ЧЕМ ХУЖЕ НА БЕРЕГУ, ТЕМ ЛУЧШЕ В МОРЕ
— Владимир Алексеевич, является ли престижной учеба в БГАРФ?
— Думаю, да, учиться у нас престижно. И не только морским специальностям, но и экономическим, транспортным, в том числе и специальности "защита в чрезвычайных ситуациях".
— Какие специальности у вас более, а какие менее популярные?
— Каждый год приоритеты выпускников школ и их родителей, с чьей подсказки они выбирают профессию, меняются. Как только в экономике возникает потребность на ту или иную специальность, на глазах растет количество заявлений. И наоборот. Если в какой-то сфере идет перенасыщение кадрами, на работу устроиться трудно, количество заявлений сразу падает. Однако есть некоторые стабильные тенденции. На инженерные специальности конкурс традиционно невысок. Потому что при поступлении надо сдавать физику, абитуриенты просто боятся не набрать необходимых баллов по этому предмету. И потом учиться достаточно трудно. Выпускники школ — если брать в целом — год от года все слабее подготовлены по точным наукам, физике и математике, и нам приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы они справились с программой.
— С чем, на ваш взгляд, связано падение подготовки школьников? ЕГЭ не сыграло тут свою роль? Ведь когда не учитывается результат 10-летней учебы в школе, можно при поступлении выбрать экзамены полегче. Или я не права?
— Я не сторонник крайностей вообще, они приносят беды как в глобальном масштабе, так и в маленьком коллективе. Раньше считалось: получил в школе золотую или серебряную медаль, и двери всех вузов открыты. А теперь медаль не учитывается при поступлении. Это не справедливо, ведь ученик заработал ее трудом, здоровьем, усердием, своим свободным временем, наконец. Можно, конечно, сказать, что если он медалист, то у него и ЕГЭ должно быть высоким. Но есть много случаев, когда отличник сдает экзамен на тройку, а троечник на пятерку. Ведь экзамен — это знания, проверенные в данную минуту, независимо от психологического состояния человека. Это крайность, что медалисты не учитываются при конкурсном наборе, только при прочих равных обстоятельствах.
— Насколько востребованы сегодня морские специальности?
— Потребность работать в море падает, как только повышается благосостояние населения. Чем больше возможностей заработать на берегу, тем меньше желающих уходить "в моря", как говорится. Но вот разразился кризис, и даже тот, кто бросил плавсостав 3, 5, 7, а то и 10 лет назад, вернулся к своей морской профессии. Естественно, что в трудные времена на берегу достатка, который дает морская работа, не получить, и сразу конкурс на судоводительскую специальность вырос.
И все же по конъюнктуре трудоустройства, как бы много ни говорилось о том, что вузы перенасыщены экономическими факультетами, там самое большое количество желающих получить высшее образование. Это и неплохо, потому что для страны важно, чтобы ее экономику делали образованные люди.
КАК ОПЕРЕДИТЬ ЗАПАДНЫХ КОНКУРЕНТОВ
— Мне не раз приходилось читать, что отрасль испытывает кадровый голод. Как его утолить?
— С одной стороны, рыбопромышленные компании действительно постоянно говорят: дайте специалистов! Но с другой стороны, они неконкурентоспособны, и по зарплате, и по условиям тру да, по сравнению с зарубежным флотом. Чтобы они были конкурентоспособны, — даже при всем их огромном желании! — в стране должно начаться обновление рыбопромыслового флота. Или капитальная модернизация тех судов, которые еще имеют моральный ресурс. Если будет новый флот, будут, во-первых, со всем другие условия труда, во-вторых, другая производительность, и значит, совсем другая стоимость продукта. И вот тогда, — в-третьих, — судовладельцы смогут заинтересовать выпускников морских учебных заведений.
15 марта состоялась итоговая, за 2009 год, коллегия Росрыболовства с участием первого вице-премьера Правительства РФ В. А. Зубкова. В докладе председателя Росрыболовства А. А. Крайнего приоритетным направлением обозначено обновление рыбопромыслового флота. Коллегия прошла очень неформально, по-деловому и с раздачей конкретных поручений.
— То есть вы хотите сказать, что частные рыбопромысловые компании получат государственную поддержку?
— Крупные компании, в том числе и калининградские, ищут пути обновления флота. Все уже понимают, что без этого развитие отрасли невозможно. Но условия кредитных займов таковы, что судно, которое можно построить на эти деньги, при имеющихся квотах на вылов морепродуктов, реально окупит себя минимум через 10 лет, два из которых уже прошли!
Дело в том, что квоты распределены на 10 лет. И произошло это два года назад. Поэтому некоторые рыбопромышленники, чтобы окупить свои затраты на модернизацию судов, предлагают увеличить срок наделения квотами до 15–20 лет. Но имеется обоснованная позиция и руководства страны, и Росрыболовства, что и законы, и нормативы должны быть стабильны. Что нельзя постоянно менять правила игры!
