15:48

Ректор БГА: Будущее наших курсантов связано с обновленным флотом

  1. Новости

ЧЕМ ХУЖЕ НА БЕРЕГУ, ТЕМ ЛУЧШЕ В МОРЕ

—  Владимир Алексеевич, является ли престижной уче­ба в БГАРФ?

—  Думаю, да, учиться у нас престижно. И не только мор­ским специальностям, но и экономическим, транспорт­ным, в том числе и специальности "защита в чрезвычай­ных ситуациях".

—  Какие специальности у вас более, а какие менее популярные?

—  Каждый год приоритеты выпускников школ и их роди­телей, с чьей подсказки они выбирают профессию, меня­ются. Как только в экономике возникает потребность на ту или иную специальность, на глазах растет количество заявлений. И наоборот. Если в какой-то сфере идет перенасыщение кадрами, на работу устроиться трудно, количество заявлений сразу падает. Однако есть некоторые стабильные тенденции. На инженерные специальности конкурс традиционно невысок. Потому что при поступле­нии надо сдавать физику, абитуриенты просто боятся не набрать необходимых баллов по этому предмету. И потом учиться достаточно трудно. Выпускники школ — если брать в целом — год от года все слабее подготовлены по точным наукам, физике и математике, и нам приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы они спра­вились с программой.

—  С чем, на ваш взгляд, связано падение подготовки школьников? ЕГЭ не сыграло тут свою роль? Ведь когда не учитывается результат 10-летней учебы в школе, мож­но при поступлении выбрать экзамены полегче. Или я не права?

—  Я не сторонник крайностей вообще, они приносят беды как в глобальном масштабе, так и в маленьком коллективе. Раньше считалось: получил в школе золотую или серебряную медаль, и двери всех вузов открыты. А теперь медаль не учитывается при поступлении. Это не справедливо, ведь ученик заработал ее трудом, здоровьем, усердием, своим свободным временем, наконец. Можно, конечно, сказать, что если он медалист, то у него и ЕГЭ должно быть высоким. Но есть много случаев, когда отличник сдает экзамен на тройку, а троечник на пятерку. Ведь экзамен — это зна­ния, проверенные в данную минуту, независимо от психологического состояния человека. Это крайность, что медалисты не учитываются при конкурсном наборе, только при прочих равных обстоятельствах.

—  Насколько востребованы сегодня морские специаль­ности?

—  Потребность работать в море падает, как только повы­шается благосостояние населения. Чем больше возмож­ностей заработать на берегу, тем меньше желающих уходить "в моря", как говорится. Но вот разразился кри­зис, и даже тот, кто бросил плавсостав 3, 5, 7, а то и 10 лет назад, вернулся к своей морской профессии. Естественно, что в трудные времена на берегу достатка, который дает морская работа, не получить, и сразу конкурс на судово­дительскую специальность вырос.

И все же по конъюнктуре трудоустройства, как бы мно­го ни говорилось о том, что вузы перенасыщены эконо­мическими факультетами, там самое большое количество желающих получить высшее образование. Это и неплохо, потому что для страны важно, чтобы ее экономику делали образованные люди.

КАК ОПЕРЕДИТЬ ЗАПАДНЫХ КОНКУРЕНТОВ

—  Мне не раз приходилось читать, что отрасль испытыва­ет кадровый голод. Как его утолить?

—  С одной стороны, рыбопромышленные компании дей­ствительно постоянно говорят: дайте специалистов! Но с другой стороны, они неконкурентоспособны, и по зарпла­те, и по условиям тру да, по сравнению с зарубежным фло­том. Чтобы они были конкурентоспособны, — даже при всем их огромном желании! — в стране должно начаться обновление рыбопромыслового флота. Или капитальная модернизация тех судов, которые еще имеют моральный ресурс. Если будет новый флот, будут, во-первых, со всем другие условия труда, во-вторых, другая производитель­ность, и значит, совсем другая стоимость продукта. И вот тогда, — в-третьих, — судовладельцы смогут заинтересо­вать выпускников морских учебных заведений.

