Жители дома № 1–3 на Московском проспекте в Калининграде бьют тревогу. Они уже обратились и к главе города, и в прокуратуру, готовы писать президенту РФ. А тревожит людей плата за отопление.
– Тариф на тепло в нашем доме за январь составил 46 рублей с кв. метра! – сообщила старшая по дому № 3 Галина Лещева. – Это на 8 рублей больше, чем тариф в Калининграде (38,04 руб./кв. м). Где это видано?! За отопление «однушки» в 40 кв. м люди платят более 1,5 тыс. руб. При этом в доме 90% жильцов – пожилые люди с небольшими пенсиями.
Неправильный прибор
Все началось после установки общедомового теплосчетчика. До 1 июля 2012 г. прибор учета должен быть в каждом доме России. И на Московском проспекте, 1–3, логично решили, что его установкой надо заняться заранее.
– После решения собрания собственников мы обратились в МУП «Калининградтеплосеть», – говорит жительница дома № 1 Тамара Желудева. – Счетчик заработал 1 ноября 2011 г. Спустя короткое время мы увидели, что плата выросла на 500–700 руб. с квартиры.
Как рассказывают жители, они пригласили специалистов той же «Теплосети», те приехали и… взбудоражили дом.
– Мастера в присутствии пяти жильцов заявили, что прибор установлен не тот и не там! – рассказывает Галина Лещева. – Что считает он не только отопление, но и горячую воду, хотя за нее мы платим отдельно. Выходит, с установкой теплосчетчика мы дважды платим за одну и ту же услугу.
При этом, по словам жильцов, в Калининграде есть улицы, где после установки счетчика люди платят за тепло не более 20 руб. с «квадрата». Например, называют дом, расположенный на ул. Алябьева.
Почему счета за тепло растут?
Эти вопросы мы адресовали начальнику отдела АСУ (автоматизированных систем управления) МУП «Калининградтеплосеть» Андрею Федосову.
– Да, инициативная группа жильцов подписала с нами договор на установку узла учета тепловой энергии в доме, – сообщил он. – МУП «Калининградтеплосеть» устанавливает их по схеме «одного окна», что включает в себя выполнение проекта, монтажа узла, согласование проекта и допуск в эксплуатацию. Ответственность за все работы возлагается на нас. Так как жильцы дома не получили желаемой экономии, а в отдельные месяцы плата за тепло превысила городской тариф, мы решили разобраться в ситуации.
Почему прибор дважды считает горячую воду?
– Нет, не считает. В доме двухтрубная система теплоснабжения, – объясняет Андрей Федосов. – При этом горячая вода не подается в дом отдельно, она производится уже внутри него при помощи водоподогревателя. В такой ситуации узел учета тепловой энергии устанавливается с использованием двух расходомеров на подающем и обратном трубопроводе. Таким образом, установленный счетчик фиксирует фактическое потребление тепловой энергии, которая у вас используется на систему отопления и подогрев горячей воды. Показания прибора принимаются к расчетам и передаются в МУП РИВЦ «Симплекс», где производятся начисления. Ответственность за правильное распределение получаемой тепловой энергии между собственниками жилых помещений возложена на ЖЭУ № 7.
Почему выросли платежи?
– Мы обследовали дом и установили причины:
1. Тепловая энергия внутри дома распределяется неравномерно, система теплопротребления дома разбалансирована, профилактический ремонт по замене отдельных участков трубопровода и запорной арматуры не проводились. В ЖЭУ № 7 направлено письмо об имеющих место проблемах и вариантах их решения.
2. Отсутствие энергосберегающего оборудования на системе теплопотребления дома: автоматического терморегулятора на ГВС, погодозависимой автоматики на системе отопления.
Как снизить плату?
– Для начала мы предложили жильцам установить в теплопункте на систему ГВС автоматический терморегулятор. Он позволит ограничить расходы, связанные с подогревом воды ночью, когда жильцы ею не пользуются. Это дает экономию теплоэнергии до 15%. Мы уже порекомендовали рассмотреть установку терморегулятора за счет средств УК, так как 261-й ФЗ обязывает управляющим компаниям заниматься вопросами энергосбережения и энергоэффективности стоящих на балансе домов.
Почему другие платят меньше?
– Каждый дом имеет разную тепловую нагрузку и энергоэффективность. Многое зависит от года постройки здания, как часто УК проводят профилактику и ремонт системы теплоснабжения… Сегодня во многих домах, построенных в советские годы, к сожалению, уже не всегда можно провести качественную регулировку системы отопления. Причины – износ трубопровода, выработавшие свой ресурс приборы отопления, неработающая запорная арматура.
Высокую энергоэффективность дома может обеспечить современный модульный тепловой пункт с погодозависимым оборудованием. Эти приборы регистрируют температуру наружного воздуха и в зависимости от настройки регулируют расход тепловой энергии в доме. Например, если на улице –5 °С, то t теплоносителя на входе в дом + 70 °C. Если дом имеет высокую энергоэффективность (утеплены стены, чердак, окна, тепло-изолирован трубопровод), то его потребность в объеме тепловой энергии может быть меньше установленного температурного графика. То есть жители могут брать тепла столько, сколько им нужно, и на этом экономить.
Сколько стоит такое оборудование?
– В зависимости от нагрузки от 350 тыс. до 500 тыс. руб. на дом. Установка современного модульного теплопункта, как и ремонт изношенного теплооборудования, – задача исполнителя коммунальных услуг, т. е. УК.
Можно ли вернуться к тарифу?
– Нет. Это идет вразрез с требованием ФЗ 190 «О теплоснабжении».
Жильцы многоэтажки вернулись к тарифу
И все же пример возврата к тарифу есть! На Моспроспекте 133а,б (ТСЖ) теплосчетчик (без терморегулятора) поставили в 2010 г. В доме сразу вырос платеж за горячую воду – 140 вместо 108 руб. за куб. м.
– Мы поняли, что дом не готов платить по теплосчетчику: здание не утеплено, система теплоснабжения старая… В итоге – огромный расход тепла и выросшие платежи, – рассказал глава ТСЖ Владимир Ларионов. – Я сходил на прием к директору «Теплосетей» с просьбой снова брать с жильцов плату по тарифу. Нам пошли навстречу. Так и платим. Уже два года приводим дом в порядок, уменьшая его теплопотери. Счетчик все равно считает, но показания нужны лишь для нас. Проведенная в доме работа привела к тому, что, если бы мы сейчас платили по счетчику, тариф вышел бы чуть ниже городского. Но до 1 июля 2012 г. на оплату по счетчику не перейдем, работы еще много.