Некоторые дальневосточные и наши калининградские компании пытаются вопрос обновления флота решить самостоятельно, в одиночку. И наработки есть существенные, и желание. Просить или обязать государство вливать деньги в частный бизнес неразумно и несправедливо. Хотя и этот вариант нельзя исключать, как помощь в связи с реализацией доктрины продовольственной безопасности страны, половина из которой отдана рыбной промышленности.
Но есть и другой путь, — не просить, а строить флот вместе, в условиях кооперации. Если бы рыбопромышленники и союзы бассейнов — Западного, Северного, Дальневосточного, — объединились вокруг проекта типового судна и запуска его в серию, то дело обновления флота пошло бы быстрее. Известно, что только в серии можно получить значительную выгоду. Строительство больше семи судов может дать экономию и удешевление до 20 процентов. А консолидированные программы и государство охотнее поддерживает.
— Эти мысли витают в воздухе? Рыбопромышленникам сделали конкретное предложение?
— Да, на коллегии об этом говорили очень конкретно.
— Скажите, Владимир Алексеевич, а какие калининградские рыбопромысловые компании считаются крупными?
— РыбфлотФОР, который приобрел недавно компанию "Морская звезда". Вестрыбфлот, Атлантрыбфлот.
СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
— Когда вы стали ректором, объявили свою программу действий. В ней, например, шла речь о создании многоуровневого образовательного комплекса. Что это такое?
— Уже создана и юридически оформлена ассоциация "Балтийский академический комплекс рыбной промышленности", в который вошли: Морской лицей, Мореходная школа (ПТУ № 24), Калининградский морской рыбопромышленный колледж и Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж. Плюс БГАРФ, в структуре которой три института — Институт повышения квалификации, Институт прикладной экономики менеджмента и Институт профессиональной педагогики. Этот комплекс создан не только на бумаге. Больше года он работает в полном взаимодействии управления, использования материальной базы и специалистов. В его перспективе — развитие и становление ступенчатой подготовки морских кадров в регионе. Скажем, выпускники колледжей, если они продолжают профессиональное образование, поступают на сокращенную форму обучения в академию. И не по результатам ЕГЭ, а по экзаменационному испытанию.
Сейчас мы делаем следующий шаг. Полностью подготовлен пакет документов о реорганизации БГАРФ — через присоединение к академии Калининградского морского рыбопромышленного колледжа. В начале марта соответствующий пакет документов внесен в Правительство РФ. То, о чем мы говорили два года назад, о создании многоуровневого учебного заведения, вот-вот будет реализовано. Так делается в зарубежных морских державах, так будет и у нас в регионе. Это значит, что поступающий в морской колледж вправе претендовать на получение высшего образования и морского рабочего диплома без повтора предметов. А на ступени вузовского образования это позволит получать наиболее мотивированных и практически подготовленных молодых людей для пополнения нового набора. Кроме того, поскольку профильность всех ступеней обучения одинаковая, появляется финансовый резерв, исключается содержание дублирующих дорогостоящих лабораторий, мы получаем более широкий спектр тренажерной подготовки, можем создать общие службы обеспечения жизнедеятельности учебных заведений, иметь маневр по профессорско-преподавательскому составу и штатам. Я перечислил только то, что лежит на поверхности.
— В таком случае, вы должны поддерживать и идею объединения КГТУ и БГАРФ, ведь оба учебных заведения имеют одного учредителя — Росрыболовство? Но, на сколько я знаю, вы не в восторге от этого предложения?
— Согласитесь, что два вуза одного ведомства в маленьком регионе — это не логично. В то же время объединение академии и КГТУ, чтобы чисто арифметически сократить количество вузов, — тоже нелогично.
Другая идея — открытие в Калининградской области федерального университета. Это может быть очень важный и очень интересный шаг, который дал бы возможность высшей школе в регионе выйти на другой, более высокий уровень преподавания и обучения. Но когда стали погружаться в практические вопросы, в частности, обязательства России перед Международной морской организацией, то поняли всю сложность проблем. Изменение, например, юридического лица академии влечет за собой необходимость перерегистрации более чем в 80 направлениях подготовки. Это займет годы. Мы бы потеряли международный статус академии по выдаче и оформлению всех документов, без которых моряку в море не выйти. То же самое касается курсантов. После выпуска они не смогли бы иметь конвертируемые дипломы и получить морские рабочие дипломы, которые сейчас признаются во всем мире.
Учредителем и КГТУ, и нашей академии является Росрыболовство. И только оно вправе определять стратегию развития вузов и необходимость их реорганизации. И на сегодня Росрыболовство выступило против вхождения КГТУ и БГАРФ в состав федерального университета.
ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ ПРИДЕТ В НАУКУ
— Одной из своих главных задач на посту ректора вы называли возрождение аспирантуры. Какие есть препятствия для ее решения?
— Проблема академии, да и не только академии, а и большинства вузов, — это старение профессорско-преподавательского состава. Большой провал в подготовке научных кадров произошел за последние 20 лет. И чтобы талантливая молодежь оставалась в вузе, продолжала тематику своих дипломных работ в аспирантуре, нужно ее заинтересовывать. Политика БГАРФ направлена на то, чтобы в первую очередь перестроить систему стимулирования. Введены ректорские стипендии, например. Выпускникам академии, как и всем молодым людям, нужно создавать семьи, их обеспечивать. Времена, когда все жили на перспективу, потому что эта перспектива просчитывалась на десятки лет вперед, прошли. Конечно, в достойной смене должны быть заинтересованы и сами научные руководители. Для этого тоже выстраивается система стимулирования.
