текст: Елена Федотова, Яна Тимошенко фото: Александр Шевцов, Светлана Андрюхина
______________________________________________________________________________________
НАТАЛЬЯ ЕФИМОВА
Наталья Ефимова, соучредитель архитектурной мастерской «Никор-Проект». Профессиональный архитектор с ого-го каким опытом! Дизайн интерьеров называет своим «самым большим увлечением». Родилась в Риге, выросла в Калининграде, училась в Санкт-Петербурге (окончила Академию художеств). Уверена, что именно академическая среда, музеи и архитектура Северной столицы сформировали ее вкус в интерьере. Искренне считает, что ей повезло с профессией, ибо все, что она делает, делает с удовольствием.
Наталья Ефимова - наш флагман. Самый первый номер, который появился в сентябре 2004 года, вышел с ее проектом — классический интерьер, выполненный по всем правилам и каноном. Но в то время наше внимание больше всего привлек мраморный античный бюст, который занимал центральное место в просторном холле.
— Знаете, а этот бюст действительно сыграл ключевую роль в этом интерьере, — улыбается Наталья. — Хозяйка квартиры высказала только одно пожелание: «Хочу классику». И всё. Я говорю: «Пойдемте к вам в гости, в квартире должна быть фишка, будем ее искать. Классика — это понятие очень всеобъемлющее, в приложении к конкретному интерьеру — это все и ничего». Вдруг я вижу скульптуру Венеры, одиноко стоящую на подоконнике. Она оказалась родом из Кёнигсберга, хозяин квартиры нашел ее в 60-х годах где-то в гаражах, отмыл, очистил и принес в свой дом.
Такую красоту надо в центре держать, а не за шторой прятать! От Венеры все и пошло, мы многое поменяли в квартире, сделали значительную перепланировку, благодаря которой появился просторный холл с полукруглой нишей, в которую и поставили постамент с Венерой.
И часто вещи создают историю в ваших интерьерах?
—Я вообще уверена, что интерьер — это своеобразная оправа, обрамление жизни семьи, в том числе и вещей, которые люди выбирают. Конечно, бывает так, что человеку нравится вещь или элемент отделки, которые не предусмотрены проектом, тогда я «подстраиваю» под них интерьер, делаю так, чтобы они нашли свое место. Хотя иногда это бывает довольно спорный выбор и я потом жалею, что я не отговорила, не настояла на своем.
—Настойчивость дизайнера главное в успешном проекте?
— Главное, чтобы люди тебе доверились, поверили в твой профессионализм. Если я вижу, что мы не срабатываемся, нет доверия, то я ухожу. Не ломаю себя. Могу себе это позволить, — смеется Наталья.
— Ваши интерьеры образца 2004 года от нынешних сильно отличаются?
— Интерьеры, конечно, поменялись, но не люди, требования заказчиков остались прежними — если человек делает интерьер с дизайнером, он априори хочет что-то необычное, не как у всех. И возможностей для этого необычного сейчас предостаточно — появилась масса интересных материалов, красивой мебели, необычного света и, если бюджет заказчика позволяет, можно сделать буквально все или почти все. 10 лет назад мы выбирали из того, что было, а не из того, что хотелось. Чтобы добиться желаемого, мебель и конструкции проектировали сами или вовсе делали своими руками. Выкручивались одним словом.
— Что произошло с вами за эти 10 лет, вы больше не «выкручиваетесь»?
— Знаете, а мне и сейчас, когда кругом много всего, нравится «выкручиваться»! Сделать хороший интерьер, когда у и тебя бюджет не ограничен, может каждый. Я не вижу проблем работать с мебелью из «Икеа» или с обоями из строймаркета, например из «Бауцентра». Сделать интерьер достойно, когда денег впритык, – вот это и есть мастерство.
Если говорить о моей фирме, а это по сути вся моя жизнь, то мы выросли. Архитектурная студия «Никор-проект» выросла с 5 человек до 25. Мы переехали в новый офис в центре города, который сами же и спроектировали. Вообще «Никор- проект» – это, прежде всего, архитектурно-градостроительная мастерская, дизайн интерьеров — это лишь одно из наших направлений. У меня был перерыв несколько лет, когда я вообще не занималась интерьерами, все время просвещала административной работе. А потом поняла, что я не могу без этого. Сейчас снова занимаюсь дизайном и получаю от этого величайшее удовольствие, я вообще получаю удовольствие от всего, что я делаю.