15 марта состоялась итоговая, за 2009 год, коллегия Росрыболовства с участием первого вице-премьера Пра­вительства РФ В. А. Зубкова. В докладе председателя Росрыболовства А. А. Крайнего приоритетным направлением обозначено обновление рыбопромыслового флота. Колле­гия прошла очень неформально, по-деловому и с раздачей конкретных поручений.

—  То есть вы хотите сказать, что частные рыбопромысло­вые компании получат государственную поддержку?

— Крупные компании, в том числе и калининградские, ищут пути обновления флота. Все уже понимают, что без этого развитие отрасли невозможно. Но условия кредит­ных займов таковы, что судно, которое можно построить на эти деньги, при имеющихся квотах на вылов морепро­дуктов, реально окупит себя минимум через 10 лет, два из которых уже прошли!

Дело в том, что квоты распределены на 10 лет. И про­изошло это два года назад. Поэтому некоторые рыбопро­мышленники, чтобы окупить свои затраты на модерниза­цию судов, предлагают увеличить срок наделения квотами до 15–20 лет. Но имеется обоснованная позиция и руко­водства страны, и Росрыболовства, что и законы, и нор­мативы должны быть стабильны. Что нельзя постоянно менять правила игры!

Некоторые дальневосточные и наши калининградские компании пытаются вопрос обновления флота решить самостоятельно, в одиночку. И наработки есть существенные, и желание. Просить или обязать государство вли­вать деньги в частный бизнес неразумно и несправедливо. Хотя и этот вариант нельзя исключать, как помощь в свя­зи с реализацией доктрины продовольственной безопас­ности страны, половина из которой отдана рыбной про­мышленности.

Но есть и другой путь, — не просить, а строить флот вместе, в условиях кооперации. Если бы рыбопромышлен­ники и союзы бассейнов — Западного, Северного, Дальне­восточного, — объединились вокруг проекта типового суд­на и запуска его в серию, то дело обновления флота пошло бы быстрее. Известно, что только в серии можно полу­чить значительную выгоду. Строительство больше семи судов может дать экономию и удешевление до 20 процен­тов. А консолидированные программы и государство охот­нее поддерживает.

— Эти мысли витают в воздухе? Рыбопромышленникам сделали конкретное предложение?

—  Да, на коллегии об этом говорили очень конкретно.

—  Скажите, Владимир Алексеевич, а какие калининградские рыбопро­мысловые компании считаются круп­ными?

—  РыбфлотФОР, который приобрел недавно компанию "Морская звезда". Вестрыбфлот, Атлантрыбфлот.

СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

—  Когда вы стали ректором, объяви­ли свою программу действий. В ней, например, шла речь о создании мно­гоуровневого образовательного комплекса. Что это такое?

—  Уже создана и юридически оформлена ассоциация "Балтийский академический комплекс рыбной промыш­ленности", в который вошли: Морской лицей, Мореходная школа (ПТУ № 24), Калининградский морской рыбо­промышленный колледж и Санкт-Петербургский морской рыбопро­мышленный колледж. Плюс БГАРФ, в структуре которой три института — Институт повышения квалификации, Институт прикладной экономики менед­жмента и Институт профессиональной педагогики. Этот комплекс создан не только на бумаге. Больше года он работает в полном взаимодействии управления, использования материальной базы и специалистов. В его перспективе — развитие и становление ступенчатой подготовки морских кадров в регионе. Скажем, выпускники колледжей, если они продолжают профессиональное образование, поступа­ют на сокращенную форму обучения в академию. И не по результатам ЕГЭ, а по экзаменационному испытанию.

