11:43

Калининградский сварщик: \"Памятнику космонавтам пришлось удлинять ногу\"

  1. Новости

Про таких людей как Павел Еловенков в народе говорят – левша, самородок, золотые руки. Он в буквальном смысле слова приложил руку к созданию монумента "Мать-Россия", памятника "Покорителям ближней Вселенной" и бронзового бюста герою Великой Отечественной войны летчику Василию Козенкову. Участвовал в постройке множества военных кораблей на судостроительном заводе "Янтарь".

Ему скоро исполнится 80 лет, но на пенсию Павел Акимович вышел всего полтора года назад. Он до сих пор продолжает работать в своем гараже, куда частенько обращаютсяавтолюбители, наслышанные о возможностях "левши". Ремонтирует машины. Несмотря на возраст, мастер подтянут, легок на подъем и действует с мальчишеской ловкостью.

– Вот ты мне ответь, почему памятник "Мать-Россия" называют "Родина-Мать"?! Это неверно! – с ноткой возмущения начал нашу беседу Павел Акимович.

Работали из-под юбки

Монумент "Мать – Россия", который стоит в сквере между Ленинским проспектом и улицей Театральной, создавался в1974 году. До смерти вождя и генералиссимуса Иосифа Сталина здесь был памятник Сталину.

– "Мать-Россия" – это работа скульптора Бориса Едунова, мы ее варили на заводе ЖБИ-2 на улице Дзержинского, – вспоминает мастер. – Варил я ее из-под юбки, внутри. Высота монумента – 6,5 метра, своего рода уникальное сооружение. Чеканщик тоже работал из-под юбки.

С памятниками, по словам Павла Акимовича, почему-то всегда возникали казусныетехнические накладки. Но проблемы решались оригинальным способом.

– С монументом "Покорителям ближней Вселенной" тоже были рабочие курьезы, – смеется он. – У космонавта одна нога должна быть длиннее другой. Наш московский скульптор Едунов Борис Васильевич посмотрел и сказал так: "Мне здесь делать нечего". И ушел, отдав нам в руки инициативу. Мы, калининградские мастера сделали космонавту хирургическую операцию. Я приварил для удлинения ноги вставку. И получилось очень даже неплохо. Памятник этот тоже называют часто неверно – "Памятник землякам-космонавтам", еще шутят про "привет из девятки".

Бронзовый бюст летчику Герою Советского Союза гвардии майору Василию Козенкову Павел Еловенков делал в 1975 году. Он стоит в Московском районе на улице, названной в честь героя, повторившего подвиг Николая Гастелло. Козенков направил горящий самолет на скопление немецкой боевой техники.

За горелку к 100-летию Ленина обещали "Москвич"

Павел Акимович изобретал и новое сварочное оборудование. В советское время на ВДНХа в Москве он получил бронзовые медали за свои изобретения, в семейном архиве хранятся десятки дипломов и грамот, полученных за новые технологии в сварочном деле.

– Вот делал работу к столетию Владимира Ильича Ленина – газовую промышленную горелку. Мне полагалась натуральная премия – машина "Москвич", мечта любого советского человека, – грустно улыбается мастер. – Но потом "Москвича" мне не дали. Кому он достался, не знаю. А я заработал и купил машину, а когда стали доступны иномарки, пересел на западные образцы техники. Езжу на "Фольксвагене".

Мог стать вором, а выбрал труд

– До войны у меня было счастливое детство. Я родился в городе Трубчевске Брянской области. Хорошая у нас была семья, мама, папа, я и младшая сестренка, – вспоминает Павел Акимович. – Но этот мир был разрушен – началась война. Так я попал в детский дом, где были дети комсостава Красной Армии и партизан. Мой отец был офицером, обучал новобранцев, погиб в начале войны. Мама умерла в 1943 году. Мне было 12 лет, подросток, сам себе хозяин. Мог бы стать вором, а выбрал труд. Меня как детдомовца и сына погибшего офицера меня взяли в ремесленное училище.

Еловенков окончил училище по специальности слесарь-инструментальщик пятого разряда. После выпуска отличника премировали поездкой в Сочи, в Красную поляну на 15 дней. До этого момента моря он не видел.

А в 1948 году 17-летний Павел с товарищами по ремесленному училищу, группа из 50 человек, отправились в Калининград, за морской романтикой. Ребята мечтали купитьморскую форму. Так он попал на Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Это был военный засекреченный объект – "почтовый ящик" под номером 820.

Сначала Еловенков налаживал газо-резательные машины в основном шведского и немецкого производства. Тогда на заводе сдавали первые корабли – тральщики "Орел" и "Коршун". Но больше всего на "Янтаре" в то послевоенное время не хватало сварщиков, и здесь-то пригодился талант молодого мастера. Вскоре он начал делать сложный инструмент – горелки для аргонно-дуговой сварки. Варил чугун.

– Это уникальная работа – лучше меня по чугуну никто не заварит! – с гордостью говорит Павел Еловенков.

"Занимаюсь пчелами и сваркой"

– Талант, мастерство, трудолюбие – все это я получил по наследству от отца. Он был прекрасный мастер. Меня еще маленького учил столярничать, ухаживать за пасекой. Помню в детстве мы с отцом сделали деревянное колесо для телеги. Это высший класс мастерства! – вспоминает Павел Акимович. – Все лучшее во мне от родителей, то, что я передавал своим детям, а теперь внукам. Люди должны помогать друг другу, выручать, если трудно. Нельзя все мерить деньгами. Советская власть, всем была хороша, только вот люди жили бедно. Даже те, кто умел хорошо работать и работал. Знаете, в то время, как впрочем, и сейчас, привилегии и преференции получают не за ум, профессионализм и отношение к делу, а за личные связи, по блату.

Сейчас Павел Акимович живет в своей двухкомнатной квартире на улице Большой Песочной. Квартиру он заработал на "Янтаре" и получил еще в 1968 году. Любит во всем порядок, как в делах, так и в отношениях с людьми.

– Живу с внучкой Танечкой, – говорит он. – Она у меня умница. За мной ухаживает, согревает душу. А жену я похоронил. Семь лет назад моя Таюша умерла. Прожили с ней жизнь душа в душу, в любви. Теперь мне дали третью группу инвалидности. С утра встаю, пью травяной чай с медом. Пчелами занимаюсь и любимой сваркой. Помогаю, если попросят что-то заварить. Жаль, что с заводом расстался, "Янтарь" для меня родной. Приятно, что на уникальные работы меня до сих пор вызывают, помнят, как специалиста. В церкви Багратионовска недавно колокол лопнул, консультировал, как можно. Так что, живу, не унываю, тружусь.