— За это время выросла не только фирма, но и дочь. Интерьеры Анастасия Алексеевой мы с удовольствие публикуем в нашем журнале. Очень красивый яркий проект, который мы печатали в январе 2014 года, вы сделали вместе.
- На самом деле мы редко работаем вместе над одним проектом. Настя абсолютно самодостаточная творческая единица, у нее свой стиль. Хотя у нас многое объединяет — мы обе закончили один и тот же питерский вуз, можно сказать, сформировались как профессионалы на одних и тех же ценностях, нам обеим нравится классика в интерьере и серый цвет, которого так боятся заказчики: «Ой, мне не надо!»
— Кроме архитектуры чему есть место вашей жизни?
Центр моей жизни сейчас — внук. Я с удовольствием отдаю ему все свободное время. Я не образцовая бабушка, но именно внук — мое самое большое счастье за прошедшие 10 лет.
МАРАТ АХМАДИЕВ
Марат Ахмадиев в этом году отметил 50-летний юбилей. Хотя коллеги в шутку и называют его «итальянцем», родом он из Казахстана ( переехал в Калининград в конце 80-х). За отсутствие академического образования называет себя ремесленником (но хорошим!) и признается, что с образованием его профессиональный путь был бы короче, но не интереснее. За плечами у Марата добрая сотня интерьеров, часть из которых имеет возможность оценить любой желающий — портфолио его студии «МАХ» может похвастаться множеством воплощенных в жизнь общественных проектов: баров, ресторанов и клубов.
Интерьер Марата Ахмадиева был опубликовали в декабрьском номере «Калининградских домов». Вооружившись тем самым журналом, мы отправились в офис дизайн-студии «МАХ».
— Эх, молоденький какой! — улыбается Марат, разглядывая страницы со своей работой. — Да-да, квартира на Грекова...
— Вы помните все интерьеры, над которыми работаете?
— Конечно, я же их «рожаю», вынашиваю долгое время.
— И какой был самый первый?
— Это был ремонт в моей моей собственной квартире. В гости пришли друзья, им понравилось и они попросили помочь сделать квартиру им. Интерьер у друзей оценили соседи и «понеслось»! Собралась небольшая бригада, я наравне со всеми пилил, стругал, шпаклевал, это дало понимание строительных технологий, да и теперь помогает решать сложные задачи. Со временем появилось 5 бригад под моим руководством, меня пригласили в строительную компанию, появилась возможность «кататься» по Европе, изучать, запоминать, развивать вкус, заниматься дизайном.
— Но дизайн интерьеров — это не просто хороший вкус и наблюдательность.
— Помогли пять лет работы в конструкторском бюро на машиностроительном заводе в должности конструктора I категории. Конструировал сложные технические вещи, оснастку для станков.Тогда-то и появился навык работы с трехмерным пространством. Сейчас благодаря этому студия “МАХ» имеет несколько отличный от других подход к моделированию интерьеров, сначала мы создаем и насыщаем деталями 3D-визуализацию и уже по ней составляем чертежи и планы.
— Марат Ахмадиев «образца 2004 года» и «2014 года» — это разные люди?
— Безусловно. Десять лет назад Марат Ахмадиев любил шумные тусовки, хороший виски и сигары, брал работу на дом, отдыхал несколько часов в сутки и ночи напролет «настраивался», чтобы получить свою порцию вдохновения.
Я на 300% уверен: есть такая вещь, как всемирная информация. Бывает, что приходит в голову какая-то идея, а на следующий день открываешь журнал, а ее уже кто-то воплотил, не в точности, конечно, но... Раньше, чтобы получить эту информацию, нужно было часами настраивается, создавать соответствующую атмосферу — музыка, релакс, отсутствие суеты. Сейчас портал налажен, стоит переключится, и 5–6 вариантов дизайна уже готовы. Утром все встает на свои места: этот слишком сложен, этот невыполним, этот затратен по финансам, а эти идеальны. Нужно сказать, что я всегда был реалистом, отметающим неосуществимые идеи. Реалистом, но не консерватором.
