11:03

Эксперты прогнозируют проблемы с техосмотром после 1 января

  1. Новости

После новогодних праздников многих автолюбителей в регионах ждет неприятный сюрприз — они не смогут пройти техосмотр (ТО). Причиной этого станет дефицит талонов и отсутствие квалифицированных по новым требованиям экспертов, которые могли бы подписать его. По мнению представители шести ответственных за эту реформу ведомств, "все в порядке", но "присутствуют некоторые шероховатости". Об этом пишет сегодня "РБК daily".

Реформировать систему техосмотра было решено этой весной после слов Дмитрия Медведева о высоком уровне коррупции в ней. На подготовку 29 нормативных и законодательных актов ответственным ведомствам отвели срок до 1 января 2012 года. На прошедшей вчера конференция участников рынка СТО стало очевидным непонимание между участниками реформы техосмотра — представителями МВД, Минтранса, Минэкономразвития (МЭР), Минобразования с одной стороны и владельцами почти двух тысяч СТО по всей стране — с другой.

Пока, по словам замдиректора департамента госрегулирования МЭР Евгения Ковтуна, разработано чуть более 20 нормативных документов, причем все из них находятся на разных стадиях — от уже подписанных до "в разработке". Так, внешний вид нового талона о прохождении ТО стал известен только в этот понедельник. "Первые заявки на получение талонов нового образца Российский союз автостраховщиков направил в территориальные органы МВД 15 декабря, процедура их печати может и затянуться, и бланки вряд ли поспеют в регионы до 1 января", — говорит один из участников мероприятия.

"Даже если они успеют напечатать сами талоны, приказ "О порядке обеспечения бланков ТО" еще на регистрации в Минюсте, а значит, РСА не имеет права на заключение трехсторонних договоров между СТО, союзом и печатниками", — говорит собеседник РБК daily, владеющий пунктом ТО. "Мы делаем все невозможное, чтобы бланки нового образца в январе были, — заявил в ответ на реплики участников конференции представитель РСА.

Выдавать их смогут исключительно СТО, прошедшие аккредитацию в Союзе автостраховщиков.

Но и со старыми бланками ТО могут возникнуть проблемы. По состоянию на ноябрь в реестре МВД было 1907 СТО, из которых регистрацию в реестре РСА, как того требует реформа, прошла лишь 571 станция. Плюс к этому автоматически присоединяется 59 СТО в системе МВД. По словам главы РСА Павла Бунина, к концу года они ожидают поступления более 1200 заявлений, но из 14 регионов страны пока не поступило ни одной заявки. "Даже сложно представлять очереди, которые выстроятся в результате такой арифметики", — предположили в зале.

Другая загадка для владельцев СТО — стоимость комплекса для подключения к базам МВД, разрабатываемого подрядчиком самого ведомства. Если аккредитация и доступ в реестр бесплатны, то на вопрос, во сколько обойдется замена сотрудника МВД ("хранителя" кодов к зашифрованным каналам и базам министерства) на удаленный доступ через Интернет, представитель разработчиков МВД по имени Сергей виновато разводил руками с трибуны, красочно демонстрируя работу будущего терминала яркими слайдами и обещаниями все запустить с 1 января.

"Нам это будет стоить 300 тыс. руб. каждому", — ответили за него в зале. Сергей парировал: "Цена подключения будет на порядок ниже, — и добавил: Ну, почти на порядок". Владельцы СТО в это время недобрым словом вспоминали московское ФГУП, оказывающее услуги доступа к базам "всего за 15%" от стоимости ТО, то есть примерно по 100 руб. с автомобиля.

Уже в кулуарах мероприятия собственник одной из питерских СТО с трехсотграммовым браслетом на руке и симпатичными перстнями на пальцах передал представителю разработчиков Сергею "чисто конкретную просьбу" по оптимизации процессов работы системы, отрекомендовав ее как "от простых питерских пацанов с улиц, которые не знают, как им на дороге после Нового года с жезлом работать". По его словам, даже при старой, но отлаженной схеме информация о ТО со станции в базу ГИБДД шла три-четыре дня. Сейчас со всей неразберихой это затянется на неопределенный срок. "Нам что, заверительные справки начать выдавать о прохождении?" — негодует собеседник РБК daily.

Генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов признал, что первые месяцы и для сотрудников Госавтоинспекции, и для граждан будут тяжелыми. Согласно сводке МВД, в регионах сейчас 9 млн бланков, которых хватит как минимум на квартал, но в ряде регионов их нет совсем. Такая ситуация, судя по всему, в Астраханской области и Северной Осетии, а в Краснодаре их, например, переизбыток. "Просто в нашей ГИБДД оставили себе пару тысяч, а в главк отписали ноль", — уверен владелец СТО из Красногорского района Подмосковья.

Другой дефицит, образовавшийся в рамках реформы, — кадровый. По требованиям Минпромторга к экспертам, заверяющим прохождение ТО, те должны иметь высшее специализированное образование и два года стажа либо непрофильное высшее и три года стажа плюс диплом о дополнительном образовании "эксперта по техконтролю и диагностике автотехнических средств". И что немаловажно — права на все те категории автомобилей, которые такой эксперт намерен инспектировать в ходе ТО. Из всех присутствующих в зале, а это собственники пятой части всех СТО в стране, полностью подходящий под все требования сотрудник нашелся только у одного. Правда, дискуссии по этому вопросу не получилось: представители Минпромторга до конференции не добрались, как и их коллеги из ФСТ.