16:00

В поселке под Калининградом бродят больные туберкулезом олени

  1. Новости
…Зимой во двор дома Людмилы Бабкиной забрел олененок. Он рыл копытцами снег под яблоней и пытался выкопать прошлогодние яблоки. Зима была холодной, олений ребенок совсем оголодал и потянулся к людям. Его подкармливали хлебом, но выжил ли малыш – не знает никто.
По округе бродят десятки таких же бедолаг, содержавшихся на фермах бывшего совхоза "Новосёловский" – богатейшего некогда хозяйства, в лихие 90-е разделившего судьбу многих советских миллионеров. Его акционировали, продали, разграбили, пустили под откос вместе с людьми и животными. Последние были обречены на гибель.    

Расцвет и крах Новосёлово


В советские времена здесь выращивали норку, однако "эффективные управленцы", как теперь говорят, и тогда были в дефиците. Поэтому в 1960-х руководить совхозом прислали Юрия Бабкина, успешно разводившего оленей на Дальнем Востоке. Он приехал в Новосёлово с женой Людмилой и трехмесячным сыном и в считанные годы превратил средненькое хозяйство в совхоз-миллионер.
 
"Юрий Васильевич убедил первого секретаря обкома партии Коновалова, что нужно разводить оленей, – вспоминает Людмила Бабкина. – В 1975-м пришли первые вагоны с оленями из Приморья, 120 голов, потом привезли из Кабардино-Балкарии".
Производство олених рогов - пантов - действительно было очень прибыльным, их охотно покупали не только в Союзе. Совхоз мог себе позволить тратить часть прибыли на "социалку": в Новосёлово строили жилье, детский сад, школу, аптеку, сберкассу, почту, большой спортивный комплекс – лучший в районе. Новосёловский хор – 70 человек! – колесил с концертами по всей области, детей и взрослых обучали танцам приглашенные из Калининграда педагоги.
На свадьбу молодые получали ключи от квартиры. Каждый выходной народ выходил на субботники. Сажали цветы, асфальтировали дорожку вдоль озера. Директор Бабкин, большой любитель природы, не поскупился – привез аж из Сочи целую машину саженцев декоративных растений и тысячу луковиц тюльпанов.
…Сейчас от спорткомплекса и совхозной конторы остались развалины, детский сад заполнен всего на треть, а из двух памятников оленям уцелел один – и только потому, что местная молодежь перенесла его от фермы на островок посреди озера. Так надежнее: не сопрут на металлолом. За алюминиевым озерным оленем проглядывают очертания недавно открытого парк-отеля. Местные жители уже протоптали к нему дорожку: ходят в сауну с бассейном.
А оленей здесь больше нет – кто не вынес голода и болезней, а кто и сбежал. Нет и норок: оставшись без кормов, зверьки поумирали в шикарных клетках-шедах, построенных когда-то по последнему слову зоотехники. Звероводы бунтовали, требуя от новых хозяев зарплаты, да все без толку. 

В масках и с автоматами

 
По словам Людмилы Бабкиной, развал начался в 1990-х, когда Юрий Бабкин вышел на пенсию, а совхоз акционировали.
"Акции распределили, на мой взгляд, справедливо, – рассказывает Людмила Павловна. – Учитывали стаж работы, заработок. Все надеялись, что они будут приносить прибыль, но дивиденды не выплачивали, просили потерпеть, мол, корма дорожают, не на что купить. Народ понимал: это же ради хозяйства, ради общего дела. А потом ждать устали, и в поселке появился Константин Радышевский, стал скупать акции. Никакой он был не крутой, ездил на дешевенькой машинке, авантюрный такой человек. Скупил 52% акций, стал хозяином совхоза. И расплатился потом по своим кредитам за наш счет".

Как рассказывают местные жители, акции Радышевский скупил по червонцу за штуку. Те, кто проработал в совхозе по 25-30 лет, смогли купить на вырученные деньги стиральную машинку или мебельную стенку. Сам же Радышевский, по словам новоселовцев, влез в долги к поставщикам кормов.
"В день похорон Юрия Васильевича Бабкина, прямо во время поминок, приехали автоматчики из "Беркута", "Кобра", все в масках, захватили все помещения, фермы, – рассказывает Валентин Головачёв, работавший в Новосёлово строителем. –  И произошел захват. Хозяином стала "Русская Пушнина", Юрий Грущенков (он скончался в мае этого года. – Ред.). Новый директор разделался со всеми неугодными главными специалистами".
 
Автоматчики в масках приехали прямо во время поминок, захватили все фермы
 
Какой смысл был банкротить перспективное предприятие? Местные уверены, что рейдеры набрали огромных кредитов, взяли все, что могли, в том числе из кармана государства, обеспечившего льготные условия по кредитам. И увезли капиталы в столицу.
 