Я изменил не только образ мышления, но и образ жизни. С тусовками покончено, я бросил курить и больше ценю хорошее вино и хорошую кухню. По-прежнему люблю путешествия за всю ту информацию, которую можно в них почерпнуть,10 лет назад у меня был совершенно отвратительный вкус, я оглядываюсь назад и вижу свой рост, как профессионала.
— Можно ли развить вкус или это врожденное понятие?
— Вкус формируется в детстве или в процессе жизни. Все же зависит от того, где ты родился, живешь, насколько имеешь доступ к информации. Люди моего поколения воспитывались «как все», родители давали столько, сколько могли, одна и та же среда, у всех одинаковые зарплаты. И понятия об эстетике у всех приблизительно одинаковые. Пришлось наверстывать пробелы в понятии о прекрасном уже в процессе — в путешествиях, например.
Дочь мы с женой воспитывали иначе, развивали с утробного возраста, прививали вкус и хорошие манеры, рано открыли мир. Чем больше даешь ребенку детства, тем больше толка.
— Дочь пошла по отцовским творческим стопам?
— Томила живет в Лондоне, она профессиональный фотограф. Снимает сама, ассистирует на съемках маститым фотографам. Свою работу она выполняет на «отлично», когда приезжает погостить в отчий дом, старые знакомые в очередь становится для фотосессий.
— Какие планы у дизайнера Марата Ахмадиева на последующие десятилетия?
— Недавно задумался о постройке дачи на берегу моря. Я всегда был тусовщиком — общение, толпа, веселье, сейчас чувствую потребность быть чаще наедине с собой. К земле потянуло, — улыбается Марат. — Жена всегда была спокойнее меня, мечтала о доме, где встречалась бы вся семья, звучал детских смех, внуки бегали... Теперь наши желания совпадают.
Моя студия выросла, из маленькой комнатки мы переехали полноценной офис. Я хоть и называю себя ремесленником, но получаю положительные оценки своих работ, а значит, все не зря. Надеюсь, и через 10 лет будет что сравнивать.
ТАТЬЯНА САМАРГИНА
Татьяна Самаргина родилась, когда ее родители обучались на втором курсе Воронежского инженерностроительного института, а спустя 21 год сама с отличием его окончила. Полная энтузиазма и желания свершений, Татьяна переехала в Калининград. Точно сказать, cколько калининградских домов преобразилось с легкой руки руководителя архитектурно-дизайнерского бюро Татьяны Самаргиной, сложно. Зато с гордостью можно сообщить — «легкая рука» теперь делает лучше и дома европейские.
Первый интерьер «из-под пера» Татьяны Самаргиной появился в журнале в номере за февраль-март 2005 года. Этот интерьер понравился бы многим и сегодня, он по-прежнему актуален. Побеседовать с архитектором о прошлом и будущем лично не получилось — Татьяна наконец-то выкроила время на отдых. Помог Facebook, беседа проходила в кибер-пространстве.
- Вы помните свой первый интерьер?
— Мне было три года, я нарисовала архитектуру, интерьер и ландшафт для трех поросят и Белоснежки с женихом:). Родителей (они у меня оба профессиональные архитекторы) удивило, что дорога и дом были в перспективе, а в интерьере невеста и жених сидели на стульях за столом в аксонометрии. Мне никто ничего не объяснял — так получилось.
— А работу в Калининграде назвать можете?
— После академии я переехала в Калининград и устроилась на работу декоратором в салон к Альберту Лосеву, который занимался продажей мебели. Это был эксперимент. Тогда, 15 лет назад никто еще понятия не имел, кому и зачем это надо — интерьер. Просто покупали мебель. Через неделю с моей помощью продали невероятно дорогой набор мебели розового цвета, который больше года не мог найти хозяина.
Самостоятельную практику как архитектор я начала спустя три года, когда получила внушительный опыт работы в команде. Свою первую работу и первую заказчицу помню очень хорошо, очень мягкая, интеллигентная женщина, и интерьер получился ей под стать. Работать было приятно, несмотря на огромные трудности с материалами. К сожалению, тогда интерьеры снимать было некому. Все, что у нас осталось, — это опыт и чертежи.
