15:14

Криминалист СКР: Педагоги часто фигурируют в делах о половых преступлениях против детей

  1. Новости

О преступлениях против несовершеннолетних, совершенных в регионе в последнее время, "Комсомольская правда в Калининграде" поговорила с руководителем отдела криминалистики следственного управления Иваном Шатовым.

Без всплесков и обострений

– У меня сложилось впечатление, что как-то активизировались педофилы в последнее время. За две последние недели в нашей области прошло уже три сообщения о задержании подозреваемых в неблаговидных деяниях такого рода. Это не считая тех случаев, о которых рассказывали коллеги из федеральных изданий. Действительно ли у нас в области, да и в России в целом, произошел всплеск педофилии?

– Преступления сексуальной направленности в отношении несовершеннолетних совершались всегда. Просто в последнее время этой проблеме стали уделять гораздо больше внимания. Чаще стали появляться соответствующие публикации в газетах и телепередачи – тема педофилии сейчас очень популярна у средств массовой информации, согласитесь. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин и руководители других силовых ведомств страны обращают повышенное внимание на профилактику и противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних, в том числе и сексуального характера.

– То есть, об этом просто стали чаще говорить?

– В общем, да. Динамика здесь, может, в определенной степени и варьируется, но в среднем показатели остаются примерно на одном и том же уровне.

– А насколько верно мнение насчет так называемых обострений у извращенцев по весне или осенью?

– На мой взгляд, это больше характерно для психически нездоровых людей, но этот вопрос следует задать психиатрам. Лица, привлекающиеся к уголовной ответственности за совершение половых преступлений против несовершеннолетних, очень редко признаются невменяемыми. Конечно, у них имеются определенные отклонения, но уровня психической патологии они, как правило, не достигают. Это подтверждают выводы проводимых в отношении педофилов судебных психиатрических экспертиз. Выражаясь юридическим языком, такие люди вполне способны руководить своими действиями и осознают их общественную опасность. Лишний довод в пользу этого – статистика, которая также не фиксирует сезонных всплесков педофилии. Скорее, такие преступления имеют ситуативные причины, зачастую носят спонтанный характер.

Тайные причины

– Но ведь согласно как раз последним сообщениям, педофилы действовали на протяжении года и более. Причем их жертвами стали собственные дети! Это тенденция?

– Нет, тут работает то же объяснение, что и насчет "всплеска педофилии" вообще. То есть, повышенное внимание к определенной проблеме. Конечно, сами по себе факты просто вопиющие, но они имели место и раньше, даже во времена Советского Союза, которые сегодня многие склонны считать едва ли не идеальными в плане уровня преступности. Ну а сегодня у нас в области за год фиксируется от 50 до 80 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, из них от пяти до 15 подобных случаев сопряжены с применением насилия по отношению к детям. На способность совершить такое преступление, я считаю, значительное влияние оказывает внутренняя культура человека, восприятие им той "чернухи", которая сегодня преподносится в избытке. В Интернете без проблем можно найти сайты, предназначенные специально для педофилов. Правоохранительные органы, конечно, пытаются с этим бороться, но пока без особого эффекта. Обратите внимание, кто сегодня совершает подобного рода преступления. Это отнюдь не всегда асоциальные элементы, пьяницы, ранее судимые, ведущие антиобщественный образ жизни, те, кто по своему социальному статусу склонен к совершению таких действий.

– А можно конкретнее? Кем был по профессии житель Центрального района Калининграда, развращавший собственную дочь?

– Работал на одной из городских автомоек. Вел совершенно обычный образ жизни, в поле зрения правоохранительных органов никогда раньше не попадал. Словом, вполне обычный с виду мужчина, глава семьи.

– А что вдруг случилось с прилежным работягой, что он вдруг опустился до мерзости? Или он сам этого не может объяснить.

– Думаю, может, но не хочет. Из опыта работы знаю, что такие люди хорошо знают, почему они оказались способны на такое. Кто-то просто насмотрелся порносайтов, у кого-то дала знать о себе полученная, может, еще в далеком детстве психическая травма, у третьего были еще какие-то причины… Но говорить об этом им самим неприятно – кому охота лишний раз открывать душу, да еще насчет столь интимных моментов? Проще сказать: "Не знаю, что на меня нашло, было какое-то помутнение". Это обычное объяснение педофилов.

Дети не могут врать, как взрослые

– По России прокатилась волна раскрытий преступлений, совершенных педагогами, которые развращали своих учеников. Калининград исключением не стал, у нас тоже задержали преподавателя одного из образовательных учреждений. Некоторые наши читатели пришли к мысли, что началась "охота на ведьм" или просто с неугодными учителями кто-то сводит личные счеты.

