11:41

Алексей Леонов: Человек, погубивший Гагарина, жив, но его имя назвать не могу

  1. Новости

Наш легендарный земляк-космонавт, приехавший на праздник в Калининград, дал эксклюзивное интервью нашей газете.

Алексей Архипович приезжал в Калининград по случаю Дня города. А еще, - чтобы открыть большую детскую парусную регату, которую он устраивает у нас уже второй год подряд. На этот раз гонки на Кубок космонавта проходили в Калининграде на Верхнем озере и в Пионерском.

После регаты Дважды Герой Советского Союза отправился в Музей Мирового океана, потом принимал участие в торжествах в честь Дня города. Такой ритм жизни для ветерана космонавтики привычен.

- У меня дом рядом со Звездным городком. Наверху студия 110 квадратных метров и личный кабинет. Я работаю там утром, потом еду в Москву, потом возвращаюсь и снова работаю. Суббот и воскресений у меня не было уже давно. В прошлом месяце не было. И на следующей неделе опять не будет. Так я живу.

- Не бережете себя. -Да.

- Творчество дает забыться, расслабиться?

- Да. Пишу картины в студии. Я делаю серию работ про фрегат "Диана", на котором адмирал Путятин пришел в Японию как первый посол России. Я вот написал "Диану" в Северном море. Это большое полотно 80 на 160 сантиметров. А недавно ездил с женой в Германию, погуляли по замечательным городам Дюссельдорфу, Кельну.

Про аварии ракет

- Алексей Архипович, самая громкая космическая новость последних недель: "Ракета "Протон-М" со спутниками ГЛОНАСС взорвалась на старте". Вы тоже следили за запуском?

- Следил, конечно, и все видел. Но чтобы говорить серьезно об этом происшествии, надо знать результат расследования. Я специалист, могу основываться только на точных фактах. А на сегодняшний день многое неизвестно. Я слышал, по радио сказали: "Это человеческий фактор", что перепутали в системе управления "плюс" и "минус". (Комиссия по расследованию аварии действительно установила, что при сборке ракеты неправильно подключили датчик угловых скоростей, что были перепутаны полюсы.- Авт.). Но тут же все тоньше, все сложнее. Сейчас говорить о причинах невозможно. Нужно дождаться документов, которые выйдут после расследования этого неприятнейшего случая. Это очень плохо.

- Что такое "человеческий фактор"? У нас не осталось специалистов?

- Специалисты остались. Но специалист формируется всю жизнь, чтобы высококвалифицированно выполнять свои обязанности. У нас был такой случай в 1967 году - тогда на разгонном блоке тоже перепутали "плюс" и "минус". Но это не ракета-носитель. И нынешнее происшествие меня настораживает. В авиации такие случаи были в самом начале. Потом система так построена, что выходы и входы системы никогда не подходят к другим. Сейчас даже блондинки на машине не могут перепутать "плюс" и "минус". А здесь специалисты! Я не верю в это. Но если это так, то надо пересматривать всю идеологию. Человека можно научить: ограничить обязанности, заставить выполнять все по документации. Но если это всплывают "бобы" конструкции двигателей, то это плохо. Двигатели-то тоже делают люди. Всю жизнь, с советского времени двигателей не хватает.

И сейчас их продолжают делать. И если сейчас тоже будут путать "плюсы" и "минусы", то это беда. Хоть вариант легко исправляемый, но за такие вещи надо наказывать звено сборщиков, тех, кто должен контролировать. Раньше была военная приемка. Ни один объект без нее не уходил. Сейчас придумали другую систему, и я не знаю, есть ли у них военная приемка. Если она есть и такое допускают, то она негодная.

- Работники безответственные?

- Это неподготовленность, недостаточная квалификация. А человек воспитывается на позициях, каждый раз усложняющих его жизнь и работу. Сегодня здесь поработал, освоил. Завтра - в другом месте. Послезавтра человека перевели, исходя из опыта, на более сложную работу. Если такая связь прервана, надо ждать аварий.

- Раньше подобных аварий было меньше?

- За всю историю три аварии с "Протоном". Одна была связана с блоком "Д", вторая с тем, что облегчили прибор управления ракетой на 300 грамм и потеряли жесткость. Наружное давление оказалось во много раз меньше, чем давление в приборе. Произошла деформация корпуса прибора из-за того, что его облегчили. Замкнуло, в результате ракета стала неуправляемой и отклонилась. Сработала система безопасности носителя. Все двигатели были выключены, ракета упала. Аппарат катапультировался, а ракета погибла. Это было в 80-х годах.

