Царские забавы
О многих местах отдыха и развлечений кенигсбержцев нам теперь известно благодаря нашим соотечественникам, которые их посещали и оставили об этом воспоминания. Первый самый известный "путешественник" — Пётр I, отправившийся в 1697 году в Великое посольство по Европе. Прусский курфюрст устроил Петру по-настоящему царский приём. В честь русского царя в Кёнигсберге был устроен великолепный фейерверк из множества горящих фигур. На дворцовый пруд (сейчас — Нижнее озеро) были спущены огромные плоты, на которых сооружена триумфальная арка с московским гербом — святым Георгием Победоносцем. На воде была представлена композиция, изображавшая русский флот.
Кстати, дворцовый пруд был признанным местом городских развлечений, зимой здесь устраивали каток, а летом катались на лодках.
Наши в городе
Более чем через полвека после Великого посольства в Кёнигсберге с русскими войсками оказался русский писатель Андрей Болотов. По его воспоминаниям, жизнь в городе была насыщенной и вполне веселой, а горожане были свободных нравов.
В Кёнигсберге было много трактиров и ресторанов, расположенных в городских садах. "В летнее время они всегда наполнены множеством всякого рода людей. Вход в них, кроме самой подлости (низших сословий), никому не возбранен, и всякий имеет свободность в них сидеть, или гулять, или забавляться разными играми, как, например, в карты, в кегли и в прочем тому подобном". Тут же в садах на лавочках, под ветвями тенистых деревьев, располагались кёнигсбержцы, "пьющие принесенные им порции кофея, чая или шоколада или со стаканами хорошего пива".
"Бычий рынок". Ныне – район пересечения ул. Дзержинского, Октябрьской, Багратиона. |
Разгульная ярмарка
Другой летней забавой для горожан служили городские ярмарки. Самые многочисленные и шумные из них проводились в Хаберберге (район современного Дома искусств, площади Калинина, улицы Ольштынской). Здесь была длинная и широкая улица, которая вмещала в себя, как писал Болотов, до нескольких тысяч человек, она была главным центром всей ярмарки, и «на ней не только производилась наиглавнейшая торговля, но и все обыкновенные в немецких землях ярмарочные увеселения». Здесь же русские солдаты и офицеры знакомились с незамужними горожанками.
Сейчас от района Хаберберг мало что осталось. Сохранился равелин "Хаберберг", построенный в середине ХIX века и входивший в систему городских крепостных сооружений, а также здание общинного дома "Хаберберг", которое было построено в начале ХХ века.
Веселые горожане
Зимой, когда погода не позволяла совершать прогулки на свежем воздухе, в городе почти повсюду проводились балы и маскарады. Они были очень пышными и наполнены множеством зрителей.
Существовали в городе и публичные дома. Но они в зависимости от изменений законодательства то открывались, то закрывались. Полиции было строго предписано "не допущать" жриц любви в ряд престижных питейных заведений. Например, в ресторан "Блютгерихт", кафе "Националь" на Коггенштрассе, 4 (эта улица уже не существует — находилась на пересечении ул. Армавирской с Московским проспектом), "Цур Мюнце" и другие.
Шопинг и еда
Много соблазнов кёнигсбержцам предоставили французы, переселившиеся в город в XVII веке. Они компактно жили на улице, так и называвшейся — Французская (район улиц Шевченко —Пролетарской) и открыли здесь торговлю модными шляпами, платьями, ювелирными изделиями.
Другие соблазны представляли собой еду и праздники. Чего стоит один праздник вкуса пива Das Schmeckbier! Он праздновался в церковный праздник Вознесения и был связан с традицией снятия пробы с пива, которое со Средневековья варилось на Кнайпхофе в орденской пивоварне.
Пересечение Французской и Монетной улиц в Кёнигсберге. 1930-е гг. Ныне – ул. Шевченко и Пролетарская.
В память об известной кёнигсбергской колбаснице Молли, которая жила рядом с Россгартенским рынком (район ГТРК "Янтарь", улица Фрунзе) и была известна своим роскошным колбасным супом, в городе ходил маленький локомотив, с которого продавались колбасы и сосиски. Он выглядел как настоящий паровоз.
Почти до конца Второй мировой войны работал в городе старейший и известнейший ресторан "Блютгерихт". В городе говорили: "Если ваш гость заблудился в Кёнигсберге, ищите его в "Блютгерихте". Ресторан славился своим пивом и вином, мясной и рыбной кухней. В большом зале ресторана было пять огромных винных бочек. К сожалению, сейчас в городе нет ни однорго ресторана, который мог бы претендовать на звание Кёнигсбергский.