– Не то и не другое. Просто, как это ни покажется странным, именно педагоги очень часто фигурируют в уголовных делах о половых преступлениях в отношении несовершеннолетних в качестве обвиняемых и подозреваемых. Здесь мы возвращаемся к разговору о том, кто совершает такие преступления. Почему именно они – трудно сказать, вопрос этот остается открытым. Возможно, педагог, который находится в постоянном общении с детьми, подвергается определенному соблазну. Тем более что сегодня физическое развитие многих несовершеннолетних явно опережает фактический возраст. В общем, есть такой провоцирующий фактор. Но в любом случае, ответ на этот вопрос должны давать психологи и психиатры.

– Все же, еще раз о личных счетах. В упомянутых двух случаях с развращением отцами собственных детей не могут женщины таким образом мстить своим мужьям? Кстати, одна из матерей, которая написала заявление в правоохранительные органы, была в тот момент уже разведена с подозреваемым. Вдруг обида осталась?

– Такие факты достаточно редки, но тем не менее они были. В данной ситуации ребенок становится средством в руках матери для достижения каких-либо личных целей. Практически во всех таких случаях женщины, написавшие заявления о якобы совершенных мужьями преступлениях в отношении детей, впоследствии отказывались от своих обвинений. Объясняли свое обращение в правоохранительные органы тем, что просто хотели отомстить супругу, который ушел к другой женщине, или принудить мужчину к уплате алиментов, или была еще какая-то причина. В этой связи необходимо сказать что, насколько заявление соответствует действительности, становится ясно еще по ходу предварительной проверки, стоит только следователю подробно побеседовать ребенком. Дети ведь еще не научились врать, как это могут делать взрослые. Допросы и иные процессуальные действия с участием несовершеннолетних детей проводятся обязательно в присутствии их законного представителя и педагога либо психолога, и в такой ситуации надуманность каких-либо противоправных фактов выясняется достаточно быстро.

Оправдание для убийцы

– Но ведь встречаются и обратные ситуации. Например, случай в Немане, когда вдрызг пьяный отец взял на руки полугодовалую дочь и уронил ее головой на батарею отопления. Ребенок от полученных травм позже скончался в больнице. Так вот, насколько я знаю, мать девочки по ходу следствия, да и на суде, практически оправдывала виновного. И это не единичный случай.

– Да, такое поведение матерей и нас зачастую просто поражает. Я сам, как ни пытался разобраться, почему женщина в данной ситуации делает выбор в пользу супруга или сожителя и фактически предает погибшего ребенка, так и не пришел к определенному выводу. Может, дело в том, что такое чаще случается в семьях откровенно неблагополучных, где нравственные и моральные установки, мягко говоря, не на высоте. Женщина просто боится остаться в одиночестве и рассуждает примерно так: ребенок все равно погиб, его не вернуть, пусть хотя бы муж при мне останется. Но это только мои предположения, в душу человеку ведь особо не заглянешь. Наверное, так эти люди воспринимают жизнь, и пусть это останется на их совести.

– А всегда ли вас удовлетворяет позиция прокуратуры в судах по таким уголовным делам?

– Как правило, прокуратура жестко отстаивает позицию обвинения в суде и ориентирует суд на назначение сурового наказания для виновного по уголовным делам о преступлениях в отношении детей. Но именно в пресловутом «неманском деле» мы взаимопонимания с прокуратурой по всем вопросам не достигли. Дважды уголовное дело возвращали на доследование – хорошо, действительно имелись некоторые процессуальные нарушения. Но главная коллизия заключалась в том, что, по мнению прокурора, в действиях подсудимого вообще отсутствовал состав преступления! Ситуация и в самом деле непростая в смысле действующего законодательства: противоправность действий отца ребенка не была настолько явственной и очевидной, чтобы исключить их квалификацию как несчастного случая. Моя позиция и позиция Следственного управления – взрослый человек в данном случае мог и обязан был предвидеть возможные негативные последствия своих действий и принять меры к их недопущению. А если он этого не сделал, и в результате его безалаберности погиб грудной ребенок, он должен нести уголовную ответственность за свои действия. И хорошо, что областная прокуратура нас в этом мнении поддержала, виновному был вынесен достаточно суровый, с учетом санкции фигурировавшей в деле статьи УК РФ, приговор. Но, повторюсь, такие расхождения случаются достаточно редко. Человек, совершивший преступление в отношении ребенка, опасен для общества. Это касается не только половых преступлений, но и грабежей, краж, других разновидностей криминала. В детской психике факт насилия непременно оставит след, и чем это обернется в дальнейшем, никто не может предугадать. Виновный должен быть наказан максимально сурово, и это понимают все – следствие, прокуратура и судьи.