текст: Яна Тимошенко фото: Роман Полянский, из каталогов производителей
Асия Орлова, архитектор:
— Миланский салон этого года отличился существенно сниженным градусом помпезности — даже фабрики, чье имя стало синонимом роскошества, такие, как Turri, выпустили достаточно сдержанные коллекции. Но без позолоты, резьбы и завитков, конечно, не обошлось. В цветовой палитре iSalone наряду с синевой и «горчицей» наметилась и новая тенденция — сдержанные и дорогие оттенки пыльного розового, серого, бежевого и серебристого. При этом розовый благодаря, например, металлическим каркасам не выглядит излишне женственным. В целом дизайн мебели стал спокойнее, реванш фабрики взяли в текстиле — в коллекциях тканей наблюдается настоящее буйство цвета. Явно наметившийся тренд, который успели оценить дизайнеры, — перегородки и ширмы для зонирования пространства. Фабрики делают их из металла, дерева, фанеры, зеркал и искусственного волокна.
Особый шик — фрезерованные перегородки, пропускающие свет и создающие интересные тени. Вообще, перфорация и фрезеровка встречались повсеместно. Стоит взять это на заметку.
Еще одна тенденция, которая набрала баллы в Милане, — мебель-трансформер. Удивительно, как небольшая стенка с телевизором одним движением руки превращается в стенку с диваном, который потом разбирается и становится комфортной двуспальной кроватью.
Влияние высокой моды с подиумов прослеживалось в коллекциях Turri и Ferre — в отделке мебели присутствуют всевозможные пояски и застежки, как на одежде, обуви или чемоданах, а комоды напоминают дорожные саквояжи.
Роман Полянский и Наталия Черныш, архитекторы AGRAFFE design:
— Оттенки синего — одна из самых явных тенденций Миланского салона. Трудно найти производителя, который бы не использовал синий в своих коллекциях, — будь то яркая лазурь или глубокие, практически черные оттенки. Цвет номер два — терракотовый. Из самых впечатляющих новинок — мраморная коллекция Захи Хадид для Citco, в нее вошли вазы с органической тектоникой и оригинальные столы из «струящегося» мрамора, высеченные из цельного каменного блока. Контраст визуальной легкости материала и его природной монолитности впечатляет. Знаменитые кресла Mademoiselle, созданные Филиппом Старком для фабрики Kartell в 2003-м, в этом году «переоделись» в красочные ткани Emilio Pucci. Экспозиция фабрики Corvasce привлекла внимание креслами, светильниками и даже зеркалами из гофрированного картона. Обработка специальными составами делает «бумажную» мебель пригодной для улиц. Интересная новинка Leucos — подвесные светильники Trigona из боросиликатного стекла. Благодаря диммеру они меняют не только степень освещения, но и собственный цвет. В целом в дизайнерском мире закрепилась тенденция многофункциональности — светильники теперь не просто светят. К примеру, фабрика Vibia представила светильники, которые напоминают светящиеся шторы, которыми смело можно зонировать пространство.
В дизайнерском мире продолжает нарастать стремление к эфемерности. Основатели бренда Melogranoblu Массимо Крема и Эрмано Рокки в этом году представили новинку Moonshadow Wall — светильники с абажурами-шарами из матового выдувного стекла, закрепленные на тонких, незаметных подвесах, при включении создается впечатление, что они парят в воздухе, подобно луне.
Ирина Бабенко, совладелица «Дома итальянской
мебели и английского текстиля»:
— «Бизнес»-тенденция iSalone-2015 — стремление к универсальности. Фабрики расширили свои интересы и ушли из узких сегментов на «большую воду» — производители мягкой мебели занялись «корпусом», а те, кто традиционно делал мебель для спальни, разработали коллекции для столовой. Европейские фабрики стараются сформировать предложения для большего числа потребителей. Дорогие производители начали осваивать бюджетные линейки, экспериментировать со стилями, формами. К примеру, фабрика Flexform, которая всегда выпускала объемную мягкую мебель, предназначенную для гостиных больших площадей, разработала более компактные линейки, рассчитанные на молодого потребителя и его немасштабное жилье.
Экономика подталкивает не только к расширению ассортимента, но и к переоценке рынков, что неминуемо отражается и на стилевых предпочтениях. Все больше коллекций ориентированы на вкусы Арабских Эмиратов — на смену вычурной классике пришел роскошный яхтенный стиль. Хотя назвать его непререкаемым авторитетом в дизайне невозможно. Современные интерьеры весьма демократичны.
Шоу-рум Flexform.
Zalf&Desiree.
Тумба Dreams, BD Barcelona Design.
Диван Glider, фабрика Moroso.
Новая коллекция ароматов для дома Kartell Fragrances.
Инсталляция Марселя Вандерса для LG Hausys.
Татьяна Генне, архитектор:
— В этом году в Милане о себе настойчиво заявил ар-деко. Многие фабрики, к примеру, Visionnaire (экспозиция с новинками этого бренда была одной из самых ярких), сделали на нем акцент. Но говорить о превосходстве одного конкретного стиля в интерьерной моде не приходится. К актуальным тенденциям наряду с неунывающей классикой можно отнести и стиль 60 – 70-х годов. В целом мебель стала сдержанней, элегантней. Подлокотники, ножки и каркасы кресел и диванов вновь стали выполняться из благородной древесины. В обивке мягкой мебели кожа гладкой выделки уступила место нубуку, замше и мягким тканям, таким, как велюр.
Из очевидных тенденций — круглые столешницы, которыми наделены и столы в обеденных группах, и небольшие журнальные столики. Материал №1 — натуральный мрамор. К трендам можно отнести шоколадные оттенки и текстуры сорта Imperador. Еще один популярный материал — медь, которая вытеснила сталь и золото с мебельной фурнитуры и светильников. Если говорить о свете, то светильники по-прежнему представляются в ключе арт-объекта, инсталляции, преображающей пространство за счет неординарного дизайна или светового потока.