Жители Варминьско-Мазурского воеводства Польши чаще всего посещают Калининградскую область с целью доехать до ближайшей АЗС, заправиться и вернуться домой. Поляки пользуются таможенным правилом, согласно которому топливо, ввозимое в стандартных бензобаках автомобилей, не облагается НДС и акцизом.
Один из самых вместительных баков − у автомобиля "Фольксваген Пассат", в бензобак которого помещается до 100 литров топлива, поэтому жители приграничных территорий используют именно эти машины для заправки и провоза российского бензина. По словам таможенников, на пограничном переходе в Гжехотках "Фольксваген Пассат" составляют до 90 процентов всех автомобилей, пересекающих границу.
По правилам ввезенное топливо должно использоваться двигателем той машины, в которой въехало в Польшу. Его нельзя ни сливать, ни продавать. Но большинство путешественников зарабатывают на перепродаже российского бензина. Его либо продают частникам, либо доставляют на нелегальные заправочные станции около границы. Водитель, который ездит на российские заправки несколько десятков раз в месяц, может заработать на его перепродаже до тысячи злотых (около 10 тысяч рублей).
Таможенники уверяют, что стараются пресекать случаи нарушения закона.
"Мы проверяем, не переделал ли автомобилист бензобак. У нас есть оборудование для перекачки, и в течение нескольких минут мы можем узнать, сколько топлива на самом деле должно содержаться в баке. Если его там слишком много, то за излишки придется заплатить налоги и акциз", − рассказал Рышард Худы из таможенной палаты Ольштына.
В 2012 году в Польше перехвачено 400 тысяч литров нелегального топлива из России. В этом году таможенники ликвидировали уже две нелегальные заправки − в Эльблонге (6 тысяч литров) и Кентшине (4,5 тысячи литров).