- Часто архитекторам приходится осваивать «смежные» профессии, увас есть свой список?
- В творческом бизнесе есть свои особенности организации и ведения. А это и менеджмент, и маркетинг, и проектное управление. А еще психология — понимание того, что нужно заказчику, и социология — почему ему это надо. Говоря о нашем архитектурном бюро, с уверенностью сказать , что мы являемся едва ли не единственными специалистами в области по хоум-стейджингу (профессиональные идеи, как максимально повысить продажную стоимость объекта –дом, квартиру, офис. _Прим. ред.), имеющими не только теоретические знания, но и практический опыт. Около трех лет мы исследуем эту сферу в странах Европы, имеем там успешные проекты. Мой коллектив — полилингвистический. Изучая языки, мы погружаемся в другую культуру - жизнь начинает открываться с разных сторон, а предметное проявление (дизайн) идет следом. Все эти знания позволяют шире взглянуть на многие вещи и находить оптимальные решения, более глубокие, простые и элегантные.
- Тяжело собрать коллектив единомышленников?
- Не просто:). В первый раз за всю мою карьеру мне это удалось. Выросли рядом два отменных специалиста - Катерина Олейник и Светлана Лесовая, почти пять лет совместной работы. Сейчас девушки готовы к самостоятельной работе, говорю это с полной ответственностью.
- Нет желания более глобально просвещать и образовывать молодое поколение?
- Каждый год беру на практику пару студентов на месяц. Пусть учатся - мне не жалко. Чего стоят рассуждения о том ,что в нашей среде нет профессионалов, если сам для того, чтобы изменить ситуацию, ничего не сделал
Мне поделиться есть чем. Иногда пишу, если зовут, с удовольствием читаю лекции. Если в аудитории есть хотя бы одни горящие глаза, все не зря. Сейчас есть обращение провести курс лекций и практических занятий для подростков 14-16 лет. Интересная задача. Регистрация будет открыта осенью в соцсетях.
- Ваша «крайняя» профессиональная победа?
- Я всю жизнь мечтала сделать интерьер совместно с компанией Baker, это американский бренд премиум-класса, ему более ста лет, мебель в основном в стиле ар-деко и историзма. И еще очень нравится бренд Ralph Lauren Home. Обе компании в этом году подтвердили свое желание работать с нами. Это большая гордость. Мы конкурировали с ведущими компаниями Москвы и Питера, но выбрали нас. Вице-президент Baker лично приезжал в Калининград, по его словам, он увидел лучшую презентацию за все годы работы. Мы единственное архитектурное бюро, которому дали возможность представлять этот бренд. Это триумф. Мы уже принимаем заказы.
- При таком графике работы и профессиональных планах остается ли время на хобби?
- Сейчас спрошу у мужа:). Он говорит, что мое хобби — любовь к чтению и учебе, без этих «увлечений» ни один день не проходит. Какое-то время практиковала йогу, люблю вязать — очень успокаивает нервы.
Самое главное мое сейчас дело, которое не связано с работой, - посильное участие в делах дома-интерната для детей с отставанием в развитии «Аистенок». Для таких "хобби" нам и даются все наши возможности.
ЕЛЕНА ПИГАНОВА
Профессиональный художник Елена Пиганова к работе дизайнера относится с тем же творческим подходом, что и к написанию картин. Называет себя «художником по интерьеру». Считает, что интерьеры надо делать красивыми и никакими иными.
10 лет назад с помощью Елены Пигановой мы открыли рубрику профессиональных консультаций и начали, как ни трудно догадаться, с правил оформления картин в интерьере. С тех пор Елена дала массу полезных уроков нам и нашим читателям.
— Я в то время много преподавала, — улыбается Елена, — на дизайнерских курсах, в художественной школе, давала частные уроки. Мне нравится преподавание, если будет возможность, я открою свою частную школу дизайна.
— Ваш статус поменялся за минувших 10 лет?
— По большому счету нет. Я так и осталась дизайнером, у которого стало на 10 лет больше опыта. Правда, сейчас я практически не занимаюсь живописью, рисую только свои идеи — делаю наброски, но заказчику все равно представляю компьютерные визуализации проектов, так ему легче представить воплощение моих идей в реальности.
