Говорят, один в поле не воин. В этом убедились жильцы дома по Московскому проспекту, 1–3, в Калининграде. В этом году жильцы двух подъездов советской девятиэтажки объединились и выбрали совет дома. В него вошли семеро самых активных и более-менее свободных жителей. Это в основном пенсионеры и лишь двое – работающих. Объединившись в "могучую кучку", народ начал сворачивать горы недоделок в доме.
А началось все с того, что в доме на Московском еще в прошлом году жильцы установили общедомовой теплосчетчик. И он стал выдавать просто бешеные счета! Для каждой квартиры оплата за горячие батареи выросла до 500, а то и до 1 000 рублей. Для решения этой проблемы группа активных жильцов объединилась для общения с "Теплосетями" и своей УК. А уже потом появилась идея выбрать совет дома.
– Знаете, есть большая разница – или один жилец бьется с проблемой, или совет дома, которому к тому же Жилищный кодекс дает немало полномочий, – говорит одна из членов совета Галина Лещева.
Проверили МОП
Для начала в доме начали решать проблему утечки тепла, что было одной из причин высоких платежей за отопление. Обращение нового совета дома в УК имело свой результат:
– Нам утеплили чердачные окна, заизолировали трубы в подвале, утеплили мусорные камеры, поставили туда новые двери, перебрали на всех лестничных площадках все окна, где не хватало – поставили вторые стекла, новые штапики. А еще сделали железную дверь, ведущую на чердак, вместо старой, болтающейся "на соплях". Поставили за 14 000 руб. козырек над подъездом, которого никогда не было, – перечисляет Галина Алексеевна.
С мая 2012 г. жильцы вдруг стали много платить за МОП (электроэнергия для мест общего пользования).
– Вдруг пришел счет в 365 рублей! – рассказывает житель дома Михаил Орлов. – Стали разбираться, обратились к главному энергетику ЖЭУ, и выяснилось, что у нас, оказывается, жильцам первых двух этажей не начисляются счета за лифт и подкачку воды. А это без малого 18 квартир. Кроме того, мы заменили насос подкачки – взяли меньшей мощности: вместо 5 кВт выбрали прибор на 1,3 кВт. Попросили ЖЭУ везде, где можно, поставить энергосберегающие лампы. А еще провели беседы с жителями дома. Часть жильцов сами ставили в коридорах лампы в 100 ватт, теперь попросили ставить поменьше, чтобы экономить…
Кроме того, на входе в дом сотрудники ЖЭУ установили датчик движения, чтобы свет загорался, только когда приходят люди.
– Сейчас размер платежей за МОП снизился до 40–70 рублей, – говорит Михаил Орлов. – Кроме того, сейчас мы создали комиссию и сами вместо электриков ЖЭУ снимаем показания счетчика. Данные за подписью трех человек передаем в УК. Считаем, что таким образом мы будем четче контролировать платежи за МОП.
Сняли рекламу с дома
Многие годы над крышей многоэтажки в начале Московского проспекта красовалась огромная реклама известного сотового оператора.
– Установить ее на крышу еще много лет назад разрешило наше прежнее ЖЭУ, потом обанкротившееся, – говорит Галина Лещева. – Мы, собственники, за эту рекламу не получили ни копейки, при этом во время ветров высокая конструкция так шаталась, что у нас крыша ходуном ходила. А в этом году наш совет дома уже плотно занялся этой проблемой. С помощью ЖЭУ мы смогли найти организацию, которая устанавливала рекламу, предъявили претензии о том, что реклама разрушает общедомовую собственность и была установлена без нашего ведома. Помимо нагрузки на дом, рекламная конструкция была с подсветкой, питание для которой шло через наш силовой электрощит. Все символы вскоре были компанией сняты.
Сами борются с должниками
Сегодня члены совета дома в курсе, кто из жильцов имеет задолженность по квартплате.
– Ходим к ним в гости, разговариваем, убеждаем, что надо погасить долги, – говорят активисты. – А в одной из квартир у нас сосед сейчас находится в заключении. Долг по квартплате уже набежал под 60 тысяч рублей! Одному во все это лезть страшновато, а как совет дома мы чувствуем силу. Обратились за помощью к участковому, тот разузнал, где разыскать соседа, и мы стали писать ему в колонию. Оказалось, парень оставил квартиру знакомому и сам не знал, что там живут квартиранты, а за жилье не платят.
Сейчас совет дома разбирается с этой проблемой.
– После всех переговоров квартиранты стали отдавать деньги нам, а мы с них погашаем набежавшие долги. Спасибо участковому за поддержку в этом вопросе. Полицейский тоже почувствовал в нас силу и что хочет работать с нами плотнее. А мы только «за».
Спорят о суммах
Активисты с Московского в один голос отмечают, что сумели за год наладить отношения со своей УК. И считают, что к этому во многом привело именно создание совета дома.
– Сегодня все сделанное в доме ЖЭУ мы записываем в журнал, – говорит Галина Алексеевна. – Порой оспариваем выставляемые суммы, когда компания отчитывается за проделанную работу. Например, в этом году не согласились с платой за уборку придомовой территории, очистку подвалов и чердаков. Посчитали, что выставлены суммы больше, чем было сделано.
В итоге в пользу дома УК пересмотрела 60 тысяч рублей и на вырученные деньги выполнила дополнительный список работ.
– В планах на этот год поменять всему дому старые полотенцесушители и шаровые краны, чтобы в случае аварии воду можно было отключать в отдельном стояке, а не во всем доме. Хотим, чтобы эти затраты УК изыскала из наших платежей за содержание жилья, – говорят жители.
Что говорит закон?
- Еще в 2011 г. в Жилищный кодекс были внесены поправки. В соответствии с ними жители домов, в которых не образованы ТСЖ или ЖСК и в них более четырех квартир, обязаны избрать совет дома, чтобы контролировать выполнение работ по ремонту и благоустройству дома, территории со стороны УК.
- Создать совет нужно было еще в 2012 г. Если жильцы сами его не выбрали, то сейчас инициировать эту работу может орган местного само-управления.
- Права совета дома описаны в ст. 161.1 Жилищного кодекса. Она так и называется «Совет многоквартирного дома».
- Совет не надо регистрировать в органах местного само-управления.