16:17

Генплан, или куда расти Калининграду

  1. Новости
Текст: Светлана Слюсаренко
Фото: Роман Городко,
пресс-служба администрации Калининграда
 
 
В 2013 году была принята стратегия социально-экономического развития Калининграда, и началась работа над созданием нового генерального плана. Новый документ определит пути развития города на ближайшие 20 лет.
 
Международная стратегическая сессия «От стратегии – к генплану. Будущее Калининграда», прошедшая в декабре 2014 года, одним из базовых принципов определила развитие города «внутрь». Как планируется реализовывать стратегию и какова вероятность расширения границ Калининграда для решения всех задач, обозначенных в ней?
– В 2013 году был объявлен конкурс на стратегию развития города. На первый этап была приглашена московская компания, специализирующаяся на урбанистике, следующий этап было предложено провести с привлечением иностранных экспертов по таким направлениям, как развитие депрессивных территорий, транспортные проблемы, культура. Его организатором стала компания из Санкт-Петербурга, которая успешно справилась с поставленной задачей. На втором этапе стратегической сессии, как и на конференции, посвященной перспективе и направлению территориального планирования, в качестве основной идеи была определена стратегия «компактного города». В поддержку тенденции множество доводов: сокращение потребления земли, минимизация потребностей в транспорте, оказание поддержки существующим деловым районам в центральной части города. Поэтому с учетом территориальных резервов все стоящие перед городом задачи, за исключением размещения полигонов ТБО и мест захоронения, предлагается решить в пределах существующих границ города.
 
Какие факторы учитывались при разработке стратегии? 
– На первоначальном этапе проектировщики на основании переданных им документов и собственных разработок провели укрупненные расчеты по некоторым отраслям, поскольку генплан, как основной документ территориального планирования, основывается на показаниях социально-экономического развития. К примеру, если прописано, что экономические доходы планируются от промышленности, в генплане и в градостроительных регламентах необходимо предусмотреть промзоны и произвести необходимое зонирование с учетом зеленого пояса в пределах санитарно-защитных зон и разрывов от жилой застройки. Если же упор делается на малый бизнес, торговлю и привлечение туристов, то это предполагает совсем другую структуру территорий и другие регламенты. 
Изучив потребности бизнеса и инвестиционный потенциал, прописанный экономистами в стратегии, а также присовокупив результаты работы БФУ им. И.Канта по развитию и восстановлению зеленого пояса, получили цифру в 223 кв. км — такова площадь города для реализации всех проектов. Этот объем вписывается в рамки современного Калининграда. Если говорить о жилищном строительстве, то для решения задач, отраженных в структуре социально-демографического развития, до 2020 года надо построить примерно 10 млн кв. м жилья. На сегодняшний день в городе достаточно незастроенных территорий для этих целей.
 
Как именно должна измениться структура города?
– Сейчас Калининград имеет несвязную структуру, что особенно характерно для южной и восточной частей. Высокая плотность застройки ликвидирует разрывы и обеспечит короткие связи отдельных элементов города. Речь идет не о точечной застройке, а о развитии депрессивных территорий, в частности, земель, прилегающих к железнодорожным узлам, а также промышленных зон, прибрежных территорий. Все это послужит эффективному использованию городской земли.
 
Какие меры принимаются, чтобы сделать «пустоты» привлекательными для инвесторов? 
– Все крупные предприятия города, торговые и спортивные сети в ответ на запросы комитета архитектуры и строительства предоставили свои предложения. Задача властей – разработать такие градостроительные регламенты, которые дадут возможность построить инвесторам то, что требуется, на привлекательных для них территориях. Для этого необходимо создать инфраструктуру, обеспечить гарантии некоммерческих рисков, сформировать благоприятную инвестиционную политику. Когда территория готова для проектирования, то ничто не препятствует ее освоению. В одном из интервью вы сказали, что «есть стремление создать привлекательный город для будущих поколений», а чтобы понять, что должно быть лучшим для нашего города, «важно представителям власти и горожанам совместно определить, каким Калининграду быть в будущем, учитывая по максимуму надежды и чаяния граждан».
 