Сейчас имущество "Русской пушнины – Калининград", "Балтийских кормов" и других предприятий, связанных с Новосёлово, выставлено на торги. Конкурсным управляющим назначен москвич Михаил Василега. Он признался, что в Новосёлово был давно и что история с крахом хозяйства "очень печальна". А торги не состоялись уже несколько раз: не нашлось желающих купить остатки былой новоселовской роскоши. 
 
"А что продавать? – печалится Людмила Бабкина. – Одни шеды остались. А ведь была лучшая в области кормокухня, огромный холодильник... Все разворовали…"
 

Больные олени сбежали 

 
В числе выставленного на торги имущества нет оленей, также принадлежавших покойному Юрию Грущенкову. Как пояснил на недавней пресс-конференции министр сельского хозяйства региона Владимир Зарудный, они не числятся в залоге ни у одного банка.
 
"Появилось молодое поколение оленей, они разбрелись по окрестным лесам, – добавил министр. – По данным ветеринарной службы, стадо заражено туберкулезом, периодически находят павших животных с открытой формой туберкулеза. Предписание ветеринарной службы – ликвидация поголовья. Мне чисто по-человечески кажется, что уничтожать стадо неправильно: может быть,  нужно провести мониторинг на наличие палочки Коха и затем принимать решение".
 
Главный государственный ветеринарный инспектор Калининградской области Александр Мурыгин подтверждает: у еще в 2005 году в Новоселово был выявлен первый случай туберкулеза у оленей. 
 
"Они опасны для человека. Мы сразу стали проводить оздоровительные мероприятия под руководством профессора Данко из Санкт-Петербургской ветеринарной академии, – рассказал "Клопс.Ru" Александр Мурыгин. – Пять лет исследовали оленей. При вскрытии у 30% животных обнаруживались признаки поражения туберкулезом. Часть оленей уничтожили. При Грущенкове мероприятия прекратились, поскольку новые хозяева перестали выделять людей для этих работ и решили уничтожить все стадо".
 
Уцелевшие олени разбежались. На них сейчас охотятся браконьеры. По словам Александра Мурыгина, при недостаточной тепловой обработке мясо инфицированного животного может вызвать туберкулез у человека со слабым иммунитетом. Больные животные наносят вред и природе, заражая пастбища и водоемы. Неподалеку от Новоселово находится крупное предприятие по выращиванию крупного рогатого скота, туда завезли дорогущих племенных коров. Имеются олени в усадьбе "Мушкино". Для них соседство с одичавшими больными сородичами весьма небезопасно.
 
Поэтому специалисты ветслужбы выход видят один: уничтожить новоселовских оленей, которых осталось, по разным подсчетам, около 150 голов.
 
"Я не утверждаю, что все они больны, – говорит главный ветинспектор. – Но бороться с туберкулезом нужно".
 

"Лучше туда не езжайте, все развалено…"

 
Новоселовский оленевод Вламир Ракоид только разводит руками: они с напарником сделали все что могли, чтобы спасти оленей. Несмотря на то, что москвичи срезали зарплату в два раза, да еще остались должны.
 
"А мы вдвоем что сделать можем? Шесть пролетов изгороди украли возле "берлинки", сетку расковыряли грибники, охотники. Было 1800 голов, большинство ушли. Мы заманили обратно и зашили сетку. А потом опять все с начала, – разводит руками Владимир Афанасьевич. – Вы туда ехать собираетесь, загоны смотреть? Там ужас, не езжайте туда… Мы четыре года оленей не кормили – нечем было. Они с рук хлеб брали, где это видано?"
 
Мы четыре года оленей не кормили – нечем было. Они с рук хлеб брали, где это видано?
  
Владимир Ракоид со своей бригадой всю жизнь работал, как проклятый, "давал план", ковал совхозное благосостояние, да и сам зарабатывал чуть ли больше всех в хозяйстве. Килограмм пантов шел за 450 долларов. "Когда прошлый директор стал продавать по 125, я чуть не плакал", – признался оленевод. 
 
И рассказал чудесную историю про том, как в советские времена в Новосёлово приезжали партийные престарелые чиновники: пососать кровь из только срезанных оленьих рогов, полных волшебного пантокрина.
 
…В отличие от московских захватчиков, новоселовцы особых богатств не нажили. 
   
"Здесь, наверное, у всех по норковой  шубе было?" – спросили мы Людмилу Бабкину.
 
"Что вы, даже у жены директора не было, – улыбнулась она. – Раньше даже иметь две шапки считалось роскошью".
 
А ее внучок Глеб не прочь завести домашнего олененка – если олешек вдруг опять забредет в бабушкин огород от отчаянья и голода…