текст: Екатерина Нурматова
При строительстве дома гараж обычно предусматривается сразу, он является частью проекта. Но если гараж не планировался изначально, то в этом случае есть два пути – построить отдельно стоящий гараж или пристроить его к жилому зданию. Отдельно стоящий гараж требует достаточно большого места на участке, если вы им не располагаете, второй вариант — хороший выход.
Проект
Перед началом строительства необходимо определиться с назначением гаража: будет он с ямой или без, использоваться исключительно для хранения автомобиля или дополнительно служить мастерской, домашним складом. Иногда на крыше гаража устраивают площадку для отдыха на открытом воздухе. Все это учитывается при составлении проекта.
Следующий шаг – размер гаража. Надо учесть габариты автомобиля – не должно возникнуть проблем с откры-ванием/закрыванием дверей, выходом из автомобиля.
Далее составляется эскизный проект пристройки. Обратите внимание: архитектурный облик гаража (конструктив и отделка) должен соответствовать основному зданию. После утверждения эскизного проекта и предварительного расчета стоимости проводятся замеры участка, проверка грунта, геодезические работы. Это помогает детализировать стоимость, а также учесть все нюансы строительства.
Следующий этап – работа над рабочим проектом, который должен включать планы фундамента и цоколя гаража, кладочный план стен, схему расположения стропильных элементов, план кровли и водосточной системы. Только после этого следует окончательный расчет стоимости. Обычно, если вы заказываете постройку гаража в строительной фирме, вам рассчитают цену возведения самой коробки без отделочных работ. Коробка предусматривает подготовительные работы и устройство фундамента и цоколя, стен и крыши.
Для строительства отдельно стоящего гаража разрешение не требуется. А вот пристройка к дому считается реконструкцией здания, и на нее необходимо получать разрешение. Дом с фундаментной основой относится к капитальным строениям, которые подлежат занесению в реестр. Все значительные изменения в проекте должны быть согласованы.
Никаких проблем с выдачей разрешения на такую реконструкцию обычно не возникает (занимается этим администрация города или района по месту жительства), но сделать это необходимо, чтобы впоследствии не возникало проблем с возможностью распоряжаться своей собственностью (продать, подарить, оставить в наследство и т.д.)
Из чего строим
Для возведения стен используются кирпич, газобетонные или шлакоблоки.Также широко практикуется строительство из неавтоклавного газобетона — согласно проекту делается каркасная конструкция из металлического уголка (легко собирается бригадой из двух человек), которая заливается бетоном. Получившаяся конструкция представляет собой монолитную стену. Эта технология идеально подходит тем, кому гараж нужен срочно – строительство занимает всего 1,5–2 недели. Кроме того, литые стены не нужно дополнительно выравнивать, можно сразу приступать к отделке. Обычно срок строительства гаража с учетом возведения фундамента составляет месяц. Однако специалисты советуют отвести больше времени и дать фундаменту выстояться один-два месяца. Несмотря на то, что сейчас существует большое количество растворов и присадок, позволяющих возводить стены зимой, строить гараж лучше в теплый сезон.
Гараж может быть холодным и теплым (в этом случае на стену можно закрепить электрические конвекторы, один или два в зависимости от площади помещения). Конвектор из 8 секций справляется с обогревом 10 кв.м. Стоимость: 1500–2000 руб.
Практика показывает, что сильно обогревать гараж нет нужды. Значительный перепад температуры (например, когда зимой машина из -15оС заезжает в+20 оС) может вызвать образование конденсата, который способствует развитию коррозии кузова, негативно влияет на работу электронных систем автомобиля.
Вполне достаточно сделать термоизоляцию внешних стен (пенополистиролом или каменной ватой) и более тщательно стен или потолока, которые соприкасаются с домом, чтобы холод из гаража не проникал в дом. Цена строительства гаража формируется в индивидуальном порядке и зависит от метража помещения и материала стен. Средняя стоимость самого простого гаража размером 3х6 м со стенами из газобетонного блока начинается от 100 000 руб. (с учетом материала и работ). Кирпичный гараж той же площади будет стоить в 2,5 раза дороже.
Вентиляция
Пристраивая гараж, многие опасаются проникновения паров бензина и запаха выхлопных газов в дом, однако эти опасения можно легко развеять. Во-первых, пристройка гаража к дому предусматривает тамбур или техническое помещение, которые отсекают гараж от жилого пространства, а во-вторых, что самое главное, – обустройство вентиляции. Простая, естественная вентиляция, которая подходит для небольшого гаража, делается так: в стене гаража с наветренной стороны в 10–20 см над землёй делается отверстие с решеткой для притока свежего воздуха, а в потолок с противоположной стороны гаража вставляется воздуховод для отвода отработанного воздуха. Для улучшения воздухообмена вытяжную вентиляцию делают принудительной (устанавливают вентилятор в воздуховод).
Другой актуальный вопрос – пожароопасность. Пристройка гаража к дому на степень пожароопасности сильно не влияет. Для спокойствия можно обработать общую с домом стену огнезащитным составом и оборудовать гараж пожарной сигнализацией.Важно помнить – гараж можно пристроить к дому только в том случае, если его стены сделаны из негорючих, пожаробезопасных материалов, пристроить гараж к деревянному дому нельзя.