 
Какие мнения высказали горожане и как это повлияло на принятие стратегических решений?
– Перед началом разработки нового генплана комитет архитектуры и строительства инициировал проведение социологического исследования. Его результаты выявили много интересных моментов. К примеру, опорной точкой развития города калининградцы считают расширение велосипедных маршрутов.
46% населения хотят видеть город с элементами исторической застройки  довоенного времени, и каждый пятый ратует за сохранение брусчатки. Создание общественных туалетов вызвало редкое единодушие — 97% про-голосовали «за», причем большая часть опрошенных считает, что они нужны повсюду, а не только в центре. Предложение об ограничении движения в центре города вызвало неодобрение 47% автомобилистов. Лишь 15% тех, кто не имеет личного транспорта, высказались за центр для пешеходов. Острый вопрос — этажность застройки, и здесь мнения разделились. За малоэтажную застройку почти пятая часть населения — 18,4%, за многоэтажную — 16,5%, за сочетание двух концепций — 58,7%. Все понимают, что этот вопрос лежит в экономической плоскости. Часто звучало мнение, что прежде всего важна архитектурная концепция — люди хотят видеть Калининград европейским городом с яркими фасадами зданий, самобытной архитектурной и качественным благоустройством. Серьезно интересовал вопрос отношения горожан к крематорию, около 70% горожан высказались «за». В соответствии со схемой территориального планирования области должно быть два крематория: в Калининграде и Черняховске. Окончательное решение не принято, но, разрабатывая генплан, нужно зарезервировать территории с учетом санитарно-защитных зон и ограниченного использования земли, что достаточно сложно.
 
Были мнения, которые удивили?
– Неожиданным явилось мнение горожан и предпринимателей о необходимости выделения территории для создания и реализации научно-технической продукции. В результате в 2014 году в действующий генплан были внесены изменения в части размещения Особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории «ИТ-парка «Калининград» на базе промышленно-строительного техникума. Специализация: инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем.
 
Есть определенный срок, к которому генплан должен быть принят? Насколько «тормозит» процесс разработка транспортной схемы города?
– По результатам открытого конкурса с ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (Санкт-Петербург) в мае 2014 года был заключен муниципальный контракт на разработку комплексной схемы развития пассажирского транспорта до 2020 года с учетом игр чемпионата мира по футболу 2018 года. Результаты разработки седьмого и окончательного этапа схемы должны быть представлены для рассмотрения 31 июля 2015 года. На данный момент есть дорожная карта, утвержденная главой города, а к весне 2016-го планировалось завершение работы над генпланом. Но было выявлено много вопросов, требующих детальной проработки. На данный момент отставание от графика составляет полтора месяца, но для нас главный ориентир в работе – не скорость, а качество.
Помимо генерального плана, который является основным документом территориального планирования, есть еще один документ — правила землепользования и застройки, регулирующий градостроительное зонирование. Оба норматива принимаются и утверждаются городским советом депутатов. Понимая, что можем не успеть завершить работу над новым генпланом до окончания действия старого, внесли изменения в решение об утверждении генерального плана и в решение об утверждении ПЗЗ, поменяв конкретную дату на момент наступления события. Закон это допускает. Теперь действующий генплан работает до принятия нового, то же касается и ПЗЗ. 
 
Как принятие дорожной карты города перекликается с разработкой проекта «Сердце города»?
– «Сердце города» затрагивает порядка 50 га плюс 20 га смежных территорий. Эта зона в центре города в генплане значится как особая, на нее будут
распространяться результаты международного конкурса и проекта планировки, над которым сейчас идет работа. Далее разработчики генплана должны будут интегрировать материалы международного конкурса и проекта планировки в генплан.
 
Планируется ли уменьшение трафика на Московском проспекте, что предлагалось конкурсантами «Сердца города»?
– Это будет решаться на стадии проекта планировки. Московский проспект является магистралью общегородского значения, и никаких рекомендаций к уменьшению трафика ни в действующем генплане, ни в материалах проекта нового генплана не содержится. Предполагаются организация вдоль Московского проспекта многофункциональных зон, обслуживающие и деловые объекты, реконструкция существующего фонда, устройство стоянок с использованием подземного пространства, благоустройство и озеленение примагистральных территорий.  
 
Выделены две опорные точки развития: идентичность Калининграда и его интеграция в Европу, а также нематериальное постиндустриальное производство. Как планируется реализовывать эти направления?
– Идентичность города – это егоузнаваемое лицо, а значит, нужно грамотно использовать богатую историю и культурное наследие города, создавая видовые точки, символы города, бренды. Что касается объектов культурного наследия, то за два года администрация города совместно с правительством области провела большую работу, поставив на учет более 140 объектов. Вокруг них определены охранные зоны, где запрещена любая деятельность, а также действуют особые правила застройки. Эти решения, думаю, еще вызовут широкий резонанс. То, что касается бизнес-площадок, еще предстоит выяснить, как правильно создавать конгресс-холлы и привлекать бизнес–сообщества для проведения крупных мероприятий. В любом случае территории, на которых можно будет возводить такие объекты, будут выделены. Предложение в развитии города делать упор на нематериальное постиндустриальное производство связано прежде всего с рисками возможного осложнения экспорта в связи с географическим положением города и политической ситуацией. Но речь идет не об исключении функционирования объектов материального производства, а о повышении значимости новых объектов гражданских прав: работ, услуг, информации, нематериальных благ.