11:34

Автор проекта площади Победы Олег Копылов: Триумфальную колонну может венчать скульптура мэра

  1. Новости

Вот уже несколько лет продолжаются споры о том, что должно увенчать триумфальную колонну на площади Победы. Последний вариант, который рассматривался и был одобрен на совете культуры при губернаторе – Орден Победы. За него выступили ветеранские организации. Однако единства в обществе до сих пор нет. Мы поинтересовались мнением автора проекта площади Победы и храма Христа Спасителя в Калининграде Олега Копылова.

То звезда, то медведь

– Совет по культуре при губернаторе принял решение увенчать колонну Орденом Победы. Как вы оцениваете это решение? В чем его недостатки?

– Я не хочу ни с кем воевать и вступать в глупые дебаты, потому что, как говорил Дэйл Карнеги, из двух спорящих проигрывают оба. Для начала скажу, что никто не вправе принимать какие-то решения без авторов проекта. Только Господь Бог может принять такое решение. Во-вторых, это все очень наивно. Собрались политики, заслуженные ветераны, которые, увы, не разбираются в архитектуре. И вот для них сделали врагов в лице отдельных товарищей, которые хотят на колонне поставить не Орден Победы, а что-то другое. И они воспринимают этих людей, в том числе меня, как мишень. Но я могу сразу сказать, что мой отец – инвалид Великой Отечественной войны, участвовал в Сталинградской битве и освобождении Севастополя. Мне-то не уважать ветеранов!

Что касается Ордена Победы, то его нужно поставить. Даже в два раза больше по размеру, чем хотят ветераны. Только поставить его нужно не наверху, а на пьедестале. Это – главная тема Триумфальной колонны. В первоначальном проекте была предложена красивая идея: на четырех сторонах пьедестала отражены четыре исторические даты. Ведь здесь проливалась русская кровь не только в Великую Отечественную войну, но и в Семилетнюю, и в войне с Наполеоном, и в Первую Мировую. Поэтому Ордену Победы и всем орденам и медалям должно быть уделено самое большое внимание. А вот наверху должна быть фигура.

– Насколько я понимаю, изначально у вас в проекте так и было?

– Конечно.

– Какая конкретно?

– Она менялась время от времени. Вначале предполагалось, что ангел. Потом предлагали Георгия Победоносца без коня, архангела Михаила – главу небесного воинства, покровителя русской армии. В любом случае эта фигура должна была устроить всех. Но почему-то наши ветераны сказали: нет, мы воевали не под религиозными символами. Но почему тогда наши ветераны так презрительно относятся к своим дедам и прадедам, которые здесь сложили головы именно под религиозными символами? А, кроме того, ангел уже перестал быть религиозным символом. Это – вечная тема, которая не подвержена сиюминутным политическим веяниям. Сегодня коммунисты – у них звезда. Завтра Ельцин с двуглавым орлом. Послезавтра "Единая Россия" – у них медведь. Давайте лучше ставить вечные вещи, которые всегда будут авторитетными, не преходящими.

"Наступил век дилетантов"

– А кто должен решать такие вопросы? Общественность?

– Этот вопрос нельзя решить новгородским вече. Оно тут ничего не решает. Есть законы теории архитектуры, есть каноны архитектуры. В данном случае речь идет об ордере. Это стройная система нарастания архитектурных элементов снизу доверху. Наивные люди думают, что из этой стройной ордерной системы можно выкинуть какой-то элемент. Но тогда эта система, которую греки довели до совершенства три тысячи лет назад, и которая является эталоном, разрушится. Ведь все мы знаем Парфенон. Непревзойденное чудо! Этот памятник всегда будет номер один. Нельзя из ордера просто так что-то выкинуть или, что еще хуже – добавить! Он очень жесткий. Выкинул одну деталь - и ордер развалился.

Можно настроить миллион человек, и они проголосуют за что угодно. Но каноны архитектуры от этого не поменяются. Здравомыслящие люди должны понимать, что такие вещи голосованием не решаются. Можно разрушить ордер, но тогда нужно метровыми бронзовыми буквами написать имена авторов этой глупости. И мы все будем ходить и смеяться. Руководители любого уровня во всех странах боятся вмешиваться в этот процесс, чтобы не прослыть дилетантами. Они не принимают решения. Решение принимают специалисты. Наша задача сделать так, чтобы наш город и наши руководители не потеряли лицо и не стали объектом насмешек туристов.

