 1976 году началось строительство новых очистных на Балтийском шоссе, вдоль которого идет немецкая сточная канава, облицованная плиткой. Но до сих пор она как несла свои воды прямо в море, так и несет. Стройка, начавшаяся довольно бодро, остановилась в стадии полуготовности.
Заграница нам поможет
Прошло 33 года после начала строительства, и в 1999 году наши соседи по Балтийскому морю решили, что нужно что-то делать. К этому времени стало окончательно ясно, что в море вовсю идут процессы эвтрофикации, усиленные загрязнением от деятельности человека. Оно довольно быстро стареет, мелеет, теряет прозрачность, из-за чего сокращается количество промысловой рыбы. Активнее всего эти процессы идут у берегов наших северо-западных соседей – Швеции, Финляндии и Дании. Там, как и в Германии, давно приняты государственные программы по сокращению загрязнения Балтики. Позже это начинание подхватили и «молодые европейцы» – Польша, Литва, Латвия и Эстония. Эти меры привели к существенному, на треть, сокращению всех видов сбросов: промышленных, сельскохозяйственных, поселенческих. Крупные города Старой Европы практически полностью перестали сбрасывать в море что-либо, кроме очищенной воды. Калининград и Санкт-Петербург на этом фоне остались грязными воронами.
В результате было подписано соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о строительстве новых очистных сооружений. Но, как недавно выразился глава Калининграда Александр Ярошук, оно легло под сукно. Вернее, какие-то движения были, но без видимого результата. На проект было собрано почти 52 млн долларов — в виде грантов от Агентства Дании по окружающей среде, Агентства Швеции по международному сотрудничеству, займов ЕБРР, банка «Нордик» и поступленийот некоторых других природоохранительных и банковских структур стран Северной Европы. Управлять проектом взялась датская компания «Свеко». С нашей стороны главным партнером выступил калининградский «Водоканал».
Четыре года было потрачено на исследование того, что есть, и проектирование того, что еще нужно. В результате мэр Калининграда тех времен Юрий Савенко уволил тогдашнего начальника «Водоканала» Александра Горшенина за «ненадлежащее исполнение своих обязанностей».
В октябре 2004 года по итогам конкурса новым руководителем этого муниципального предприятия был назначен Михаил Тягусов, астрофизик и финансист. А через два года он также был уволен с большим шумом. Как заявил Юрий Савенко, Тягусов слишком много самовольничал, чем поставил под угрозу срыва проект по очистным. Сам же Михаил Викторович считал, что вскрыл факты отмыва грантовых денег, неэффективное их использование и фиктивность самогопроекта. По его словам, иностранные консультанты, привлеченные к работе компанией «Свеко», получили за 6 лет в общей сложности около 7 млн долларов, но продукт, пригодный хоть к какому-нибудь использованию, так и не предоставили. Об этом он сообщил и главе города, и ФСБ, а заодно и не оплатил в 2005 году ни одного счета за консультации. После увольнения Тягусова в «Водоканал» в 2006 году пришла с проверкой Счетная палата РФ. Но никаких сенсационных разо-блачений не последовало. Аудиторы установили, что из средств займа ЕБРР использовано только 17% от общей суммы, а средства «Нордик» (СИБ) вообще не использовались.
Следующим руководителем «Водоканала» стал Сергей Крапивин. Скандальные мотивы на время притихли.
На новый круг
В 2007 году произошло два события: главой Калининграда был избран Александр Ярошук, а шведская управляющая компания «Северное измерение» подписала с «Водоканалом» соглашение о безвозмездном выделении гранта на проект «Реконструкции и развития системы водоснабжения Калининграда и охраны окружающей среды» в размере 10 млн евро. Но это было не последнее финансовое вливание в калининградскую канализацию. В 2009 году к процессу подключился и федеральный бюджет через ФЦП развития Калининградской области до 2014 года. Этой программой было предусмотрено финансирование в размере порядка 1,3 млрд рублей строительства объединенных очистных сооружений. Ожидалось, что в 2013 году очистные наконец-то будут введены в эксплуатацию. Но чуда опять не случилось.
В том же 2009-м Калининград выставил строительство очистных сооружений на конкурс на стадии «П» – разработки проектной документации. Позже Александр Ярошук признал это ошибкой, приведшей к задержке реализации проекта. По его словам, в таком виде объект пошел на конкурс по политическим соображениям, исходящим от губернатора Георгия Бооса. Но в 2010 году ужесточились европейские нормы по предельно допустимым концентрациям вредных веществ, из-за чего проект пришлось менять. А был бы отыгран конкурс на строительство с готовой, прошедшей необходимые экспертизы документацией, этого делать не пришлось бы. В 2011 году заместитель главы администрации Калининграда Светлана Мухомор сообщила: за два года генеральный подрядчик так и не собрал все необходимые документы, а работы на очистных отстают от плана на 5–6
месяцев. Впрочем, для ОАО «Мостострой 6» такое поведение в Калининградской области характерно, стоит вспомнить променад в Зеленоградске или обходную дорогу в Советске.
