Житель Калининграда Григорий Будник (фамилия изменена – Ред.) должен был вылететь в Москву из аэропорта индийского города Мумбай.
– Я прибыл в международный аэропорт Мумбая за 3 часа до вылета. Аэропорт по размерам сравним с "Домодедово". Я никуда не отлучался, искал место регистрации, внимательно следил за информацией на табло и слушал объявления. На табло постоянно менялась информация, у рейсов, на которые начиналась регистрация, появлялись номера стоек регистрации. Напротив рейса SU 0568 Мумбай – Москва ничего не менялось, горела только надпись "scheduled" (ожидается). Я обошел все здание аэропорта, но нигде не увидел никаких признаков регистрации на мой рейс. Тогда я спросил об этом у двух служащих аэровокзала. Они сказали, что ничего не знают и показали на пустующую графу рейса на табло. Никакой другой визуальной или голосовой информации о рейсе не было. При этом в зале ожидания периодически ходили служащие различных авиакомпаний, информируя пассажиров о своих рейсах. За 40 минут до времени вылета, указанного в билете, на табло появилась надпись "boarded" (посадка). Я поспешил к залу вылета. Но оказалось, что регистрация уже закончилась… У входа в зал вылета возмущались другие пассажиры этого рейса, которые, как и я, несколько часов ожидали вылета в аэропорту. Нас всех на борт не допустили, – так Григорий Будник рассказывал о своих злоключениях в суде.
Как позже выяснилось, на этот рейс не попали 18 пассажиров, имеющих билеты.
– Несмотря на наши настойчивые требования, никто из работников аэропорта не связался с экипажем и не сообщил, что остались пассажиры, не попавшие на борт по причине непредоставления компанией информации о месте и времени регистрации. Я остался за рубежом без билета и средств к существованию. Пришлось просить, чтобы родственники выслали денег, – продолжил невезучий пассажир.
Однако он не поленился, встретился с представителем "Аэрофлота" в аэропорту, который сообщил, что информации о рейсе не было в связи с реконструкцией аэропорта. Этот разговор пассажир предусмотрительно записал на диктофон. Он также пообщался с друзьями по несчастью и тоже записал их рассказы. Это потом ему очень помогло в суде.
Григорию Буднику пришлось улетать из Индии на самолете Катарских авиалиний и покупать самые дешевые билеты.
Судебные баталии
В иске к компании "Аэрофлот – российские авиалинии" Григорий Будник сначала требовал взыскать только стоимость билета Мумбай – Москва – 15530 рублей.
"Аэрофлот" исковые требования не признал. Его представитель в суд не явился, прислал письменный отзыв на иск.
"Истец в нарушение п.80 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", не явился на регистрацию пассажиров рейса, которая заканчивается не ранее, чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию. В связи с этим полагаем, что пассажир добровольно отказался от перевозки. Истец не известил о своем отказе перевозчика в установленные ст.108 Воздушного кодекса РФ и п.236 ФАП сроки, в связи с чем действующим законодательством не предусмотрен возврат денежных средств за неиспользованную часть перевозки", – такова была позиция авиаперевозчика, заявленная в отзыве на иск.
Однако мировой судья 2-го участка Центрального района, изучив обстоятельства дела, признал доводы авиакомпании необоснованными и удовлетворил иск, взыскав стоимость билета. Авиакомпании пришлось также заплатить госпошлину.
Человек понял, что совершил ошибку, потребовав только стоимость билета, и обратился в суд со вторым иском – о компенсации морального вреда.
– Из-за этой ситуации, необходимости оставаться в чужой стране практически без денег, я испытал сильнейший стресс. У меня даже пропал голос. Родственники отправили мне деньги, но я их получил только через 6 дней. К тому же меня сбила машина, на теле было несколько ран. А у меня закончилась страховка и я не смог получить квалифицированную медицинскую помощь. Из-за этого на теле и лице остались шрамы, которые очень мешают мне в жизни. Из-за аварии я смог улететь только через месяц, – так Григорий Будник описывал в суде свои страдания.
Представитель "Аэрофлота" и этот иск не признал. На этот раз представитель авиакомпании участвовал в судебном заседании.
– Вины авиакомпании в случившемся нет. Этим рейсом улетело 170 человек, в опоздании истца и еще нескольких человек авиакомпания не виновата. Истец отказался от предложения "Аэрофлота" доплатить 350 долларов США и улететь ближайшим рейсом, как это сделали все отставшие пассажиры. Прошу в удовлетворении исковых требований отказать, – заявил в суде представитель авиакомпании.
Суд пришел к выводу, что "Аэрофлот – Российские авиалинии", не обеспечив надлежащее информирование о месте и времени регистрации, из-за чего истец опоздал на самолет, причинило ему физические и нравственные страдания. Размер их компенсации суд Центрального района оценил в 10 тысяч рублей.
Гражданин посчитал эту компенсацию недостаточной и обжаловал решение, но областной суд оставил его в силе. .