Сегодня я — художник по интерьерам. Ведь интерьер так же, как и картина, имеет свою композицию, тему, художественную ценность. Моя профессия дизайнера выросла из профессии художника. Свой первый интерьер я сделала в 1993 году. Это был интерьер кафе музыкального колледжа. В мансарде здания колледжа была моя мастерская, а в подвале — мрачное кафе с низкими сводчатыми потолками, которое меня и попросили оформить. Я нашла довольно оригинальное дизайнерское решение — на стенах гобелены, деревянные и зеркальные панели, на ребра сводчатых потолков я тоже наклеила зеркала, плюс правильно расположила светильники и пространство раздвинулось, стало уютным и немного загадочным.
— По вашему ощущению, интерьеры в городе поменялись с тех пор?
— Если говорить о моих интерьерах, то ничего глобально не изменилось. Они по-прежнему уникальны для каждого заказчика, я люблю работать в разных стилях и стараюсь не повторяться.
Интерьеры в нашем городе за 10 последних лет, конечно, изменились, но не за счет другого понимания уровня комфорта заказчиком, а из-за новых технологий, материалов, количества и качества информации. На мой взгляд, калининградские интерьеры стали более европейскими – и классические, и современные. Мне нравится, что город меняется — строится и благоустраивается, создаются интерьеры, архитектура, ландшафты. Я знаю, какой это непростой процесс, и как бывает начальная идея далека от воплощенной в реальность, но все же хорошо, что это происходит.
Насколько быстро в Калининград приходят новинки?
Любая новинка здесь, если она в голове у дизайнера. Поэтому так важно чтобы дизайнер посещал фабрики, выставки, да просто путешествовал, Калининград — город маленький, к нам новинки дизайна сами не приедут мы не Москва и не Петербург., мы должны к ним стремиться сами.
Если вернуться к вашему постулату «интерьер — это картина» трудно писать «картины» на заказ?
— Бывает по- разному. Иногда очень легко, иногда нужно поработать, Результат во многом зависит от вкуса заказчика, от степени доверия ко мне, как профессионалу. Заказчик имеет право диктовать и в принципе с помощью своих художественных методов я могу грамотно воплотить любые его идеи. Но иногда настает момент сомнений — нужно ли это и, мне требуется много терпения, чтобы настоять на своем — объясняю, привожу примеры, убеждаю.
Дизайн это услуга. Я оказываю ее максимально честно и профессионально.
Трудно не «писать» интерьеры на заказ, трудно «дописывать», доводить до момента оформления картины в раму. Есть проекты, которые делаются по 3 –5 лет и более, но я делаю все от меня зависящее, чтобы интерьер состоялся и был воплощен полностью.
Вы знаете формулу успеха?
Нет ничего хуже, чем начать жить в незаконченном интерьере. К недоделкам глаз быстро привыкает — торчит вывод из стены, светильника нет год, два, а на третий все машут рукой: «ай, да и ладно». Нельзя приносить в интерьер вещи «на пока» — случайные мебель и шторы. Интерьер надо обязательно завершить, пусть выложившись, измучившись, но завершить. Я всегда уговариваю заказчика доделать — звоню, интересуюсь, тереблю, предлагаю свою помощь.
За десять лет взаимного общения с журналом вы даете советы, которые можно обозначить одной фразой: «как сделать интерьер красивым». Но красиво — такое неоднозначное для всех слово...
— Это хорошее слово. Красиво, в некотором роде – синоним правильно, просто и хорошо. По- настоящему красиво — нравится всем и всегда, вне возраста, пола, и прочих различий. Красиво, на мой взгляд, — это хороший и правильный критерий для оценки интерьера.
СВЕТЛАНА ЛЮБЛИНСКАЯ
Светлана Люблинская — педагог по образованию, училась в Клайпедском университете, жила в Черняховске и только в 30 лет решилась на переезд с семьей в Калининград. Все началось с курсов флористики. В итоге Светлана выбрала профессией своей жизни ландшафтный дизайн, заодно затянув в «земельные дела» и мужа, и сына. Во многом благодаря совместным усилиям четы Люблинских появился зимний сад в Рыбной деревне, ставший любимым местом для сотен влюбленных в день их свадьбы.
