– Здравствуйте. Вопрос бытовой. Из водопроводного крана по утрам течет ржавая вода, приходится сливать до 50 литров, пока не пойдет чистая, а платим мы по счетчику. В ЖЭУ ничего толкового не говорят о причинах и не предлагают никаких решений. Скажите, пожалуйста, какие действия я должен предпринять, чтобы не оплачивать ржавую воду, которую сливаю, и добиться решения ситуации со стороны ЖЭУ?
Иван Соболев.
– Не всегда ЖЭУ может оперативно решить проблемы, связанные с качеством воды, самое простое и быстрое, но не самое дешёвое решение – поставить водяной фильтр. Как юрист советую написать письменное заявление в двух экземплярах в свободной форме в ЖЭУ, описав ситуацию и не забыв проставить входящий номер заявления. Желательно заручиться подписями соседей, столкнувшихся с той же проблемой. Если реакции не последует, то следует обратиться в санэпидемстанцию или любую другую организацию, проводящую экспертизу воды. Получив результаты экспертизы, следует подсчитать понесённые вами убытки из-за ненадлежащего качества оказываемой услуги за последние 3 года (из расчета 50 л/день), стоимость экспертизы и моральный ущерб и взыскать эти издержки с ЖЭУ в судебном порядке.
– Управляющая компания самовольно сменила тарифы на предоставляемые услуги. Вправе ли управляющая компания изменять стоимость и перечень предоставляемых услуг в одностороннем порядке? Куда могут жаловаться жильцы?
Владимир Иванович.
– У вас есть на руках договор с управляющей компанией? Этот вопрос я задаю 99% людей, обратившихся ко мне за консультацией по вопросам, связанным с ЖКХ, и в подавляющем большинстве случаев получаю отрицательный ответ. В каждом многоквартирном жилом доме есть общее имущество, которым управляют УК или ТСЖ (если нет решения о самостоятельном управлении), и каждый день, неделю или месяц УК или ТСЖ оказывают жильцам довольно большой перечень услуг, за которые вы должны исправно платить. Я открою вам небольшую «тайну»: большинство ответов на вопросы, связанных с оплатой услуг ЖКХ, вы можете найти в том самом договоре с УК или ТСЖ, который не может не существовать, который УК или ТСЖ обязаны с вами заключить. В договоре написаны права и обязанности сторон, тарифы и основания для их изменения. Теперь конкретно отвечу на ваш вопрос: некоторые тарифы УК или ТСЖ могут изменять самостоятельно (к примеру, если тарифы изменены государственными органами либо первичными поставщиками услуг). Изменение других тарифов, как и введение новых, может производиться лишь с согласия жильцов, оформленного постановлением общего собрания. А жаловаться можно в суд, прокуратуру и государственную жилищную инспекцию, как самые эффективные органы в вопросах ЖКХ.
– Мы купили квартиру в новостройке. Заказали у одной компании ванную комнату «под ключ». Они сделали ремонт, подключили сантехнику и все трубы «наглухо» зашили в короба. Согласно договору они дали гарантию на год. Сейчас, когда год прошел, началась течь. Чтобы найти конкретное место протечки, придется ломать короба. Как итог – новый ремонт ванной комнаты. Если выяснится, что протечка возникла из-за некачественного монтажа труб, можно привлечь к ответственности фирму?
Григорий.
– Если выяснится, что течь вызвана нарушением технологии установки труб или трубы были некачественными, а материал выбирал подрядчик, то вы вправе требовать всех издержек как просто в претензионном порядке, так и в судебном. Не забудьте сделать экспертизу о причине течи, если решите требовать компенсации через суд.