Если сдвинется с мертвой точки жилищная программа, которую подготовила академия, то значительную долю квартир получат перспективные аспиранты и научные сотрудники. К сожалению, пока на строительство жилья на федеральных землях вузов наложен мораторий. Но он не вечный, и перспектива положительно решить этот вопрос есть.
— В академии работает студенческий парламент. Он имеет какое-то значение, или это формальная демократия?
— Я считаю, что в нынешнем обществе невозможно гармонично развивать и образовательный, и воспитательный процесс в учебном заведении без взаимодействия и взаимопонимания с курсантами-студентами, не поддерживая их интересы, не оказывая на них всестороннее влияние. Как это сделать? Через структуру самоуправления, через курсантско-студенческий парламент. В нем есть направления науки, культуры, спорта. Выборы в парламент прошли больше года назад. И члены парламента не дадут соврать, что мы говорим на одном языке, решаем общие проблемы. При встречах я стараюсь учить их принимать ответственные решения, отвечать за результат, смотреть на ситуацию шире, с разных сторон. В нашем парламенте исключительно светлая, желающая что-то сделать молодежь. Это кадровый резерв не только академии, но и региона, даже страны.
— В БГАРФ больше нет военной кафедры?
— Согласно постановлению правительства военная кафедра должна быть закрыта в феврале 2011 года, а по приказу Минобороны занятия должны закончиться 1 сентября 2010 года. Выпуск 2010 го да — это последний выпуск офицеров запаса, которые не будут призываться на воинскую службу. Были очень серьезные попытки повлиять на эту ситуацию при полной поддержке руководства Росрыболовства и губернатора, но безуспешно. Я считаю, что это ошибочное решение.
КАЛИНИНГРАДСКИЙ И РОССИЙСКИЙ БРЕНД
— Барк "Крузенштерн" — сегодня бренд не только академии, но и России. Как удалось этого достичь?
— В России всего пять крупных учебно-парусных судов. Самый большой в мире парусник "Седов", приписанный к Мурманскому государственному техническому университету, который тоже входит в структуру Росрыболовства, наш "Крузенштерн" и "Паллада" у Дальневосточного университета. В Минтрансе есть еще трехмачтовые парусники "Мир" и "Надежда". Очень мудро и по-хозяйски повело себя Росрыболовство, когда в конце прошлого века формировалось бюджетное законодательство страны. Для трех парусников — "Седова", "Крузенштерна" и "Паллады" — финансирование в федеральном бюджете прописывается отдельной строкой. Благодаря этому все три судна максимальное время "живут" на воде, организовывают плавательную практику большого количества курсантов. А "воспитание парусами"?! Этого не заменит ни что! Посмотрите на сайте академии и российских информагентств фотографии. Какие у ребят глаза и лица... Эти ощущения, навыки и знания, незабываемые впечатления они пронесут через всю свою жизнь!
- Наш парусник — самый знаменитый?
— Да, и еще самый оснащенный технически. В этом году финансирование "Крузенштерна" — около 100 миллионов рублей. На нем установлено самое современное оборудование — навигационное, электронное и прочее. Академия старается использовать барк в целях пропаганды как академии, так и морского образования, отраслевого образования. "Крузенштерн" несет и дипломатическую миссию. Сейчас он выполняет распоряжение Правительства Российской Федерации, подписанное В. В. Путиным. Кругосветное плавание посвящено сразу трем памятным событиям — 65-й годовщине Победы, 90-летию рыбной отрасли России и 60-летию первой сельдяной экспедиции в открытый океан. На первом этапе трансатлантического перехода в 2009 году за 4,5 месяца на борту в зарубежных портах Европы, США, Канады, Исландии побывало более 82 тысяч человек. На втором этапе экспедиции мы были в Ванкувере, на XXI Олимпийских играх. Барк принял более 8 тысяч гостей, которые унесли в своем сердце частицу русской души, культуры и новое понимание истории, в частности истины о Великой Победе. Дипломаты отмечали гуманитарную миссию "Крузенштерна", резонанс был очень большой и положительный.
- Как вы думаете, если бы в свое время "Крузенштерн" остался на попечении академии, и ей бы сказали, "гребите" сами, что хотите, то и делайте, самостоятельно зарабатывайте на содержание парусника, была бы другая история?
— Академия бы не справилась. Конечно, можно было бы зарабатывать деньги, туристов катать и организовывать практику. Мы и сейчас частично оказываем образовательные услуги на договорных условиях. Но это не те деньги, которые дает государство. И надо отдать должное, для поддержания трех парусников Росрыболовство делает очень много даже в период кризиса. В прошлом году произошло секвестирование финансирования вузов, и академии в том числе, но финансирование "Крузенштерна" не уменьшилось. Мало того, была объявлена трансатлантическая экспедиция, на нее выделены дополнительные средства. Она и сейчас успешно продолжается.