Первый год жизни «Калининградских домов» подарил сотрудничество со Светланой Люблинской, ландшафтные проекты которой на протяжении всего десятилетия украшали страницы журнала. Редакция «КД» напросилась в гости к Светлане, чтобы поговорить о делах ландшафтных, и застали ее завершающей работу над собственным домом с придомовой территорией.
— Светлана, как все начиналось?
— Долгое время я занималась флористикой, потом стало не так интересно. Поступила в дизайн-студию «Гармония», до этого же даже не предполагала, что есть такая профессия — «ландшафтный дизайнер»... Начала сама, а потом и мужа втянула, - смеется Светлана. - Сергей поначалу особого удовольствия от работы на земле не испытывал, а вот когда стал понимать, что да как... Теперь он у нас креативный директор, большой умница.
— А муж по образованию...
— Сергей, подумать только, - штурман! Ну вот пришлось переквалифицироваться. Инженеров в те незапамятные времена хорошо обучали черчению, знания вкладывали на всю жизнь, и на все случаи, поэтому новая работа ему давалась проще, чем мне.
Проекты теперь делает он, за мной — идеи по декорированию сада, подбору растений. Сын, пока не появились новые обязанности — семья, дети — очень помогал. И рисовал, и чертил, и водоемы обустраивал. Теперь выбрал другую профессию. Но и сейчас, если какая-то сильная «заварушка», приходит на помощь. Работа ландшафтника тяжелая и физически, и морально. Строим, копаем, сажаем — все сами. Недавно имели возможность поработать во Франции, масштабный частный заказ, жара в сорок градусов , все рабочие говорят на разных языках— настоящее приключение. Хорошо, что муж говорит по-английски.
— Первый свой воплощенный проект помните?
— Это были смешные деньги, но большое удовольствие. Подружке оформила небольшую придомовую территорию. Потом уже было дело старого-доброго «сарафанного радио».
— Про дизайн интерьеров все понятно — там стили, тренды, новинки. Ландшафтный дизайн подвержен модным течениям?
— Четких рамок нет, есть понятие классического и современного сада. Чаще всего в ландшафтном дизайне мы «пляшем» от стилистики архитектуры дома. Есть и своеобразное понимание моды — сегодня герань в почете, завтра — флоксы. Мы стараемся чаще выезжать за рубеж, смотреть ту «заграницу», которую не видят туристы — редкие места, сады, о которых мало информации в туристических путеводителях. У нас в Калининграде, к сожалению, все только начинается, приходится ориентироваться на Запад.
Ландшафтный дизайнер приходит обычно на абсолютно голый участок, сплошной хаос, который нужно упорядочить дорожками, растениями, декорациями. Нужно учитывать все, не только стили и моду, есть более важные вещи. Сад — это живой организм, который постоянно меняется, ему нужен контроль. Мы с мужем всегда спрашиваем у заказчиков, фанатики ли они садоводства или даже не собираются выходить в сад. С опытом к нам пришли знания, как обустроить территорию, требующую минимальный уход, где достаточно просто подстричь газон раз в две недели.
— Чем ландшафтные дизайнеры занимаются зимой?
— Делают проекты и проедают то, что заработали летом, — заливается смехом Светлана.— А если серьезно, последний год нам есть, чем заняться, помимо работы. Мы наконец-то занимались строительством собственного дома, о котором мечтали давно.
— Наверное, не терпится уже скорей заняться собственным садом?
— Еще бы! Так же жить нельзя! — Светлана указывает на вид за окном. — Но все нужно доводить до ума. Зимой вот вплотную и займемся проектом. Муж — сторонник размаха, я люблю более камерные территории. Идей много, нужно время. Но все устроится!
— Чувствуете в себе изменения за прошедшие 10 лет?
— Я стала терпеливей. Раньше, бывало, могла вспыхнуть по любому поводу. Но с людьми нужно уметь общаться, чтобы понимать их желания. Держу себя в рамках! По-прежнему думаю в основном о работе, хочется же порой прийти с объекта и ни о чем рабочем не думать, но успокоится не получается, все время какие-то идеи для новых проектов. Хорошо, что три года назад появилось новое хобби — внук. Такая песня, не передать словами!