Несколько номеров назад «СК» рассказала о ситуации, в которую попали многие калининградцы. МУП «Водоканал» отдало работу с должниками известному коллекторскому агентству «Линдорф». А те помимо квиточков с суммой задолженности стали высылать людям еще и чек за оказание своих услуг. Причем с немалыми суммами.
Скажем, за долг в 6 000 рублей просили 1,5 тысячи за телефонные звонки, письма, эсэмэски… По словам калининградских юристов, требовать деньги за свою работу коллекторы не имеют права, если только не докажут в суде понесенные в таких размерах расходы.
А на днях у «СК» появилась возможность озвучить эту ситуацию депутату Госдумы, участнику разработки проекта ФЗ «О коллекторских агентствах» Анатолию Аксакову. Он очень удивился действиям коллекторов.
– Без решения суда такие действия совершенно незаконны, – сказал депутат Госдумы, чем, собственно, и подтвердил выводы статьи в «Стране Калининград».
А разговор наш проходил во время конференции, которую уже восьмой год подряд в Москве проводит Альфа-банк. Встреча была посвящена ситуации в банковском секторе, в том числе работа с должниками с помощью коллекторов. (Также Анатолий Аксаков прокомментировал корреспонденту «СК» ситуацию со страхованием банковских вкладов – читайте на стр. 13).
Три года перемен
По словам Ольги Мазуровой, председателя правления коллекторского агентства «Сентинел», последние три года принесли в области взыскания разного рода задолженностей много перемен.
– Сегодня и банковские, и другие организации стараются как можно быстрее передать накопившиеся долги своих клиентов в работу специализированным организациям. Средний срок всевозможных задолженностей в российских коллекторских агентствах в последнее время значительно помолодел, – рассказала Ольга Мазурова. – Раньше, к примеру, банки своими силами решали эту проблему. А в последние полтора года они имеют тенденцию отдавать эти долги коллекторам, ведь для кредитной организации такая работа не является профильной и к тому же влечет за собой лишние расходы.
По словам эксперта, сегодня многие организации приходят к выводу, что «выбивание долгов» выгоднее и быстрее отдать на аутсорсинг. …Коллекторы даже составили типичный портрет должника.
– По нашим данным, – говорит Мазурова, – должников чуть больше среди мужчин, чем среди женщин. А вот по уровню образования обе группы совпадают. В основном это люди со средним специальным или профессиональным образованием. Еще несколько лет назад между группами должников 20–30 лет и 30–40 лет не было разницы. Теперь же тех, кому 30–40, на 15% больше. Еще одна тенденция заключается в том, что сегодня просрочка ушла в малые населенные пункты, тогда как раньше она преобладала в городах с населением от 300 тысяч.
К слову, последние три года должникам помогает интернет.
– Просматривается тенденция того, что, пользуясь информацией в СМИ и интернете, должники стали чаще оспаривать размеры задолженности. Речь – о банковских процентах и неустойках.
...Возникает вопрос, почему люди не платят вовремя?
– Если говорить о банковских кредитах, то зачастую люди сильно переоценивают свои возможности. Заметили мы и такую тенденцию: у многих должников сложилось какое-то ложное представление, что, если именно этот человек деньги не вернет, тот же банк или другая крупная организация от этого не обеднеет. Также, если говорить о банках, то у ряда должников проблемы с просрочкой возникают из-за того, что они невнимательно изучили договор кредитования.
По словам Ольги Мазуровой, за последние три года отношение должников к работе коллектором тоже изменилось. Если в 2007–2008 годах человеку достаточно было позвонить из call-центра, чтобы он решил все же погасить долг, то сегодня эта мера не так действенна. Нужный эффект коллекторы добиваются либо когда к должнику приходит повестка в суд, либо когда уже сами стучат в дверь.
Что такое цессия
Сегодня в России все популярнее становится цессия – продажа долгов третьим лицам.
– Наблюдаем отчетливую тенденцию – и крупные, и мелкие банки начинают продавать задолженность целыми пулами, – говорит Ольга Мазурова. – И если раньше банки продавали только старые долги, но теперь средний возраст проданной задолженности – год. Так что, даже несмотря на возражения Роспотребнадзора, тема цессии будет развиваться. Как и передача долгов на аутсорсинг. Появилось в последнее время и такое явление, как дисконтирование долгов. Это когда должнику предлагают оплатить большую часть долга, а остальное ему простят. По этой схеме уже работают четыре крупных российских банка. И их число растет.
Образ взыскателя
Коллекторы сами признаются, что сегодня лишь порядка 30% коллекторских агентств можно назвать действительно профессионалами в своей сфере.
– С чем у вас ассоциируются коллекторы? – обратилась к журналистам Ольга Мазурова. И начала сама перечислять: – Кипятильник, паяльник, биты… Я вижу, журналисты кивают. Наверное, было. Чего уж прятать голову в песок. Но сегодня коллекторы уже вышли в правовое поле. Нынче агентства очень изменились, прежде всего – по уровню подготовки персонала. Ведь сегодня коллектору, к примеру, нужно хорошо разбираться в банковских продуктах, чтобы объяснить тому же должнику, почему он задолжал ту или иную сумму.
И все же, видимо, скоро жители России увидят закон о коллекторах. По словам Анатолия Аксакова, в нем будут прописаны все права и обязанности как коллекторов, так и должников, с которыми они работают.
– В ноябре, я надеюсь, мы все же примем закон, который выполнит три задачи: узаконит деятельность коллекторов, защитит в то же время невиновных, кто действительно попал в трудную ситуацию и не может временно платить по счетам, а также поможет найти управу на мошенников. Ведь сегодня, к примеру, коллекторы могут работать только с теми должниками банков, которые дали на это согласие. В результате возникают ситуации, когда человек должен 1 млн рублей, но при этом вправе написать заявление, мол, прошу меня не тревожить. По официальной статистике, число невозвратов по банковским кредитам – 4,3% (на 1 июля – 8,8 трлн рублей по потребительским кредитам. – Прим. авт.), остальные платят добросовестно, и это они фактически оплачивают своими процентными ставками невозврат других. Бывают и противоположные ситуации, когда действительно «бедная сирота», а ее к стенке ставят... Словом, закон нам должен помочь отделить зерна от плевел.
Конкретные предложения
По словам депутата, закон ограничит контакты взыскателя и заемщика. Например, проект предусматривает, что коллекторы смогут приходить домой или звонить должнику не ранее 08.00 и не позднее 20.00 с требованием возврата долга. Одежда у них должна быть не военизированная, а самая обычная. Беседа с должником должна быть мирной, чтобы никаких запугиваний.
Цифры
За половину 2013 года российские банки продали коллекторам просроченных долгов на 68 млрд рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2012 году.
По информации одного из крупнейших коллекторских агентств «Секвойя кредит консолидейшн», за первый квартал 2013 года только по ипотеке и автокредитам россияне задолжали 48,5 млрд рублей.
А всего граждане должны коллекторам 168 млрд рублей.