Запрет на получение постоянной регистрации в садовом домике на землях сельхозназначения основывался на Федеральном законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно второму абзацу статьи 1 этого закона садовый земельный участок определяется как участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур. А также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Однако ряд правовых документов позволил признать его не соответствующим Конституции Российской Федерации, а именно ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные, так же как и садовые земельные участки, действительно предоставляются гражданам (или приобретаются ими) в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на участке не только строения без права регистрации, но и жилого дома с правом регистрации в нем.
Второй закон, помогший узаконить регистрацию в садовом домике, это Постановление Конституционного суда от 30 июня 2011 г. №13-П. Согласно ему место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Это необходимо не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация, в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.
Третьим стал Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». В этом законе сказано, что регистрация граждан, при том, что она носит обязательный характер, должна осуществляться, независимо от местонахождения жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания). Таким образом, запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства. По сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации – информирования гражданином государства о своем реальном месте жительства.
Из всего вышеизложенного следует, что запрет, вытекающий из статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», существенным образом затрагивает права граждан. Поэтому он и был признан не соответствующим Конституции РФ. При этом Конституционный суд подчеркнул, что собственникам земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта. И, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур. В связи с чем граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
По вопросам, связанным с легализацией жилых домов на садовых участках можно обращаться к специалистам ООО «Декорум».