Проблема в том, что архитектура только на первый взгляд кажется доступной темой для обсуждения. Представьте, что в один прекрасный день наши горе-умельцы встанут за спиной хирурга и станут говорить, что он неправильно делает операцию на сердце. Или станут вмешиваться в работу андронного коллайдера: «Вы не понимаете политической обстановки, давайте я расщеплю атом». Мы же смеяться над этим будем, правда? Это же нелепая ситуация. А у нас сейчас наступил век дилетантов. И в архитектуре это всегда было легче всего сделать.

– То есть, согласно канонам архитектуры, обязательно наверху должна быть скульптура?

– Так было всегда. Я как автор готов согласиться даже на какой-нибудь смешной вариант. Например, что колонну будет венчать скульптура депутата, мэра или губернатора. Давайте их вместе там поставим! Пожалуйста! Я готов на это согласиться ради чистоты канона архитектуры.

– А если туда вообще ничего не ставить? И тем самым закрыть тему?

–  Тогда обозленная ситуация будет продолжаться и накаливаться.

Не хватает патриотизма

– Вы сказали о лице Калининграда. Каково оно, это лицо? Как вам новая архитектура, которая появляется?

– Оно, конечно, провинциально.

– Кто тут не дорабатывает?

– Корни здесь очень глубокие. Нельзя сказать, что наши власти ничего не делают. Они сами находятся в тисках, в условиях недофинансирования. Я считаю, что неправильно выбираются приоритеты. Даже при нашем скудном бюджете можно причесать город. И еще одна проблема - нехватка патриотизма.

– Российского патриотизма или калининградского?

– Местечкового патриотизма не хватает. Вот есть у нас Гданьск и Вильнюс. Берите хотя бы с них пример, дотягивайтесь до их уровня. Но нет, не могут, не хотят. С тем же благоустройством в городе, с ужасными регламентами, которыми нас одарили питерцы. Они сделали нам генплан и в нем есть раздел по зонированию и регламенту и этажности. Они прописали нам, что вы - деревенские люди, должны жить в деревне, и выше шести этажей вам не положено, не доросли, рылом не вышли. Я утрирую, конечно, но смысл регламентов именно такой. Потому что когда мы говорим о современном развитии города, подразумевается, что должна быть современная архитектура и разная высотность. И ограничительный регламент должен включать в себя только те места, где это необходимо. Вокруг Верхнего озера, площади Победы, рядом с историческими памятниками. Все остальные места должны быть освобождены. Зачем введен глупый регламент на 15-этажное строительство? Даже в советские времена этого не было.

– Ну что вы, и у нас "свечки" есть. Многострадальный дом "Вальдау" на пересечении Гагарина и Куйбышева, например…

– А это проскочили! Теперь уже нельзя. Теперь - 15 этажей максимум.

– Даже на окраине города?

– Да. И это - тема рассмотрения нашего горсовета. Сели, решили - пересмотреть регламенты. И отправили на доработку в Питер. И это поможет построить современный город.

– А может, сейчас просто спроса нет на высотное строительство?

– Это другая тема. Что экономика в упадке, что кризис в стране. Понятно, что экономика сейчас в диком загоне.

– А вы бы как приоритеты расставили?

– Прежде всего - не строить никакие замки. Не закапывать деньги в песок.

– Вы против восстановления Королевского замка?

– Это глупость. И нормальные здравомыслящие люди никогда это не поддержат. Вокруг этой темы греют руки определенные люди, которые хотят заработать дешевый популизм. Кто-то хочет часть денег отжать… Понимаете, для местечкового патриотизма это глупо. Как будто мы хотим быть более немецкими, чем сами немцы. Это смешно! Быть святее Папы Римского нельзя. Сами немцы уже его бы не восстанавливали, потому что уже все утрачено. Никакой художественной ценности он не представляет.

– А в качестве архитектурной доминанты на этом пустыре в центре города?

- Ну, вот если сказали бы, что завтра Господь Бог поставит его туда, ну кто бы отказался? Но тратить десятки миллиардов на эту затею, чтобы потом получит новодел, это смешно.