13:31

Город уходит в море

  1. Новости

Тепло и корабли
Первая остановка – "33 судоремонтный завод". В советские времена он гордо носил звание градообразующего предприятия. Сегодня масштабы куда скромнее, трудятся на нем около 500 человек. Но знает о заводе каждый житель Балтийска, его котельная отапливает 70% жилых домов.

— При немцах это был Морской завод судостроительной фирмы "Шихау" — дочернее предприятие Гданьского завода, которое занималось ремонтом катеров и судов. По меркам военной мощи третьего Рейха совсем небольшое, — рассказывает старожил завода главный технолог Владимир Водян, который работает на этом заводе более четверти века. — Рассвет предприятия пришелся в Советские времена, работая на нужды Балфлота. В 80-х годах построили новые цеха, поставили два дока, увеличив владения завода практически в три раза.

7.jpgВ "наследство" от немцев заводчанам достались ремонтные мастерские, административные здания, гаражи, водонапорная башня и довольно приличная территория с футбольным полем. Всем этим пользуются до сих пор. Довоенное оборудование тоже в исправности, в корпусном цехе по металлу еще можно видеть работающие токарные станки марки Braun A.a. Lerost, правда изготавливать на нем детали высокой точности для современных судов сложно.

6.jpgНоватор Академии наук
Прямо за забором судостроительного завода на Русской набережной установлен памятник Готхильфу Хагену, известному прусскому архитектору, "родителю" гавани Пиллау (монумент хорошо виден с набережной у гостиницы "Золотой якорь" на противоположной стороне гавани). Его заложили в сентябре 1887 года. Постамент сложили из гранитных валунов, таких же, которые использовали при строительстве гаваней Пиллау. Уцелевший во время войны памятник обновили в 2005 году по инициативе руководства судоремонтного завода.

Именно с именем Готхильфа Хагена связано развитие Пиллау. В начале XIX века он считался городом "второго разряда". Отсутствие удобных гаваней наносило большой ущерб морской торговле прусского государства. Кенигсбергские купцы собрали деньги для укрепления берега и строительства гаваней Пиллау. Эти работы в1826 и возглавил инженер Хаген, применяя самые передовые на то время достижения науки и техники.

Озеленив старую часть города, Хаген избавил его от песчаных заносов. Гениальное решение не могло пройти незамеченным, и инженера приняли в члены королевской Академии наук. Своей известностью Готхильф превзошел своего отца – основателя Ботанического сада в Кенигсберге.

8.jpgБашни старого города
Своеобразным архитектурным достоянием Балтийска можно назвать немецкие водонапорные башни. Еще в начале XX века жители Пиллау использовали для набора питьевой воды колодцы. Их и сегодня можно увидеть вблизи старых довоенных домов. И только в курортном местечке Нойхойзер (ныне поселок Мечниково) имелся водопровод, построенный на деньги кенигсбергских промышленников и купцов, отдыхавших здесь в летнее время. Около двадцати лет служащие Пиллауского магистрата убеждали руководителей Восточной Пруссии в необходимости городского водопровода и канализации.

В конце 20-х годов минувшего века состоялась торжественная церемония передачи водопровода магистрату города. Вода из подземных скважин поступала в водонапорные башни и оттуда, под давлением, в городскую сеть. Такие башни были сооружены на территории пехотных казарм, на Русской набережной и недалеко от железнодорожного вокзала. Но особо привлекательна водонапорная башня, установленная вблизи въезда в город (рядом с многоэтажным домом № 62 на пр-те Ленина). Именно эта башня высотой 32 м и стала одним из символов города. Она одновременно служила водным резервуаром и наблюдательной вышкой военному гарнизону. Ее верхняя часть, развернутая в сторону моря, напоминает боевую рубку военного корабля. Плоская крыша и ленточные окна, несущие опоры создают элегантный образ башни, близкий к совершенной скульптурной форме. Автор проекта Густав Карл Ханс Хопп принадлежал к числу людей, определивших развитие архитектуры ХХ века. Получив звание дипломированного инженера в Мюнхене, он прибыл в Кенигсберг, где стал одним из ведущих архитекторов. В частности, ему принадлежит сохранившиеся в Калининграде Дом техники Восточной ярмарки (ныне ТЦ "Эпицентр") и ремесленная школа для девушек (Дом офицеров).

11.jpgРежимный объект
Долгое время Балтийск был закрытым городом. Жители Калининградской области попадали сюда по специальным пропускам, а иногородних (не говоря об иностранцах), прибывших "по казённой надобности", буквально "общупывали до пят".

Об городе написал стихотворение Нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Его приятель вначале 60-х годов выхлопотал ему командировку в Балтийск от журнала "Костёр" как внештатному корреспонденту. Бродский поселился в гостинице "Золотой якорь" (Морской бульвар, 6), где и родились малоизвестные строчки:

"В ганзейской гостинице "Якорь",
где мухи садятся на сахар,
где боком в канале глубоком
эсминцы плывут мимо окон...»

С посещением Бродского связан забавный факт. Буквально в десятке метров от гостиницы стоит маяк. Иосиф Александрович возжелал посетить это строение, но как бы он ни упрашивал смотрителей и местное руководство, вход на маяк был запрещен по причине строгой конфиденциальности режимного объекта.

12.jpgПетр I
Экскурсия по Балтийску была бы не полной. если бы не был упомянут прародитель русского флота Петр I. Памятник ему стоит на Морском бульваре.

Известно, что более 200 дней Великое посольство Петра провело в Пиллау. Царь, значившийся при посольстве в чине обер-командира под именем дворянина Петра Михайлова, развлекался от всей души: устраивал морские прогулки, лихо отплясывал на свадьбе местного шкипера Иоахима Лянге, ходил на шхуне по заливу. Попутно внимательно осматривал крепость и гавань в Пиллау.

После этого визита Петр I был в Пиллау еще три раза. В 1711 году он останавливался здесь со своей супругой Екатериной I. (Кстати, ей тоже уделено внимание Балтийска. Верхом на коне она увековечена Георгием Франгуляном в 2003 году). А в 1716 году Петр прибыл в Пиллау с большим флотом, встретился с прусским королем Фридрихом Вильгельмом, который и преподнес русскому царю знаменитую янтарную комнату.

15.jpgЛихорадка янтарной комнаты
Балтийск не стал исключением в лихорадке поиска этой самой легендарной комнаты. Не раз предпринимались попытки установить место возможного нахождения столь ценного янтарного подарка. Одна из версий принадлежала Олегу Слесареву, служившему в впервые послевоенные годы замкомандира 448-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы. Его группа обнаружила затопленный немецкий ледокол.

Известно, что в конце войны гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох держал в Пиллау под парами два ледокола – "Восточная Пруссия" и "Поллукс". После взятия Кёнигсберга Кох с частью награбленного отправился на "Пруссии" в Данию, а второй ледокол пошел ко дну.

Олегу Слесареву показалось странным, что судно не имело почти никаких повреждений – даже иллюминаторы не разбились. У него сложилось впечатление, что корабль затоплен немцами умышленно. В конце 70-х гг. корабль был исследован, но пропавшую Янтарную комнату на затонувшем судне так и не нашли. Но надежда остается, судно до сих пор не исследовано до конца...