Сейчас мы делаем следующий шаг. Полностью под­готовлен пакет документов о реорганизации БГАРФ — через присоединение к академии Калининградского мор­ского рыбопромышленного колледжа. В начале марта соответствующий пакет документов внесен в Правительство РФ. То, о чем мы говорили два года назад, о созда­нии многоуровневого учебного заведения, вот-вот будет реализовано. Так делается в зарубежных морских держа­вах, так будет и у нас в регионе. Это значит, что поступающий в морской колледж вправе претендовать на получе­ние высшего образования и морского рабочего диплома без повтора предметов. А на ступени вузовского обра­зования это позволит получать наиболее мотивирован­ных и практически подготовленных молодых людей для пополнения нового набора. Кроме того, поскольку профильность всех ступеней обучения одинаковая, появля­ется финансовый резерв, исключается содержание дубли­рующих дорогостоящих лабораторий, мы получаем более широкий спектр тренажерной подготовки, можем создать общие службы обеспечения жизнедеятельности учебных заведений, иметь маневр по профессорско-преподава­тельскому составу и штатам. Я перечислил только то, что лежит на поверхности.

 —  В таком случае, вы должны поддерживать и идею объединения КГТУ и БГАРФ, ведь оба учебных заведения имеют одного учредителя — Росрыболовство? Но, на сколько я знаю, вы не в восторге от этого предложения?

—  Согласитесь, что два вуза одного ведомства в малень­ком регионе — это не логично. В то же время объединение академии и КГТУ, чтобы чисто арифметически сократить количество вузов, — тоже нелогично.

Другая идея — открытие в Калининградской области федерального университета. Это может быть очень важ­ный и очень интересный шаг, который дал бы возможность высшей школе в регионе выйти на другой, более высокий уровень преподавания и обучения. Но когда ста­ли погружаться в практические вопросы, в частности, обя­зательства России перед Международной морской орга­низацией, то поняли всю сложность проблем. Изменение, например, юридического лица академии влечет за собой необходимость перерегистрации более чем в 80 направ­лениях подготовки. Это займет годы. Мы бы потеряли международный статус академии по выдаче и оформле­нию всех документов, без которых моряку в море не вый­ти. То же самое касается курсантов. После выпуска они не смогли бы иметь конвертируемые дипломы и получить морские рабочие дипломы, которые сейчас признаются во всем мире.

Учредителем и КГТУ, и нашей академии является Росрыболовство. И только оно вправе определять стратегию развития вузов и необходимость их реорганизации. И на сегодня Росрыболовство выступило против вхождения КГТУ и БГАРФ в состав федерального университета.

ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ ПРИДЕТ В НАУКУ

—  Одной из своих главных задач на посту ректора вы называли возрождение аспирантуры. Какие есть препятствия для ее решения?

—  Проблема академии, да и не только академии, а и боль­шинства вузов, — это старение профессорско-преподава­тельского состава. Большой провал в подготовке научных кадров произошел за последние 20 лет. И чтобы талантли­вая молодежь оставалась в вузе, продолжала тематику сво­их дипломных работ в аспирантуре, нужно ее заинтересовы­вать. Политика БГАРФ направлена на то, чтобы в первую очередь перестроить систему стимулирования. Введе­ны ректорские стипендии, например. Выпускникам акаде­мии, как и всем молодым людям, нужно создавать семьи, их обеспечивать. Времена, когда все жили на перспективу, потому что эта перспектива просчитывалась на десятки лет вперед, прошли. Конечно, в достойной смене должны быть заинтересованы и сами научные руководители. Для этого тоже выстраивается система стимулирования.

Если сдвинется с мертвой точки жилищная програм­ма, которую подготовила академия, то значительную долю квартир получат перспективные аспиранты и научные сотрудники. К сожалению, пока на строительство жилья на федеральных землях вузов наложен мораторий. Но он не вечный, и перспектива положительно решить этот вопрос есть.

—  В академии работает студенческий парламент. Он име­ет какое-то значение, или это формальная демократия?

—  Я считаю, что в нынешнем обществе невозможно гар­монично развивать и образовательный, и воспитательный процесс в учебном заведении без взаимодействия и взаи­мопонимания с курсантами-студентами, не поддерживая их интересы, не оказывая на них всестороннее влияние. Как это сделать? Через структуру самоуправления, через курсантско-студенческий парламент. В нем есть направле­ния науки, культуры, спорта. Выборы в парламент прошли больше года назад. И члены парламента не дадут соврать, что мы говорим на одном языке, решаем общие проблемы. При встречах я стараюсь учить их принимать ответствен­ные решения, отвечать за результат, смотреть на ситуацию шире, с разных сторон. В нашем парламенте исключитель­но светлая, желающая что-то сделать молодежь. Это кадро­вый резерв не только академии, но и региона, даже страны.

