В Калининграде организацией туристических поездок занимаются частники, которые не платят налоги и не обеспечивают безопасность клиентов. В этом мнении солидарны участники "круглого стола", организованного порталом "Клопс.Ru" и газетой "Вечерний трамвай".
Калининградские туроператоры считают, что наиболее тревожная ситуация сложилась в сфере детского туризма.
"Бывает, родители сами организовывают каникулярные туры: бронируют билеты, к примеру, на цирк "Дю Солей", берут в аренду автобус, делают визы. И это здорово. Но если кто-то ставит этот "бизнес" на поток − значит, он должен платить все те налоги и сборы, которые платим мы", − считает председатель ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области Тамара Торопова. − Кроме того, такие "предприниматели" не обеспечивают безопасность детей".
По словам директора турфимы "Балтик Экзотик" Валентины Лаптевой, немецкие школьники и студенты приезжают на экскурсии в Калининград только через турфирмы. "Самопал" не детском уровне − это очень опасно", − уверена Валентина Лаптева.
С коллегой согласна Юлия Лебедева, директор компании "Альянс", много лет работающей в сфере детского туризма. "Недавно из Праги вернулась группа школьников. Поездку организовал некий частник. Автобус был в пути больше 20 часов, что категорически запрещено, − рассказала Юлия Лебедева. – За рулем был один водитель, в качестве второго поехала его жена. Она имеет водительские права нужно категории, но управлять автобусом она не умеет. В ее обязанности входило тормошить мужа, чтобы тот не уснул за рулем".
В нарушение закона некоторые турфирмы стараются снять с себя ответственность за безопасность детей. Напомним, в прошлом году в одном из калининградских турагентств, организующих поездку детей в болгарский лагерь "Росица", с родителей взяли расписки, что "администрация и вожатые не несут ответственности за нахождение ребенка вне номера (вне лагеря) после отбоя (в период с 23.00 до 8.00), а также за его действия, совершенные в этот период".
Представители калининградского Роспотребнадзора отмечают, что изменился характер нарушений, по поводу которых люди обращаются в органы по защите прав потребителей. "Год назад калининградцы приходили, как правило, с жалобами на некачественно оказанные услуги, – говорит замначальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Юлия Колесникова. – А теперь люди жалуются, что с них взяли деньги, а в тур вообще не отправили. С директором одной такой фирмы я общалась лично. Тактика у нее такая: сначала она обещает вернуть клиентам деньги "завтра – послезавтра", а потом фирма переезжает из одного офиса в другой, и ее вообще невозможно найти".
По словам Колесниковой, в договоре на оказание услуг не было указано, кто является оператором. Как выяснилось позже, не был заключен договор с оператором, организующим туры в Таиланд, в результаты клиент смог вернуть деньги за сорванную поездку только через суд.
"Это просто "левая" фирма, но договор составлен так, что обычный человек может в нем не разобраться, – подчеркивает Юлия Колесникова. – Сейчас материалы передаются в полицию".