Власти Калининграда неоднократно пытались взыскать с подрядчика неустойку. В 2011 году они обратились в третейский суд, требуя с «Мостостроя 6» 2 млн рублей. Однако суд взыскал лишь 419 тыс. рублей, что ниже ставки рефинансирования кредитов. При этом тогда же компания через суд добилась переноса сроков сдачи объекта на более позднюю дату, чем оговорено госконтрактом. Было обещано, что пусконаладочные работы на очистных будут закончены в октябре 2012 года. Потом, опять же по решению суда, сдачу перенесли на 31 декабря 2013 года. Весной 2014 года по просьбе Европейского банка реконструкции и развития разрешение на их строительство было продлено еще раз – до 1 октября 2014 года. В августе 2014 года «Мостострой 6» опять успешно сходил в арбитражный суд за продлением контракта до сентября 2015 года.
Приходите в гости к нам!
На очистные с целью наладить, ускорить и навести порядок ездили все – от губернатора Николая Цуканова до заместителя полпреда по СЗФО Станислава Воскресенского. Но это помогло процессу примерно так же, как и угрозы разорвать контракт и подать в суд. Несмотря на канитель, все – от областных властей до иностранных партнеров – считали до недавнего времени, что выгонять «Мостострой 6» с этой стройки века нецелесообразно. Это, как гласит общее мнение,еще больше затянет работы. А нынешний подрядчик имеет все шансы управиться с оставшимися 5% недостроя в более-менее разумные сроки. А между тем у оборудования для очистных, которое завезли шведы, уже закончился гарантийный срок
эксплуатации. Нужно ли говорить, что оно все еще не установлено? Кроме того, Счетная палата провела еще одну проверку в 2013 году. Как сообщила в январе этого года аудитор Татьяна Мануйлова членам коллегии СП, вынесенные 9 сентября 2013 года представления правительству Калининградской области и калининградскому МУП «Водоканал» по результатам так и не были исполнены. А должны были облправительство и «Водоканал» обеспечить завершение строительно-монтажных работ на объектах «Канализационные очистные сооружения Калининграда» и «Московская насосная станция» до 31 декабря 2013 года, привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых не была обеспечена эффективная реализация проекта «Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды Калининграда» и допущено неэффективное использование средств и рассмотреть вопросо финансировании расходов МУП КХ «Водоканал» на проведение пусконаладочных работ и обеспечение эксплуатации канализационных очистных сооружений.
Как установили аудиторы СП РФ, с 1999-го по 2012 год на финансирование проекта израсходовано около 3 млрд рублей. Из них 1,15 млрд выделены в рамках ФЦП развития Калининградской области, 105,24 млн швед-ских крон получены по соглашению о предоставлении гранта правительством Швеции, 6,5 млн евро и 30,4 млн рублей – по соглашению о предоставлении грантов Европейским банком реконструкции и развития. При этом неэффективные расходы по проекту составляют порядка 26 млн долларов США. Заём Северного инвестиционного банка в сумме 12,3 млн долларов США как был положен на счет МУП КХ «Водоканал» в ОАО «Банк ВТБ», так до сих пор там и лежит нетронутым. Но Российская Федерация за обслуживание этого займа заплатила СИБ около 800 тыс. долларов США. Счетная палата РФ изъявила готовность обратиться в Госдуму за решением о приостановлении финансовых платежей и расчетных операций по счетам объектов контроля. Фактически речь идет об отзыве 300 млн рублей, полученных из федерального бюджета.
А я денежки люблю
Показательно, что в конце 2014 года «Мостострой 6» заявил, что выделенных денег оказалось малов и нужно еще 400 млн на завершение работ. При этом у Калининграда таких денег нет, сообщил в январе 2015 года Александр Ярошук. Кроме того, подрядчик выиграл конкурс, снизив первоначальную стоимость контракта на 700 млн рублей - с 2 с лишним миллиардов до 1 млрд 400 млн рублей, а теперь, похоже, желает получить прибыль, от которой отказался ради выигрыша, предположил он, добавив, что просто так, без борьбы, сдаваться не намерен.
Губернатор Николай Цуканов обратился в прокуратуру с просьбой проверить генподрядчика. Если прокуратура установит нарушения, возбудит уголовное дело, по итогам которого контракт на строительство очистных будет расторгнут, то он сделает все, чтобы новый подрядчик побыстрее начал работу. В своем ежегодном послании губернатор потребовал от правоохранительных органов и мэрии Калининграда сделать все, чтобы сдать объект до конца 2015 года. Александр Ярошук в свою очередь заявил, что наконец-то удалось добиться согласия всех участников координационного совета проекта «Реконструкции и развития системы водоснабжения Калининграда и охраны окружающей среды» о необходимости сменить подрядчика. Сейчас этим вопросом занимается суд, который должен решить, кто кому и сколько должен за уже содеянное. Затем будет второй суд, на основании решения которого можно будет разорвать контракт с «Мостостроем 6» и провести конкурс по выбору нового подрядчика. Через пару месяцев пройдет запуск на чистой воде, еще через полгода будут завершены остальные работы, в том числе и пятимесячное разведение бактерий для биоочистки, и наконец-то Калининград сможет гордо сказать, что Балтийское море он больше не загрязняет. По крайней мере на такой исход рассчитывают все – от губернатора до мэра.