10:31

Дорога к счастью

  1. Новости
текст: Елена Федотова фото: Марина Бесчастнова, Роман Городко
________________________________________________________________
 
В Калининградский Дом художника весна пришла вместе с выставкой Полины Чижевской «Здесь и там». Для меня яркие насыщенные цветом и светом картины стали глотком позитива с щекочущим вкусом радости и счастья. Впрочем, как и общение с самой художницей, удивляющей своим добрым восприятием жизни и настроем на будущее.
 
В день знакомства с выставкой Полины Чижевской слово «позитив» я произнесла раз сто: и пока рассматривала картины в зале, и пока гостила в мастерской художницы. В конце концов Полина не выдержала:
 
— Если вы не отпустите слово «позитив», вас перестанут пускать в приличные мастерские. То, что вы называете позитивном, я бы назвала добрым настроем на жизнь. «Позитив» на мой слух звучит как-то плоско, а разговор идет о красоте, доброте, к которым я стремлюсь изначально. Не то чтобы я такой, безусловно, хороший человек, нет, я человек сложный, но я стараюсь, чтобы и в жизни, которая вокруг меня, и в моих работах все было светлее, добрее. Если с такой позицией идти по жизни, то хандры и душевного мороза вокруг будет меньше. Мои картины – это моя уверенность, что мир именно такой. Прекрасный.
 
«Здесь и там» — выставка, привезенная из путешествий? Вы эти места такими увидели или такими придумали?
 
– Увидела. Это места, которые стали мне внутренне близкими. Выбор дороги — всегда очень тонкий и нежный процесс, от этого зависит настрой. Иногда мысли о каком-то месте - это целый букет предчувствий, ассоциаций и догадок, а иногда  это «совет» любимого художника или писателя, которые "рассказывали" об этих местах. И тогда словно следуешь советам невидимого друга. Он будто показывает: «Вот здесь я вышел на берег, а вот с этого холма открывается чарующий вид…» Любое путешествие для меня запланировано и одновременно неожиданно и всегда открывает новое и важное.
 
 — Что, кроме ярких образов, привезенные из путешествий, становится посылом для творчества?
 
—У меня были разные периоды в живописи. Был период, когда я пыталась прочувствовать и впитать «большую» Россию. Многолетний труд, около 60 картин с поклоном мастерам: от северной иконы до Малевича — пастозная, масляная, многослойная живопись.
Была серия, посвященная Освенциму. После посещения этого концлагеря моя жизнь стала иной. Никогда не знаешь, что в пространстве или истории изменит тебя. Освенцим стал именно такой точкой. В концлагере я испытала горе. И настоящий страх, осознав, что люди могут очень быстро дойти до такой степени бесчеловечности. Мне и сегодня бывает страшно, видя, что происходит в мире…
 
Ваши картины об Освенциме вызывают слезы, и это точно некоммерческая живопись…
 
— Я ничего не делаю на продажу, у меня нет ни одной работы на заказ. Это не моя стезя. Я просто пишу. У меня есть сфера деятельности, которая дает мне честный хлеб, не требуя компромиссов.Поэтому можно позволить себе заниматься творчеством когда и как хочу.
 
«Хлебная» сторона вашей жизни с чем связана?
 
— Тоже с творчеством. У нас с единомышленниками есть школа искусств с очень красивым названием «Солнечный сад». Сфера наших педагогических интересов намного шире, чем словесное творчество, живопись или театр. Это воспитание чувств, воспитание души. У нас намеренно маленькая школа, чтобы у педагогов была возможность говорить с каждым учеником от сердца к сердцу. Когда людей много, можно маршировать со знаменами, но создать тонкую материю понимания не получается. Моя задача как учителя и как художника — показать детям, что мир прекрасен.
 
Весна — время строить планы, вы можете поделиться творческим маршрутом?
 
— У меня много мест, которые я люблю. Не хочется выдавать всех тайн. Но если оглянуться... К примеру, Нида, особенно вне сезона. И дюны за Морским. Это близко, но как путешествие на другую планету...  Но, если вы готовы к дальнему путешествию, записывайте: Италия, Тоскана, город Винчи. Он знаменит тем, что в его предместье родился Леонардо да Винчи. Родовой дом и сам городок хорошо сохранились. К дому, расположенному довольно высоко на холме, ведет зеленая дорога, окруженная вековыми оливами. Со времен детства Леонардо оливы и виды на тосканские холмы остались теми же — легкие, уходящие вдаль пейзажи. Именно здесь вы увидите леонардовское сфумато — смягченные очертания форм, без резких теней. Здесь воздух и вечность рифмуются.