Число обманутых пользователей мобильных телефонов растет день ото дня. Мошенники настолько обнаглели, что не брезгуют ничем, для своих афер используют даже благотворительность.
- Только по нашим данным, в 2008 году в центр поддержки поступило 160 тысяч обращений от обманутых абонентов — сообщила пресс-секретарь компании «Билайн» Юлия Петрова, - это данные по России. В прошлом году - уже 450 тысяч! Нам сложно оценить ущерб, который нанесли мошенники абонентам, этим занимается милиция, но, как правило, те, кто потерял менее 500 рублей, в органы не обращаются.
Есть среди пострадавших и калининградцы, сколько их, в областном УВД не прокомментировали.
Лже-звонок от техслужбы оператора
Наиболее распространенная в последнее время схема обмана такова: раздается звонок, приятный голос сообщает, что в сети идут работы и необходимо срочно перенастроить телефон на новые параметры. Для этого нужно набрать комбинацию цифр и знаков (иногда голос диктует цифры, иногда присылает SMS). Как только человек набрал несложную комбинацию, с его баланса снимаются деньги. Правда, по словам операторов, жители Калининградской области почему-то на эту удочку клюют реже, чем жители «большой России». Так, к примеру, 32-летняя калининградка, искусствовед Юлия Бардун в два счета раскусила мошенника. Звонил ей некий Алексей Соловьев, представился сотрудником технической службы одной из компаний. Он был настойчив и требователен, просил незамедлительно выполнить действия, но девушка засыпала «оператора» вопросами.
- Первым делом спросила, а зачем нужна эта перенастройка, в ответ получила что-то невразумительное, - вспоминает Юлия. – На все последующие мои вопросы слышала мычание, в итоге «сотрудник техслужбы» бросил трубку.
Совет: не идите на поводу у мошенников, не вводите никаких кодов в своем телефоне, всю информацию уточняйте в абонентской службе своего оператора.
«Ваша банковская карта заблокирована»
Мошенники включают в свой арсенал фокусы с пластиковыми картами. Участились случаи, когда абоненту приходит SMS: «Ваша банковская карта заблокирована» и номер телефона, куда нужно перезвонить. А там сообщают, что на банковском сервере произошел сбой и просят дать реквизиты карты для устранения неполадок. Как правило, испуганный человек не успевает что-либо сообразить и озвучивает заветные цифры, а аферисты тут же используют их и тратят чужие деньги на покупки в интернете.
Совет: помните, что банковским сотрудникам запрещено запрашивать информацию о реквизитах карт клиентов. Нужно перезвонить в call-центр банка и сообщить о странном звонке.
«Пожертвуйте на благотворительность!»
Приходит сообщение с указанием платного номера. Нужно на него позвонить или отправить SMS, мол, это будет вклад в благотворительность. Зачастую мошенники используют трагедии, широко освещаемые в СМИ. Например, после взрывов в московском метро в марте этого года абонентам приходили SMS с призывом «собрать деньги в помощь жертвам теракта», сейчас эксплуатируется тема погорельцев в регионах России.
Совет: информацию можно проверить через центр поддержки оператора связи, интернет или благотворительные фонды.
Подписка на платные сервисы
У абонентов ежедневно снимаются деньги за сервисы, которые они не заказывали. Оказалось, что люди вводили на интернет-сайте номер своего мобильного и код активации на пробный день подписки на ту или иную услугу, забыв при этом прочитать правила использования этой услугой. А там мелким шрифтом прописано, что от услуги можно отказаться, нажав туда-то и туда-то. На следующий день деньги начинают утекать с баланса.
Совет: внимательно читайте условия и стоимость предоставления сервисов. Главное - не ставьте галочку напротив строки «Я согласен».
Интернет-баннер
Это новый вид мошенничества, который успел набрать обороты в довольно короткий срок. Суть в том, что во время пользования интернетом на мониторе неожиданно появляется рекламный баннер, который не просто сложно, а невозможно закрыть рядовому пользователю ПК. Взамен человеку предлагается отправить SMS на платный короткий номер (4-значный) и получить код для его удаления. Но не факт, что после проделанной процедуры баннер исчезнет, а вот денежки со счета утекут.
- За последние 3 месяца мы заблокировали 20 таких коротких номеров, которые использовали мошенники и на которые поступало больше всего жалоб от обманутых абонентов, - продолжает Юлия Петрова. - У нашей компании эти номера арендуют контент-провайдеры, потом сдают их в субаренду, зачастую мошенникам. К недобросовестным партнерам мы принимаем жесткие меры — отключаем номер, налагаем штрафы.
Совет: если не получается удалить навязчивую рекламу самостоятельно, зайдите по ссылке http://www.freedweb.com/cureit/ и воспользуйтесь бесплатной программой разработчика антивируса «Доктор Веб», если и это не поможет, обратитесь за помощью к своему интернет-провайдеру.
Нужна хорошая работа?
Еще одна новая уловка аферистов: на телефон приходит объявление с предложением серьезной работы с жильем и высокой зарплатой. Для получения более подробной информации о вакансии предлагается отправить SMS или позвонить на короткий номер. Тут-то и плакали ваши денежки! А в ответ придет информация о вакансии, которая размещена в свободном доступе в интернете.
Совет: как правило, крупные агентства по подбору персонала, от имени которых действуют мошенники, предоставляют информацию о вакансиях бесплатно.
Спасение компьютера от вируса
В последнее время активизировался новый тип компьютерного вируса Trojan.Winlock, который полностью блокирует работу ПК. Для разблокировки аферисты просят отправить SMS на короткий номер. В итоге со счета уплывают деньги.
Совет: звоните в центр поддержки клиентов и назвайте цифры, которые использовали хакеры, что позволит сотовому оператору быстро заблокировать номер.
Открытка-подписка
Человек получает SMS c предложением посмотреть присланную ему поздравительную открытку, пройдя по указанной ссылке. Заходит и автоматически подписывается на один из платных сервисов или “цепляет" вирус, в итоге происходит ежедневное списание средств с телефонного счета.
Совет: получив SMS или MMS от неизвестного отправителя с подобными предложениями, отнеситесь к этому с осторожностью: вряд ли кто-то из друзей и знакомых станет делать анонимные подарки.
Совет специалиста
Ирина Рудая, психолог:
- Во всех своих уловках мошенники используют тревоги, опасения и страхи, присущие большинству людей. Они хорошие психологи. Главное - трезво и хладнокровно мыслить в такой ситуации, хотя это довольно сложно. Аферисты взывают к нашим чувствам - любопытству и доверчивости, пытаются поймать на жадности, вере в чудесный выигрыш, пресловутый бесплатный сыр. Не теряйтесь, задавайте как можно больше конкретных вопросов человеку на другом конце трубки. Уверена: уже через несколько минут поймете – вас обманывают!