Через неделю в Калининграде начнется суд над тремя парнями, по сути мальчиками еще, зверски убившими ни в чем не повинных людей ради забавы и наживы. Следователи, видавшие всякое, до сих пор с содроганием вспоминают, с каким наслаждением товарищи описывали события той июльской ночи...
Жизнь только начиналась
С Татьяной Ворониной судьба как будто игралась, испытывала на прочность. Муж ушел, оставив ее одну с двумя маленькими детьми на руках. Жила в Казахстане, когда начались гонения на русских, схватила ребят и бежала из Алма-Аты. Приехала в Калининград. Накоплений хватило лишь на развалюху в Чкаловске. Работала как вол, чтобы вырастить и выучить дочь с сыном. О себе вспоминала в последнюю очередь. Только когда Роман отслужил в армии, а Евгения получила диплом бухгалтера, мать вздохнула свободно. К своим 47 годам Татьяна твердо стояла на ногах, имела две квартиры, водила машину, трудилась бухгалтером крупного предприятия.
– Как-то мама обняла меня и на ухо шепнула: «Жень, я влюбилась!» – вспоминает дочь. – Это стало подарком, ведь я столько лет мечтала, чтобы она обрела женское счастье.
Татьяна переехала из Чкаловска в Балтрайон Калининграда три года назад. Души не чаяла в своем спутнике, он отвечал тем же, баловал ее. На первую годовщину совместной жизни подарил серьги с бриллиантами. В 47 лет жизнь для Татьяны только начиналась...
Она просто хотела помочь
Убийство произошло в ночь с 9 на 10 июля прошлого года во дворе одного из домов на ул. Павлика Морозова. На истерзанные тела мужчины и женщины в заброшенном саду наткнулась местная жительница: за малиной, говорит, ходила. Ровно через сутки задержали подозреваемых. 17-летний Евгений и 22-летний Григорий жили в одном доме, во дворе которого и произошло убийство, 25-летний Александр – в соседнем. Убитых опознали сразу – 41-летний Сергей Васильев по кличке «Банзай» – безобидный местный пьянчужка, и 47-летняя Татьяна Воронина, успешная замужняя женщина. Григорий дал явку с повинной. Его товарищи тоже признались.
– Неясно, как убитые оказались вместе, – рассказал руководитель отдела по расследованию особо важных дел регионального следственного комитета Владимир Шерстов. – Один обвиняемый показал, что они весь день пили, вечером вышли на улицу и увидели сидящих на бетонном парапете незнакомых мужчину и женщину. Якобы мужчина бросил фразу: «Таких щенков, как вы, я руками ломал». Завязалась перепалка. Потом они схватили парочку и потащили в малинник за дом. Второй утверждает, что они стали придираться к сидящим людям. Самый молодой из обвиняемых говорил, что незнакомец нецензурно выразился в его адрес и предложил «пойти подраться». Свидетели же видели лишь мужчину и то, как двое парней повели его под руки за дом.
У близких и родных убитой своя версия. По словам подруги Марины, Таня в тот вечер вышла из дома до банкомата, на следующий день собиралась в Чкаловск. Она могла видеть, как парни тащили мужчину за дом, попыталась вмешаться. Примерно так уже было. Незадолго до смерти, ранней весной. Поздно вечером Таня возвращалась с работы. Увидела у забора пьяного паренька. Несколько часов она таскала на себе юнца, пока нашла его дом. «Силы мальчишка не рассчитал, замерзнуть мог или что хуже», – объяснила она своим перепуганным домочадцам.
Владимир до утра искал Таню, у подъезда соседнего дома спросил троих парней, не видели ли они женщину. «Купи нам водки, скажем», – ответили те. Это были убийцы его жены.
Юлия Ивановна, мать погибшего Сергея, тоже сомневается, что сын был знаком с убитой.
– У сына и друзей не было, шатался с такими же, как сам, – говорит мать, – стала бы такая женщина с ним выпивать. Он вышел вечером прогуляться и не вернулся.
Деньги прогуляли
От рассказов, как друзья убивали людей, даже опытных следователей пробирала дрожь. Сергея избили первым. Потом принялись за Татьяну. Она пыталась убежать, да куда там…Кричала, звала на помощь? Наверно…Когда ей ломали пальцы, требуя пин-код банковской карточки, когда ее били и насиловали, когда отморозки резали ее садовыми ножницами, которые 22-летний Григорий прихватил с собой, «чтобы нарезать цветов для своей девушки» – так говорится в материалах дела.
Наверно, она думала, что в доме напротив, в нескольких метрах от места пыток, кто-то услышит, придет на помощь. И несколько человек видели и слышали, но предпочли прибавить звук телевизора. До пункта полиции два шага, и телефоны у всех под рукой...
– Ножницами убить не получалось, и один из товарищей сбегал домой за кухонным ножом, – продолжает Владимир Шерстов, – им и добивали, перерезали обоим горло. Садовые ножницы Григорий занес домой, спрятал в коробке с инструментами, нож схоронили в клумбе у подъезда.
Карточку погибшей обналичили в банкомате, сняли 15 тыс. рублей, серьги и цепочку сдали в ломбард и на такси отправились гулять в бар.
11 статей на троих
Евгению на момент убийства было всего 17, до 18-летия оставались две недели. Здоровый, красивый, не работал, не учился, но успел получить два срока: в 2008-м – за кражу, годом позже – за грабеж. Его усыновила одинокая женщина грудничком. Рассказала следователям, что с 10 лет сын стал уходить из дома, и в 7-м классе она отправила его в Неман в спецучилище.
22-летний Григорий тоже приемыш – родные мать с отцом беспробудно пили, дядя пожалел мальчишку, забрал к себе. Вырастили, а он стал машины угонять, сидел в тюрьме. В августе 2010 года освободился. Устроился на работу. Встречался с девушкой.
Третий фигурант – 25-летний Александр из многодетной семьи, мать умерла, работал в кузнице.
– Григорий написал явку с повинной – при вынесении приговора ее учтут как смягчающее обстоятельство, а вот самый молодой из обвиняемых Евгений не раскаивается, зная, что получит максимум 10 лет – на момент убийства он был несовершеннолетним, – заключил Шерстов.
Григория и Евгения будут судить по пяти статьям каждого: ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК РФ (групповое изнасилование), ст. 132 УК РФ (иные действия сексуального характера), ст. 162 УК РФ (разбой), ст. 105 УК РФ (групповое убийство). Одному грозит пожизненный срок, второму – максимум 10 лет. Их подельник ответит только за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (до 12 лет тюрьмы).
Недочеловеки
4 июня прошлого года Татьяна выдала замуж дочь, осенью ждала внука. Полина будет знать бабушку только по фотографиям и воспоминаниям родственников и близких. Дети Евгения и Роман держатся как могут, им еще предстоит в суде встретиться лицом к лицу с убийцами мамы.
– Пусть они ответят по всей строгости, – говорит Роман, – только вряд ли это поможет. Двое из них рано или поздно выйдут на свободу. Но они уже недочеловеки, разве их тюрьма исправит?