текст и фото: Максим Панков
Меня всегда интересовал вопрос: почему именно в Тоскане расцвело пышным цветом Возрождение? И почему именно на этой земле родилась цивилизация этрусков? Казалось бы, нет ничего уникально-редкого в том, что в какой-то стране сверкнул луч новой зари и засияли новая цивилизация и культура. Примеров тому множество. Но, чтобы чудо новой культуры зародилось в одном и том же месте дважды, что-то не припомню... Вопрос этот не давал мне покоя до тех пор, пока я не побывал в Тоскане. Все сразу встало на свои места. Природа – вот ответ на мой вопрос. Красота тосканской земли неизменно рождает в человеке повышенное чувство прекрасного. И это при том, что здесь нет того, что создает открыточные красоты ландшафтов –ни высоких гор, ни великих рек, ни морского побережья. А так… Холмики да домики, дорожки да кустики. А поди ж ты, такая во всем этом гармония и очарование, что глаз не оторвать! И вот эта уникальная, некричащая гармония неизбежно рождает у людей уже свою рукотворную красоту, отличающуюся и высочайшей узнаваемостью, и неподдельной гармонией. Этими качествами в полной мере обладают и тосканские интерьеры.
Деревенский стиль
Рассмотрим тосканский сельский дом. Здесь есть целый веер различий – от настоящего загородного палаццо вельможи до самой скромной лачуги. Но, выбрав золотую середину (или, как говорили древние, Monacordi), попробуем выделить набор отличительных черт, делающих интерьер тосканским.
Сразу хочу сказать, в интерьерах Тосканы первую скрипку играют строительноотделочные материалы. Мебель и прочие аксессуары носят вторичный характер. Естественно, каждый дом не обходится без мебели и иных полезных и красивых штук, да вот только не они создают уникальный, узнаваемый тосканский стиль. Все это движимое имущество можно менять сколько угодно и по стилям: от деревенского до современного; и по цветам, используя всю полноту палитры, но дом как был тосканским, так таким и останется.
Керамика и камень
Обратимся непосредственно к строительно-отделочным материалам. Здесь самое главное — керамика («черамика», как произносят итальянцы). Керамическое все: и полы, и стены, и потолки, и посуда. Полы — терракотовая плитка. Важный момент — характерные прямоугольные пропорции и укладка «ёлочкой». Можно использовать травертин, а в наших условиях и рустикальное дерево.
Стены — кирпич (еще одно изобретение итальянцев), но не как сплошная кладка, а как дверные и оконные проемы или другие архитектурные элементы, например, колонны. И, конечно, арки. Тосканские холмы из начала нашего разговора помните? Так вот, уж не знаю, специально или случайно, но арка уж больно своими очертаниями эти самые холмы напоминает. И, выполняя огромное количество строительных функций: от пролетов мостов до контрфорсов между домами, приходит в интерьер, привнося в него характерные очертания тосканских пейзажей.
Обязательно надо упомянуть «дикую» кладку из колотого камня и, конечно, штукатурку. Вообще, в Тоскане смело оставляют в интерьере открытую кладку, а если уж используют штукатурку, то это – искусство. И по способам нанесения, и по цвету, и по декоративным элементам. Это и полосы, и трафаретный орнамент, и полноценная роспись. Именно эти приемы создают непередаваемую художественную атмосферу, столь любимую итальянцами.
Потолок – непривычное для нас сочетание деревянных балок и керамики – специфика строительных технологий. Повторять в наших условиях это вряд ли имеет смысл. Но это наихарактернейшая черта, так что, задавшись целью, можно найти не один вариант имитаций.
Завершая обзор отделочных материалов, хочу еще раз подчеркнуть две мысли. Первая: керамика везде. Во многих странах Европы активно используют и плитку, и кирпич, но чтобы так тотально, да еще и на потолке – пожалуй, никто. Вторая: очень много ничем не прикрытых поверхностей, открывающих суть строительных технологий. Это создает в интерьере многослойность, все этапы создания и обустройства дома сосуществуют, дополняя друг друга: стройка – отделка – меблировка – декорирование.
И еще про отделку. Росписи— это такая штука, с которой надо обращаться очень умело и осторожно. Но Тоскана — именно тот случай, когда роспись настоятельно рекомендована — хоть во всю стену, хоть в виде элемента. Сюжеты местные. Мало, что так может подчеркнуть художественность итальянской натуры.
Детали
Теперь о мебели и аксессуарах. Здесь выбор огромен. Поля для творчества в избытке. Конечно, желательно присутствие аутентичных элементов, например, стула с плетеным сиденьем. В аксессуарах опять же сложно будет обойтись без керамики. Это могут быть и шикарные расписные образцы, и самые простые грубо обработанные элементы. Ошибиться трудно. Много писать об этом не стоит – правильный дом сам примет в себя правильные вещи. Что вместе и даст тот редкий товар, что зовется индивидуальностью.
Гармонии вам во всех отношениях!