- А вот еще. На днях был спецрейд на строящемся космодроме "Восточный". Наркополицейские проверили 24 рабочих и выявили пятерых строителей, которые находились в состоянии наркотического опьянения. Мужики в возрасте от 25 до 50 лет. Как такое возможно?

- А как такое возможно в нашем государстве? Задумайтесь. В Малайзии население 17 миллионов человек. Там нет наркоманов. Когда прилетаешь в Малайзию, там написано: "Провоз и распространение наркотиков карается смертной казнью". В Китае 2 миллиарда населения, а наркоманов нет. Они берегут свой народ, а мы играем во что-то. У них провез наркотик – расстреляют. А у нас? У нас 800 тысяч наркозависимых. 200 тысяч наркоманов погибает ежегодно. И это не волнует. Мы в демократию играем.

- Так вы за то, чтобы смертную казнь ввести у нас?

- Конечно. Я только за суровое наказание. Может быть не расстрел, но за распространение наркотиков – только пожизненное заключение. Малайзия – культурнейшая страна, там никому в голову не приходит защищать наркоманов:  вот, он случайно напился, вот, он случайно укололся. Нет. Это надо пресекать.

- Но тут речь о режимном объекте идет!

- На предприятие их не проверяют при поступлении на работу. А на космодроме могут быть и гастарбайтеры, и люди, которые занимаются земельными объектами. Их же не допускают к сборке объектов.

- А могло было такое случиться в советское время?

- Конечно, могло. По пьянке. Только тогда не говорили многое. Сейчас с самолетом на аэродроме что-то случилось – уже все об этом знают. Лопнула резина, аварийная посадка. Рядовой случай, но уже каждая девица обсуждает, почему это произошло.

Когда искали объект, который вывела "Энергия", он был потерян в Восточной Сибири, то при поиске нашли два самолета Ту-104, которые погибли в 1970-х годах.

- Тогда-то скрыли это.

- О том и речь. Все это раньше было, но все скрывалось.

После 45 лет рассказали правду

- Рассекречены документы следственной комиссии, которая занималась расследованием гибели Юрия Гагарина. И вы тоже подтверждаете, что первый космонавт Гагарин разбился из-за ошибки другого пилота?

- Я остался единственным свидетелем того, что было, как человек-эксперт, привлеченный к расследованию. Я расследовал этот случай и тогда утверждал и знал, что там был несанкционированный самолет. Был! Но в то время признаться, что в Подмосковье можно летать бесконтрольно, комиссия не считала нужным. Прошло 45 лет. Я обратился к президенту, и он разрешил поднять документы, которые подтвердили то, что я говорил. И я открыто говорю, что причина гибели Гагарина - это несанкционированный пролет человека, который нарушил дисциплину, спустился ниже облаков и потом на форсаже прошел мимо Гагарина, не видя его в облаках. Мощнейшим потоком перевернул самолет Гагарина и они попали в глубокую спираль, из которой за короткое время, при наличии баков по 260 литров, вывести самолет было невозможно. Самолет погиб на выводе, не хватало по времени 1,5 секунды и 100 метров высоты. Он шел плашмя, сбивая деревья и так упал на скорости, на просадке. Экипаж до самого последнего момента выводил самолет из этого состояния.

- Как тот скоростной самолет мог вообще оказаться в небе?

- В это время, 27 марта, проходили полеты. Они должны были летать до 10 тысяч сверху, а мы – до 10 тысяч снизу. Этот человек нарушил полетный режим, спустился под облака, посмотрел, где он находится, потом включил форсаж и ушел на свой эшелон. При этом он прошел рядом с самолетом Юрия Гагарина.

- Вы знаете этого человека? Он до сих пор жив?

- Сейчас уже знаю. Но попросили не называть его фамилию. Факт нарушения режима подтвердился. Пилот этот сейчас тяжело болен. И это ничего не изменит. Просто просили не озвучивать его имени. Пока.

- Вы часто вспоминаете Юру Гагарина?

- Конечно. Мы с ним много работали. Когда он погиб, я был назначен на его должность заместителя начальника центра полетно-космической подготовки. Это основная должность, которая работает именно на выполнение космических полетов. Я подписывал документы о готовности экипажа к полету, как председатель государственной комиссии. Раньше это делал Гагарин. После него стал делать я.