Мнение специалиста
Александр
Закалюжный,
генеральный
директор
ООО «Астра
Инжиниринг»:
– При строительстве гаража целесообразно использовать либо фундамент на винтовых сваях, либо ленточный. Фундамент на сваях экономичнее ленточного на 30–50% , возводится быстрее и может принимать рабочую нагрузку сразу после монтажа, т.е. можно начинать возводить стены. Однако и в этом случае трещин и усадок не будет только при условии, что фундамент возведен тщательно и по всем правилам, а именно – сваи углублены ниже точки промерзания, которая в нашей области составляет 120 см.
Ворота
Основные типы гаражных ворот – это распашные, подъемно-поворотные, секционные и рулонные. Распашные ворота – самые дешевые, но для пристроенных гаражей их лучше не приобретать. Они требуют дополнительного пространства для открытия, да и выглядят не очень эстетично, если учесть, что гараж, пристроенный к дому, всегда на виду. Подъемно-поворотные ворота представляют собой единую панель (металлический каркас, обшитый профлистом), которая поднимается и задвигается под потолок гаража. Это самый недорогой после распашных тип ворот, но и самый холодный – утепления конструкции не предусмотрено. Также недостатком подъемно-поворотных ворот является невозможность использовать всю ширину и высоту гаражного проема – часть занимают рычаги, с помощью которых осуществляется подъем панели (при стандартном размере проема 2500х2125 мм «чистый» проем фактически на 120–140 мм уже).
Рулонные ворота состоят из пластин (ламелей), которые наматываются на вал, по принципу ролставен и обеспечивают максимум свободного места в гараже, в том числе и под потолком. Подходят для любого типа проемов: квадратных, скошенных, с аркой. Рулонные ворота теплее подъемно-поворотных, но не намного, ведь толщина ламелей – всего 10 мм. Качество таких ворот сильно зависит от производителя. У недорогих ворот при скручивании в рулон планки соприкасаются друг с другом, и часто образуются царапины, особенно если между ними попадет посторонний предмет. Полотно со временем истирается, лет через 10 ворота приходится менять. На сегодняшний день самый востребованный тип – это секционные ворота – состоят из сэндвич-панелей (секций), которые передвигаются по направляющим шинам и при открывании «уплывают» под крышу гаража. Каждая панель состоит из металлических пластин, пространство между которыми заполнено пенополиуретаном. Толщина панелей влияет на теплоизоляцию и бывает 20 мм (экономкласс) и 42 мм. Панели толщиной даже 20 мм лучше держат тепло, чем подъемноповоротные или рулонные ворота. К тому же секционные ворота полностью сохраняют высоту и ширину проема, и в отличие от рулонных никакого воздействия на полотно секций не происходит.
Все ворота могут быть с ручным приводом или оснащенными автоматикой. В строительных магазинах можно найти комплект самой простой китайской автоматики для гаражных ворот с приводом и пультом дистанционного управления. Стоит она недорого, но и служит недолго – год-два. Более авторитетных и надежных производителей (немецкие, итальянские) представляют компании, поставляющие гаражные ворота и комплектующие к ним. Эта автоматика, разумеется, дороже, но и превосходит китайскую по долговечности, качеству и функционалу (отдельные модели можно запрограммировать на проветривание, включение света, проверку состояния ворот).
Мнение специалиста
Капелев
Андрей,
генеральный
директор
компании
«Капелев и М»:
– При отключении электричества секционные автоматические ворота разблокировать намного проще, чем рулонные. У рулонных ворот необходимо поднимать полотно, используя рукоятку. Нередко люди путают направление скручивания, крутят в обратную сторону, ламели загибаются, ворота выходят из строя. В секционных воротах (и рулонных воротах немецкого производства) предусмотрена специальная система пружин, за счет которых ворота легко поднимаются и также без особых усилий закрываются. Эксплуатация секционных и подъемноповоротных ворот предусматривает установку автоматики «с отсрочкой» – можно оснастить конструкцию элктроприводом потом, а до этого вручную управлять поднятием ворот. Рулонные ворота лучше сразу брать с автоматикой.
Рулонные ворота.
Подъемно-поворотные ворота.
Секционные ворота.
Производители и цены
На калининградском рынке представлены гаражные ворота немецкого, итальянского , белорусского, а также польского и местного производства. Импортные ворота по сравнению с местными имеют более высокое качество и больший срок службы. Калининградские производители, как правило, закупают комплектующие для секционных ворот в Литве и под заказ нарезают панели нужного размера. Проблемой секционных ворот некоторых местных фирм являются небольшая толщина металла в панелях ворот, плотность заполнения пенополиуретаном, качество окраски, а также несбалансированные торсионные пружины, которые приводят к тому, что ворота легко закрываются, но открываются не плавно, а мгновенно «взлетая».Стоимость* ворот стандартного размера 2500х2125мм: подъемно-поворотные – от 15000 руб.; секционные – от 22 000 руб. (ручные), с автоматикой – от 37000 руб.; рулонные – от 81000 руб., с приводом – 89000 руб. Монтировать ворота можно самостоятельно, по инструкции производителя, но проще заказать монтаж у компаниипродавца. Стоимость установки ручных секционных и подъемно-поворотных ворот – 3500 руб., с автоматикой – 4500 руб., рулонных – 5000 руб.