—  В БГАРФ больше нет военной кафедры?

—  Согласно постановлению правительства военная кафед­ра должна быть закрыта в феврале 2011 года, а по приказу Минобороны занятия должны закончиться 1 сентября 2010 года. Выпуск 2010 го да — это последний выпуск офи­церов запаса, которые не будут призываться на воинскую службу. Были очень серьезные попытки повлиять на эту ситуацию при полной поддержке руководства Росрыболовства и губернатора, но безуспешно. Я считаю, что это ошибочное решение.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ И РОССИЙСКИЙ БРЕНД

—  Барк "Крузенштерн" — сегодня бренд не только академии, но и России. Как удалось этого достичь?

—  В России всего пять крупных учебно-парусных судов. Самый большой в мире парусник "Седов", приписанный к Мурманскому государственному техническому универ­ситету, который тоже входит в структуру Росрыболовства, наш "Крузенштерн" и "Паллада" у Дальневосточно­го университета. В Минтрансе есть еще трехмачтовые парусники "Мир" и "Надежда". Очень мудро и по-хозяйски повело себя Росрыболовство, когда в конце прошлого века формировалось бюджетное законодательство стра­ны. Для трех парусников — "Седова", "Крузенштерна" и "Паллады" — финансирование в федеральном бюдже­те прописывается отдельной строкой. Благодаря этому все три судна максимальное время "живут" на воде, орга­низовывают плавательную практику большого количест­ва курсантов. А "воспитание парусами"?! Этого не заме­нит ни что! Посмотрите на сайте академии и российских информагентств фотографии. Какие у ребят глаза и лица... Эти ощущения, навыки и знания, незабываемые впечатле­ния они пронесут через всю свою жизнь!

- Наш парусник — самый знаменитый?

— Да, и еще самый оснащенный технически. В этом году финансирование "Крузенштерна" — около 100 милли­онов рублей. На нем установлено самое современное обо­рудование — навигационное, электронное и прочее. Акаде­мия старается использовать барк в целях пропаганды как академии, так и морского образования, отраслевого обра­зования. "Крузенштерн" несет и дипломатическую мис­сию. Сейчас он выполняет распоряжение Правительст­ва Российской Федерации, подписанное В. В. Путиным. Кругосветное плавание посвящено сразу трем памятным событиям — 65-й годовщине Победы, 90-летию рыбной отрасли России и 60-летию первой сельдяной экспедиции в открытый океан. На первом этапе трансатлантическо­го перехода в 2009 году за 4,5 месяца на борту в зарубеж­ных портах Европы, США, Канады, Исландии побывало более 82 тысяч человек. На втором этапе экспедиции мы были в Ванкувере, на XXI Олим­пийских играх. Барк принял более 8 тысяч гостей, которые унесли в своем сердце частицу русской души, куль­туры и новое понимание истории, в частности истины о Великой Побе­де. Дипломаты отмечали гуманитар­ную миссию "Крузенштерна", резо­нанс был очень большой и положи­тельный.

- Как вы думаете, если бы в свое вре­мя "Крузенштерн" остался на попече­нии академии, и ей бы сказали, "гре­бите" сами, что хотите, то и делай­те, самостоятельно зарабатывайте на содержание парусника, была бы дру­гая история?

— Академия бы не справилась. Конеч­но, можно было бы зарабатывать день­ги, туристов катать и организовывать практику. Мы и сейчас частично ока­зываем образовательные услуги на договорных условиях. Но это не те деньги, которые дает государство. И надо отдать должное, для поддержания трех парусников Росрыболовство делает очень много даже в период кризиса. В прошлом году произошло секвестирование финансирования вузов, и академии в том числе, но финансирование "Крузенштерна" не уменьшилось. Мало того, была объявлена трансатлантическая экспедиция, на нее выделены дополнительные средства. Она и сейчас успешно продолжается.