Падеж начался 9 августа. За неделю умерли семь кенгуру Беннета, а 26 августа – находящаяся в расцвете лет самка карликового бегемота Яра, 27 августа – молодой бизон. Об этом журналистам "СК" рассказали сотрудники зоосада.
Беннета – распространенный вид сумчатых, в зоопарке они хорошо размножаются. Бизоны тоже приносят потомство. Потеря этих животных, как бы жестко это ни звучало, для зоопарка не критична. А вот смерть бегемота – серьезный удар.
– Это чрезвычайно редкий зверь, открытый учеными чуть более ста лет назад. Ни в одном зоопарке России нет карликовых бегемотов, – говорит сотрудник Николай Егоров. – Единственная пара была у нас. Сейчас остался один самец – Тефи.
Погибшей самке было 13 лет. Она родилась в Цюрихском зоопарке, к нам приехала несколько лет назад. Сотрудники зоопарка надеялись на потомство, но так и не дождались его. При вскрытии выяснилось, что Яра была беременна, но плод, как и само животное, по рассказам сотрудников, оказался поражен какой-то жуткой болезнью.
"У нас все живы!"
Что это за болезнь? Что вообще происходит в зоопарке? Почему там гибнут животные?
На этот счет существует как минимум две версии.
Стоит напомнить, что в зоопарке уже давно сложилась неблагоприятная атмосфера. Коллектив разбит на два лагеря – сторонников и противников директора Людмилы Аноки. Получить какую-либо информацию от первых практически невозможно. Дело иной раз доходит до абсурда. Когда корреспондент "СК" спросил у одного из сотрудников зоопарка о том, как умерла Яра, тот, перепугавшись не на шутку, заявил:
– У нас никто не умер. Бегемоты живы и отлично себя чувствуют!
Это не первый случай?
Противники Аноки давно создали "Фонд защиты Калининградского зоопарка". Недавно на сайте этой общественной организации (www.savezoo.ru) появилось тревожное сообщение о массовой гибели зверей. Сотрудники зоопарка пишут: "У всех погибших животных выявлено поражение организма плесневелым микозом (аспергиллез флавус) и кишечной бактерией (эшерихия коли штамм О2).
Аспергиллез флавус страшен тем, что поражает весь организм животного. Эшерихия коли штамм 02 вызывает тяжелые заболевания не только у животных, но и у людей, приводя тех, у кого ослаблена иммунная система, к смерти! Распространение микозов и кишечной бактерии может происходить от несоблюдения санитарных норм и скармливания животным недоброкачественных кормов. А ведь это не первый случай массовой гибели животных. В прошлом году пали бразильский тапир, детеныш восточного колобуса (вид обезьян) и множество птиц…"
Сено и зерно с грибком
– Понимаете, нам нечего терять, – говорит один из самых бескомпромиссных оппозиционеров – главный специалист отдела "Медвежьи" Николай Егоров, проработавший в зоопарке четверть века. – Мы давно в опале у руководства, поэтому к разного рода взысканиям уже привыкли. Мы хотим сохранить зоопарк, а он гибнет!
По мнению Николая Егорова, зловредный грибок распространился через сено и зерно, которое неправильно хранится.
– Старое сено нужно выбрасывать, когда завозится новое, а оно хранится годами, – говорит он. – Один слой накладывается на другой, и таким образом создаются благоприятные условия для развития грибка. Он присутствует в сене и в воздухе всегда. Все дело в концентрации.
– Последняя вспышка аспергиллеза в нашем зоопарке была в 1972 году, но ее тогда задушили на корню, – рассказывает один из старейших сотрудников зоопарка зоолог Ольга Гуревич. – Сеновалы были тщательно вычищены, все продезинфицировано и проверено. Сейчас никаких мер по борьбе с заразой не предпринимается.
– В опасности практически все животные зоопарка, – считает Николай Егоров. – Кто-то ест сено, кто-то лежит на нем. Недавно умер бизон. Не исключено, что он тоже был заражен аспергиллезом, но его скормили льву. Есть риск, что лев теперь тоже может заболеть...
Нашли кишечную палочку
Директор зоопарка Людмила Анока встретила журналиста "Страны Калининград" философской сентенцией.
– Все умирают, – резонно заметила она. – Даже люди. Чего же говорить о животных?.. Каждому отмерен свой срок…
– У всякой смерти есть причина. Хотелось бы посмотреть официальные заключения, сделанные ФГУП "Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория", – попросили мы директора зоопарка.
Людмила Михайловна, заметно волнуясь, сообщила, что заключения по кенгуру готовы, но показать их она журналистам не может, потому что это "документы для служебного пользования".
– Поверьте мне на слово, – попросила Людмила Анока. И сообщила, что кенгуру пали, потому что родились от близкородственной связи и потому были ослаблены. А бегемотиха давно страдала почками.
…Впрочем, после долгих уговоров Людмила Михайловна разрешила посмотреть одну бумажку из толстой стопки, в которой шла речь о том, что в исследуемом материале у кенгуру найдена кишечная палочка.
– Но это обычное дело, – не стала делать трагедии Людмила Михайловна. – Каждый может отравиться.
Еще через полчаса беседы Людмила Анока признала, что в останках животных найден грибок Aspergillus, но с жаром заверила, что грибок – вовсе не основная причина смерти. Документы, впрочем, все же не показала…
В Межобластной ветеринарной лаборатории корреспонденту "СК" тоже документы не показали – ни по кенгуру, ни по бегемоту.
Все это вызывает недоумение. Если все в порядке, никаких нарушений со стороны зоопарка не выявлено, зачем это скрывать? Покажите документы – и вопрос будет закрыт, а оппозиция Людмилы Аноки посрамлена. Но нет – сплошные тайны…
Справка "СК"
Aspergillus flavus – грибок, который является возбудителем инфекционного заболевания под названием "аспергиллез". Заражение происходит через дыхательные пути и пищеварительный тракт. Споры гриба могут разноситься по всему организму животного, токсины вызывают изменения в печени, интоксикацию организма, развитие пневмонии и гибель животного.
Что говорят
Татьяна Бабинец, ведущий специалист управления культуры администрации Калининграда, курирующая работу городского зоопарка:
– Никакого мора в зоопарке нет. Аспергиллеза тоже. Подтверждающих документов относительно этого пока не имею, проводится независимая экспертиза, результат будет готов через две недели. К директору Людмиле Аноке нет претензий, это прекрасный, грамотный руководитель.
Феликс Алексеев, заслуженный эколог России:
– В Калининградском зоопарке всегда проблемы. К мнениям специалистов директор Людмила Анока не прислушивается. Грамотный руководитель должен сохранять коллектив, холить и лелеять.
Пятнадцать лет сплошных конфликтов. Я еще Феликсу Лапину (бывший сити-менеджер Калининграда. – Прим. авт.) говорил, что Аноку нужно снимать, но ее здорово защищал отдел культуры.
Виолетта Фарафонтова, ветеринарный врач:
– Для посетителей зоопарка грибок аспергиллеза вряд ли опасен. Даже если ребенок, к примеру, покормил больное животное и потянул руки в рот, это не страшно. Чтобы заболеть, нужно работать в зоопарке, по восемь часов пять раз в день проводить бок о бок с больными животными. Поэтому работникам зоопарка нужно делать вакцинацию, носить защитную форму, маски, перчатки.